Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия

Календарь

 Февраль ′2007 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости администрации

09.02.2007 Опасный эквилибр

news_09.02.07_05Междуусобицы на областном политическом Олимпе, а точнее – их публичный резонанс зацепили и Каменск-Уральский. Информационные агентства запустили «утку» о том, что наш город рассматривается в качестве плацдарма для обкатки политического эксперимента по изменению устава муниципалитета, отмене всенародных выборов главы города и назначению так называемого «сити-менеджера» - управляющего городом. Якобы, отработав технологию на благополучной территории, можно будет тиражировать ее там, где в силу разных обстоятельств требуется замена мэров.

Насколько реален, оправдан и результативен такой вариант? Компетентно рассуждает об этом начальник юридического отдела мэрии Татьяна Иванченко.

- Татьяна Дмитриевна, в контексте надуманной сенсации корректировка местной Конституции – устава города выглядит делом простым и быстрым. Это в самом деле так?

- Внесение изменений в устав города, действительно, особой сложности не представляет. В том случае, конечно, если это оправданные, необходимые коррективы, - что должны подтвердить своим решением депутаты городской думы. Принятые думой изменения могут быть зарегистрированы учреждением юстиции в месячный срок. Но в силу они вступят только после того, как закончатся полномочия действующих депутатов и приступят к работе депутаты следующего созыва. Сократить этот период может только самороспуск думы. На мой взгляд, это совершенно не реальный вариант.

- Действующий устав города предусматривает должность сити-менеджера?

-  Федеральное законодательство допускает избрание главы города  из состава депутатов городской думы. В этом  случае он возглавляет представительный орган, а городскую администрацию - нанятый по контракту глава администрации. Причем, на работу он должен приниматься комиссией и на условиях конкурса, которые определяет представительный орган. Конкурсная комиссия формируется  на одну треть из  представителей органа государственной власти субъекта федерации, остальные две трети комиссии составляют городские депутаты.

Это одна возможность. Предусмотрена законодателем и схема, когда глава муниципального образования избирается всем населением. При этом он тоже может возглавить представительный орган, и тогда главу администрации придется выбирать по конкурсу. Либо так, как в нашем городе: глава города избирается всем населением, возглавляет администрацию, а председателя думы депутаты избирают из своего состава.

- То есть в каменском уставе прописано, что  мы избираем главу города, который совмещает функции главы муниципального образования и главы администрации? И другого по местной конституции не дано?

- Однозначно. Ведь если рассматривать вариант, когда глава города возглавляет представительный орган - хоть он всем населением избирался, хоть из состава думы избирался - в уставе города должны быть прописаны условия трудового контракта с сити-менеджером. Человеку, который решится участвовать в конкурсе на замещение этой должности, необходимо знать, на каких условиях предлагается работать, какие требования предъявляются к кандидату - образование, стаж руководящей работы и прочие. Наш устав этих положений не содержит.

- А что насчет перераспределения полномочий исполнительной и представительной власти, на которое ссылаются изобретатели новых управленческих схем? Допускает закон такие вольности?

- Закон об общих принципах местного самоуправления от 1995 года предусматривал обязательное наличие в муниципалитете только представительного органа. Формирование администрации, как и учреждение поста главы города отдавались на откуп депутатам. И если принималось решение о введении должности главы муниципального образования и создании исполнительно-распорядительного органа, то полномочия по старому закону делились в соответствии с тем, как решат и запишут в уставе города опять же депутаты думы. Допустим, из 30 вопросов местного значения 15 полномочий дума могла отнести к своей компетенции, остальные – к компетенции главы администрации.

Новая редакция закона, принятая в 2003 году, предусмотрела местную власть в «трех лицах»: так же как губернатор в области, в муниципалитете должно быть высшее должностное лицо – глава муниципального образования, обязательно наличие представительного органа и исполнительно-распорядительного - администрации города. Кроме того, закон однозначно закрепил за думой только нормотворческую деятельность. Исполнительно-распорядительные функции возложены на главу и администрацию города.

Самодеятельность в этих вопросах исключена, полномочия теперь перераспределить невозможно. Взять, к примеру, управление муниципальной собственностью. Дума утверждает только порядок управления, но оперативно распоряжаться имуществом муниципалитета не вправе.

- Татьяна Дмитриевна, а как решает новый закон дилемму совмещения разных полномочий главой города?

- Закон 1995 года позволял главе города не только одновременно возглавить представительный и исполнительный органы, но и совмещать эту деятельность с иной не оплачиваемой работой, в том числе – представительной в законодательных органах. На главу города в то время не распространялись ограничения, прописанные для муниципальных служащих, поскольку действовал специальный областной закон о статусе глав муниципальных образований, где было четко и ясно сказано, что мэр – не муниципальный служащий. В связи с этим деятельность Виктора Васильевича в Палате Представителей была вполне легитимной. Сейчас исполнительное и представительное совместительство законодательно исключено.

- А может, и в самом деле неплохо, если опытный политик возглавит город, а текущей работой займется практик-профессионал?

- Возможно, если при этом будут соблюдены несколько условий. Сити-менеджером на условиях конкурса необходимо нанять грамотного управленца, а это не так-то просто. Депутаты, работающие в думе не по одному созыву, и то, бывает, испытывают затруднения в бюджетно-финансовых вопросах, в  практике муниципального хозяйства. И с этим связано еще одно немаловажное условие успешной работы нанятого управляющего. Отношения с представительной властью у сити-менеджера могут сложиться по-разному. И нельзя исключить вариант, когда дума начнет беспрестанно его контролировать, заслушивать, требовать отчетов и объяснений – так, что не до работы будет человеку, лишь бы сохранить должность.

О каком перспективном развитии города в такой ситуации можно будет говорить? Если сегодня глава города работает уверенно, зная, что продление его полномочий зависит только от населения, то он и планировать долгосрочные проекты может. Выборного главу города праве отозвать только население. Ответственность перед государством настолько сложно законодательно прописана, что вряд ли этот механизм, даже запущенный, сработает быстро и положительно.

Что касается управляющего, с ним очень просто расторгнуть контракт, даже несмотря на то, что он заключается на двух уровнях. Во-первых, местный представительный орган определяет условия трудового договора и глава муниципального образования подписывает контракт. Во-вторых, поскольку Каменск-Уральский имеет статус городского округа и ему передаются государственные полномочия, то контракт с сити-менеджером заключает также и орган государственной власти. Соответственно, инициировать расторжение контракта могут оба «работодателя»: глава муниципального образования, возглавляющий думу, - если представительный орган сочтет, что управляющий не исполняет должным образом полномочия по вопросам местного значения, а также орган государственной  власти, - если управляющий не справится с возложенными на него государственными задачами.

- Можно представить, насколько зависим человек в должности нанятого управляющего. Шаг вправо, шаг влево – увольнение с  работы. А самое тревожное – непредсказуемые последствия, которыми такой «эксперимент» чреват для города.

- За последние годы горожане привыкли к определенной стабильности и благополучию в сфере городского хозяйства. За редкими, чаще – чрезвычайными исключениями, каменцы живут в тепле, со светом и водой, в благоустроенном, чистом, развивающемся городе. Между тем даже в Свердловской области немало территорий, где дела обстоят далеко не так. У нас нет возможности постоянно сравнивать Каменск с другими городами. К тому же сам мэр приучил горожан ориентироваться не на худшие, а, наоборот, на лучшие примеры. «Это не у нас все отлично, просто у других хуже», - часто повторяет Виктор Васильевич, когда Каменск хвалят и вручают различные грамоты.

Такая позиция нашего главы – благо для города, открытая перспектива для дальнейшего развития. А почему Якимов так настроен, почему успешно руководит городом? Личные, волевые и профессиональные качества – одна сторона ответа. Другая – оптимальные правовые условия для работы, гарантированные должностью и разумным уставом города. Так что менять устав города, экспериментировать со структурой муниципального управления, ломать сложившиеся отношения мэра, исполнительной власти и думы я бы не советовала. И как юрист, и как житель Каменска. От добра добра не ищут. 

Елена Жукова, пресс-секретарь главы города.

вернуться