Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости администрации
22.04.2009 Работа с кадрами в формате конкурса
Третий, заключительный этап конкурса на включение в резерв управленческих кадров городской администрации состоялся. Соревнование за звание кандидатов на пост заместителей главы города продолжалось в течение двух недель. 11 претендентов стремились доказать свою компетентность: участвовали в психологическом тестировании, решали управленческие задачи, прошли проверку знаний по законодательству.
Конкурс на включение в кадровый резерв — дело в мэрии Каменска-Уральского совершенно новое. Аналогов нет и в области. Как говорит начальник отдела кадров городской администрации Светлана Агафонова, положение о проведении конкурса было принято ещё в ноябре 2008 года. Прежде чем решиться на столь неординарное дело, долго сомневались (закон к этому муниципалитеты не обязывает), но, в конце концов, решили: нужно попробовать. Теперь, когда уже все позади, пришла пора подводить итоги и анализировать.
Информация о конкурсе была размещена в муниципальной газете «Каменский рабочий» и на официальном городском портале www.kamensk-uralskiy.ru. В течение двух недель желающие должны были подать заявления и предоставить необходимые документы. Не станем скрывать: кадровики администрации ждали, что интерес к муниципальной службе будет более активным. Предполагали, что на включение в кадровый резерв на пост каждого зама будут претендовать, по меньшей мере, пять-шесть человек. Рассчитывали организовать работу в группах, чтобы посмотреть, как человек проявляет себя в коллективе. Не получилось. На высшие муниципальные должности нашли в себе смелость заявиться лишь 11 человек. Из них трое — на включение в резерв заместителя главы города по социальной политике, двое — на должность руководителя аппарата администрации, ещё двое — на должность первого зама по городскому хозяйству. Галина Тарасенко — сейчас она зам. председателя городского комитета по архитектуре — решила попробовать свои силы как кандидат в кадровый резерв зама по развитию территории. Председатель комитета по управлению имуществом Вера Романова претендовала на кадровый резерв зама по экономике, а на должность председателя контрольного органа городской думы решила попробовать свои силы начальник отдела муниципального сектора комитета по экономике городской администрации Ирина Дорогина.
Члены комиссии объясняют невысокую активность несколькими факторами. Во-первых, информация о конкурсе «дошла» до тех, кто действительно интересуется жизнью города: читает новости на сайте и в газетах, изучают постановления городской администрации, публикуемые в «Каменском рабочем», используют и другие источники информации. Во-вторых, наверняка, горожане осознают ту степень ответственности, которой облечены чиновники. Наконец, кандидаты в кадровый резерв приняли решение участвовать в конкурсе осознанно, будучи уверенными в собственных силах, имея соответствующий стаж муниципальной службы или стаж работы по специальности, высшее образование.
Второй этап конкурса — тестирование кандидатов. Письменные ответы на 150 вопросов в рамках отведенного времени — хорошая проверка не только уровня знаний, но и оперативной памяти и способности быть твердыми в принятии решений. Итог — психологический портрет претендента, его моральный облик и устойчивость. Косвенно тест показал способность (или неспособность) каждого занимать одну из высших должностей в муниципальном образовании. Отметив плюсы и минусы участников конкурса, юристы, психологи, социологи, специалисты кадровой службы дали «добро» всем, справедливо рассудив, что тест все-таки не дает полного представления о человеке и управленце.
Ещё одно задание стало показателем юридической грамотности: нужно было ответить на 10 вопросов по законодательству. По мнению Светланы Агафоновой, задания были нетрудными, поскольку члены комиссии понимали, что людям, пришедшим со стороны, пока совсем не обязательно знать все тонкости. Тем не менее, именно так организаторы проверили, насколько хорошо претенденты знают Конституцию Российской федерации, федеральный и областной законы о муниципальной службе, Устав города. И вот здесь результаты одних порадовали, а результаты других — огорошили. Десять из десяти правильных ответов дали Галина Тарасенко, Вера Романова, Анастасия Карамышева. Один из кандидатов, сославшись потом в качестве оправдания на нехватку времени, дал лишь один правильный ответ из десяти. Однако и к таким, прямо скажем, слабо подготовленным конкурсантам, комиссия отнеслась в высшей степени лояльно и разрешила продолжить борьбу.
Одним из самых сложных заданий второго этапа стало решение управленческих задач. Светлана Агафонова констатирует:
— Работая в одних и тех же условиях, отвечая на одни и те же вопросы, каждый предложил свой вариант. Мы поняли, кто из кандидатов знает и способен решать насущные задачи, а кто о жизни городского социума имеет довольно смутное представление. Судите сами: если человек не знает ничего, например, о ТСЖ, может ли он занимать пост заместителя главы города по социальным вопросам или заместителя по городскому хозяйству? Ещё один показатель зрелости настоящего заместителя главы города — его умение пользоваться информацией СМИ.
Третий, заключительный этап конкурса — собеседование — длился в течение двух дней. Одна участница к последнему туру взяла самоотвод. Остальные предстали перед комиссией, чтобы ответить на вопросы и показать себя теперь уже очно и, по возможности, с наиболее выгодной стороны.
Спектр вопросов был разнообразен. Практически всех спросили о том, почему решили участвовать в конкурсе, какие насущные проблемы (в зависимости от направления деятельности) предстоит решать тому или иному заму и как это нужно делать, с чего начинать.
Не оказалось конкурентов у трех кандидатов. Галину Тарасенко в итоге рекомендовали на включение в кадровый резерв заместителя главы города по развитию территории. Вера Романова стала кандидатом № 1 на включение в кадровый резерв на должность заместителя главы города по экономике. Ирина Дорогина — на должность председателя контрольного органа городской думы. У каждой из трех претенденток - более 10 лет муниципального стажа, достаточный опыт работы по специальности. На все вопросы пристрастное жюри получило исчерпывающие, грамотные, четкие ответы.
На должность руководителя аппарата администрации заявились двое: главный специалист администрации Синарского района Анастасия Карамышева и главный специалист отдела по работе с семьей, детьми и молодежью городской администрации Наталья Полянская. Обе — примерно одного возраста, одного образовательного уровня и опыта работы. Но с юридической точки зрения (а для руководителя аппарата — это основной критерий) более подкованной оказалась Анастасия.
Два претендента пожелали состоять в резерве на должность первого заместителя главы города по городскому хозяйству: Виталий Соколов и Дмитрий Башарин. Оба показали знание и понимание специфических коммунальных вопросов. «Слабым звеном» для них стали вопросы законодательства. И всё-таки более высокий уровень продемонстрировал Дмитрий Башарин. Его и рекомендовали члены комиссии для включения в кадровый резерв.
Самой популярной для кандидатов на включение в кадровый резерв оказалась должность заместителя главы города по социальной политике: сразу три претендента решили проявить себя на этом поприще. Члены комиссии и эксперт — зам. начальника городского управления здравоохранения Надежда Дьячкова — провели экзамен на предмет понимания текущих проблем. Для конкурсантов стал настоящим открытием, например, что вопросы призывной кампании и вопросы правонарушений — так же, как и проблемы образования, здравоохранения, культуры, спорта и многое-многое другое находятся в ведении этого зама. Зато креативные идеи, которые были озвучены в ходе собеседования, комиссию, безусловно, заинтересовали. В результате принято решение рекомендовать в кадровый резерв сразу двух кандидатов — Наталью Лисовую и Олега Аминева.
Конкурс завершен. Итоги подведены. Претенденты определены. Теперь членам конкурсной комиссии, которую возглавляет руководитель аппарата городской администрации Татьяна Картамышева, предстоит сформировать список кандидатов, рекомендуемых к включению в резерв управленческих кадров, и направить его главе города для утверждения. После чего сообщить кандидатам о результатах и… продолжить работу: «резервистам» предстоит ещё поучиться и поработать вместе с теми, чьи обязанности они готовы взвалить на свои плечи. Хлеб муниципального служащего не сладок - точно знают те, кто отдал этому делу большую часть своей трудовой жизни.
По мнению всех членов комиссии, в составе которой работал и депутат городской думы Владимир Горенков, благодаря конкурсу накоплен позитивный опыт создания кадрового резерва. Следующий отбор на включение в кадровый резерв коснется руководителей органов местного самоуправления. Будут «разыграны» должности начальников управлений образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, комитетов по градостроительству и архитектуре, управлению имуществом, территориальных органов местного самоуправления.
Надежда Кузнецова, специалист пресс-службы администрации города.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.