Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия

Календарь

 Апрель ′2007 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости администрации

17.04.2007 Виктор Якимов: «Не заставляйте муниципалитеты принимать «троянских коней».

Глава города Виктор Якимов направил президенту РФ письмо, в котором призывает Владимира Путина незамедлительно принять пятый национальный проект – по сносу и восстановлению ветхого и аварийного жилья и на государственном уровне заняться решением проблемы, грозящей стать детонатором серьезных социальных потрясений по всей России.

Чтобы этого не произошло в Каменске-Уральском, Виктор Якимов принял удар на себя. Во вторник к мэру приезжают судебные приставы, чтобы обязать его исполнить решение суда. В противном случае главе Каменска-Уральского грозят штраф либо уголовная ответственность. Однако мэр упорно отстаивает интересы муниципалитета, которые, по его мнению, ущемляет ОАО «Российские железные дороги», в судебном порядке требующее, чтобы муниципалитет принял в собственность 46 бывших железнодорожных домов.

Уважаемый Владимир Владимирович!

news_17.04.07_01Вынужден оторвать Вас от дел государственной важности проблемами города, где живут 186 тысяч уральцев. Такое право мне дает не только тот факт, что мои земляки – металлурги и труженики других профессий – наряду с социально-экономическим благополучием родного Каменска-Уральского созидают мощь и славу всей России.  Имущественно-правовой спор администрации Каменска-Уральского и ОАО «Российские железные дороги», длящийся без малого четыре года, обнажил вопиющее несоответствие задач, поставленных реформой местного самоуправления, и реальных результатов идущих преобразований.

Ситуация складывается парадоксальная. Вы неоднократно подчеркивали, уважаемый президент, что административная реформа – это справедливое разделение полномочий, ответственности и финансовых ресурсов между государством, субъектами федерации и муниципалитетами. Уверен, меня поддержат многие коллеги – главы муниципальных образований: в результате законодательных новшеств мы сохранили всю полноту ответственности, по полной программе получили полномочия, за исключением главного – достаточных средств на выполнение обязательств перед населением.

news_17.04.07_02Межбюджетные отношения, не стимулирующие местную власть расширять налогооблагаемую базу, – разговор особый.  Достаточно лишь одной  статистической иллюстрации: в 1996 году в структуре налогов промышленных предприятий Каменска-Уральского отчисления в муниципальную казну составляли 56 %, в 2004 году – 12 %, в 2007 году они сократились до 7 %. Гораздо тревожнее при этом, что скудные муниципальные средства нас принуждают расходовать на исправление чужих недоработок, конкретно - ОАО «Российские железные дороги».

При создании в 2003 году открытого акционерного общества «Российские железные дороги» российское правительство распорядилось передать имущество бывшего федерального железнодорожного транспорта, не входящее в уставный капитал ОАО «РЖД», в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность. В перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения попали 46 каменских домов. Утвердив список объектов, не подлежащих приватизации, российское правительство поручило Мингосимуществу, Минфину и МПС принять решение об их  дальнейшем использовании и передать в установленном порядке в собственность субъектов РФ или муниципалитетов.

news_17.04.07_03На основании совместного решения трех министерств ОАО «РЖД» настаивает, чтобы муниципалитет принял в собственность жилфонд, который в силу ветхости либо несоответствия санитарным требованиям для проживания не пригоден. Такой вердикт после детального обследования домов вынесла межведомственная комиссия, в которую вошли коммунальщики, специалисты БТИ, санитарного, пожарного и архитектурного надзора.

Чтобы представить состояние домов из «списка преткновения», достаточно сказать, что в него вошли  деревянные  хибары 1884 и 1898 «годов рождения». Из 12 домов железнодорожного жилфонда, построенных с конца XVIII века до 1940 года, капитально ремонтировались лишь два. Самый «молодой» из домов построен 17 лет назад. Как и остальные дома, он расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги. А это, как говорится: к санврачам не ходи, - превышение допустимого уровня шума, вибрации, нарушение параметров микроклимата.

news_17.04.07_04Вот такое имущество железнодорожники пытаются передать муниципалитету в судебном порядке. Активное сопротивление муниципалитета финансово-правовому принуждению суд квалифицировал в соответствии с иском ОАО «РЖД» как «незаконное бездействие» и обязал администрацию города принять спорный жилфонд в муниципальную собственность без каких-либо условий. Однако муниципалитет не может взвалить на себя без соответствующего финансирования 46 ветхих и санитарно-неблагополучных домов. Местная власть обязана защитить интересы и законные права каменцев. В первую очередь, тех, кто живет в этих домах. Согласившись на условия железной дороги, муниципалитет вынужден будет в соответствии с Жилищным кодексом переселить людей в нормальные квартиры. С учетом средней стоимости квадратного метра жилья, сложившейся  на рынке Каменска в начале текущего года, решение этой задачи требует не менее 130 миллионов рублей. Где возьмет их администрация города?

news_17.04.07_05В городской казне «лишних» денег нет. Напротив, на  запланированные в 2007 году расходы при бюджете в 1,5 миллиарда рублей муниципалитету не хватает почти 28 миллионов. Тогда как проблем с трущобами - и своих хоть отбавляй. С 2004 года в городе действует целевая программа «Переселение граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания». До 2010 года городской власти предстоит расселить 20 домов.

Объективно количество ветхого жилфонда, конечно, больше. Однако с учетом финансово-экономических реалий и за эту работу горожане говорят муниципалитету спасибо. Вы сами, уважаемый Владимир Владимирович, на недавнем заседании Госсовета в Казани  откровенно признали, что «копившиеся в жилищно-коммунальной сфере долги и проблемы фактически легли на плечи муниципалитетов, которые так и не получили достаточных ресурсов для поддержания жилого фонда и инфраструктуры».

news_17.04.07_06От констатации удручающего факта государству давно пора перейти к делу. Ведь реформа местного самоуправления, как известно, затевалась ради того, чтобы самый близкий к населению уровень власти перестал быть «крайним» - бесправным и неимущим, но отвечающим всегда и за все, за себя и даже «за того парня», что облечен государственными полномочиями.

Нельзя не согласиться: разграничение государственных полномочий и вопросов местного значения необходимо, оно позволяет сделать максимально эффективным каждое управленческое звено и обеспечить баланс интересов. Освобождаясь от местной «текучки», федеральная и региональная власть имеет возможность сконцентрироваться на государственных делах. Но при этом должны быть учтены интересы и местного самоуправления. Формально прописано, что для оперативного и качественного решения своих задач муниципалитеты наделяются соответствующими материальными и финансовыми возможностями. Гарантируется органам местного самоуправления и компенсация дополнительных расходов в результате обременительных решений государственной власти. Однако процесс по передаче жилфонда ОАО «РЖД» нашему муниципалитету  свидетельствует, что эти гарантии – пока не более, чем строки Конституции и закона «О финансовых основах местного самоуправления в России».

Уважаемый господин президент, обращаюсь к Вам как гаранту российской Конституции: если государство не намерено угробить местное самоуправление, Росимущество и прочие государственные ведомства должны с пониманием отнестись к отказу мэрии Каменска-Уральского от  «троянского коня» железнодорожников. Либо обеспечить финансовую защиту - как муниципалитету, так и его гражданам. В отличие от имущества и властных функций, население России никто по уровням власти не расписал. Каменцы – не меньше граждане России, чем москвичи. И потому судьба жильцов из домов-развалюх, которые к тому же по сей день фактически принадлежат Росимуществу, - такая же забота государства, как и главы города.

Владимир Владимирович, поверьте, как глава города с почти пятнадцатилетним стажем, я нашел бы выход из сложившейся ситуации и не стал беспокоить президента страны, сводись судебный спор муниципальной власти Каменска-Уральского с ОАО «РЖД» исключительно к необеспеченным финансами дополнительным мандатам. Но возникшая проблема значительно масштабнее местного конфликта.

Изношенный жилищный фонд грозит стать причиной больших бед, детонатором серьезных социальных потрясений. Каменск-Уральский, к счастью, Бог пока хранит. Но Россия уже знает скорбные примеры. Уверен, Вы помните один из последних, когда в октябре прошлого года под руинами рухнувшего подъезда в «многоэтажке» Выборга оказались погребены семь жителей. Кстати, дом тот тоже переживал межвременье – переходил из рук железной дороги в муниципальные, и точно так же мэрия рассчитывала получить от прежнего владельца компенсацию на ремонт. Дом не дожил.

Ветхость жилья несет квартиросъемщикам и ощутимые  финансовые потери: по сравнению с новыми квартирами, оснащенными современными системами тепловодоснабжения, обогрева и освещения, приборами учета и экономии, старый жилфонд гораздо затратнее. А кто живет сегодня в бараках, «хрущевках» и «панельках»? Старики и малоимущие, у которых нет денег купить экономное жилье, для которых новации Жилищного кодекса – шок. Справедливо ли взвешивать на них бремя капитального ремонта, который в свое время не выполнил собственник жилья? Аналогичный вопрос вправе задать и муниципалитеты, в ходе реформы местного самоуправления и ЖКХ получившие «с государственного плеча» донельзя изношенный жилфонд. И ответить на эти вопросы государству лучше до того, как шок перейдет в фазу народного гнева.

Уважаемый Владимир Владимирович, национальные проекты в здравоохранении, образовании, активное содействие строительству доступного жилья, безусловно, ощутимо сказались на повышении качества жизни людей. И подтвердили, что правительство может найти как ресурсы, так и адекватные способы решения первоочередных проблем. Сегодня наряду с демографией самая катастрофическая сфера – жилищно-коммунальная. Не сомневаюсь, что государству вполне по силам все предложения о пятом нацпроекте - в сфере ЖКХ - облечь в форму конкретных программ, в том числе - по сносу и восстановлению аварийного, ветхого жилья. Уверен, такие меры будут с готовностью и энтузиазмом поддержаны во всех уголках России -  от областных центров до таких городов, как Каменск-Уральский. У главы государства и глав муниципалитетов одна задача – улучшение жизни людей.  Давайте работать на этот результат сообща и результативно.

С уважением, Виктор Якимов, глава города Каменск-Уральский.

вернуться