Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия

Календарь

 Февраль ′2014 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28    

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Дайджест актуальных новостей

17.02.2014 Земля как источник доходов

Ольга Волкова

Распределение земельных участков, приватизация муниципальной недвижимости, контроль за поступлением арендных платежей в казну и выявление бесхозяйного имущества, передача в аренду высвобождаемых муниципальных участков земли и помещений ― всё это функциональные обязанности комитета по управлению имуществу. На бюрократическом языке этот орган местного самоуправления является администратором неналоговых доходов муниципалитета ― это значит, что приоритетным видом деятельности для ОМСа является пополнение городского бюджета.

Председатель комитета по управлению имуществом Ольга Волкова поясняет:

― Основные виды доходов от использования муниципального имущества ― это доходы от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности, земельных участков, доходы от приватизации имущества и сдачи внаем принадлежащих городу жилых помещений. По итогам 2013 года комитет «заработал» для местного бюджета 192,5 миллиона рублей ― это 102, 5 % от годового задания и 115,2 % к уровню 2012 года.

56% доходов составляют доходы от сдачи в аренду земельных участков: 109,2 миллиона рублей поступило в городской бюджет по этой статье ― на 64% больше уровня 2012 года. Такой эффект ― результат активной работы по взысканию задолженностей и проведению аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков под строительство.

В прошлом году комитетом проведено 16 аукционов. По их результатам арендаторы обрели 25 земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов (НТО), автостоянок и наделов под огородничество, 12 участков «ушли» под индивидуальное жилищное строительство, три ― под строительство многоквартирных домов, два ― под комплексное освоение в целях жилищного строительства, ещё четыре ― под строительство гаражей и объектов торговли.

Сумма единовременных поступлений от продажи права на заключение договоров аренды составила 37,4 миллиона рублей. Сумма поступления от аренды по новым договорам 2013 года ― 17,1 миллиона. Всего же в минувшем году заключено 139 договоров аренды. Теперь их стало 1614.

― Какие доходы приносит продажа земельных участков?

― В прошлом году заключено 509 договоров купли-продажи земли. Три ― с юридическими лицами, 14 ― с предпринимателями, 392 ― с физическими лицами, которые приватизировали свои наделы под частными домами и гаражами.

Совокупный доход по этой статье составил 7 миллионов. И это меньше, чем в 2012 году, что легко объяснить: большинство крупных земельных участков на территории города выкуплены ранее промышленными предприятиями или под объекты торговли.

Один из примеров 2012 года: ЗАО «Мегамарт» выкупил землю ― сумма в консолидированный бюджет области составила около девяти миллионов рублей. Теперь земельные участки в частной собственности. 80% от этой суммы поступило в городской бюджет, 20% ― в бюджет области. Но с 1 января 2014 года все 100 % доходов от продажи земли будут поступать только в городской бюджет, так как изменилось законодательство. Для муниципалитета это плюс.

― Продаются ли муниципальные здания?

― Работа проводится много лет в рамках программы приватизации, которую утверждает городская дума. Перечень объектов, подлежащих приватизации в 2014 году, очень скудный. В прошлом году в списке было шесть объектов, из них продали только два. Одно помещение в 17 квадратных метров ― на улице Белинского 71, второе ― на улице Красных Орлов 62 . Ещё одно отдельно стоящее здание на улице Машинистов удалось продать в январе 2014.

Торги проводятся в виде открытого аукциона. Правила для всех одинаковые: независимый оценщик устанавливает стоимость, на основании отчета оценщика назначается начальная минимальная цена. И далее всё по правилам аукциона: от начальной цены устанавливается пошагово плюс 5%. Участники торгов могут предложить свою цену, но не меньше цены, увеличенной на шаг аукциона. Кто назначает высшую цену, тот и побеждает.

Для муниципалитета выгоднее сдавать помещения в аренду, так как это стабильный источник дохода. Но в отдельных случаях содержать здание, которое требует серьезных вложений, охраны, гораздо дороже, ― тогда отдаем в концессию или выставляем на продажу.

Доход от приватизации муниципального имущества в прошлом году составил 15 миллионов рублей. От продажи объектов, включенных в список приватизации, поступило только 356 тысяч. Из муниципальной собственности в частное владение перешли также объекты, которые ранее арендовали предприниматели. Они воспользовались правом, предоставленным малому бизнесу федеральным законом № 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества».

― Сколько миллионов принесла в муниципальный бюджет аренда муниципального имущества?

― Плановые показатели выполнены: по итогам 2013 года собрано 45,9 миллиона рублей. Но в последнее время, к сожалению, наблюдаем тенденцию снижения доходов от аренды.

― Как боретесь с должниками и недоимщиками? Такие, к сожалению, есть в любом городе: муниципальным имуществом пользуются, а платить за него не хотят… Один из ярких примеров 2013 года – снос автостоянки на перекрестке Кирова – Кунавина.

― Да, бывший арендатор этого земельного участка до сих пор должен казне 69 тысяч рублей.

Что касается системы борьбы с неплательщиками ― процедура отработана: составляем акт сверки, высылаем предсудебные предупреждения, потом готовим исковое заявление в суд. Злостных неплательщиков вызываем на заседание межведомственной комиссии. Если добровольно не освобождает помещение или территорию ― принуждаем, конечно, на основании решения суда.

Разработан и муниципальный порядок. Действует с лета прошлого года. Благодаря этому порядку было принято 13 постановлений администрации города в отношении должников об освобождении земельного участка. Восемь реализованы, остальные должны исполнить требования постановления в наступившем году. К слову, большинство всё-таки не ждет, когда их выселят, собирают вещи и выезжают сами.

― Одно из полномочий комитета по управлению имуществом ― проведение проверок земельных участков. Зачем это нужно и что дает?

― Муниципальный контроль предпринимателей и юридических лиц (плановый) проводим раз в три года ― в соответствии с законом. План утверждает прокуратура. По итогам проверок составляем акты и направляем материалы в прокуратуру.

В 2013 году было проведено 17 проверок, выявлено 10 нарушений ― незаконный захват земли без правоустанавливающих документов. То есть, например, к выделенной территории автостоянки, предприниматель взял и самовольно прибавил ещё несколько метров.

В 2013 году составлено 138 актов обследования земельных участков. Кроме того выявлены земельные участки под размещение металлических гаражей без правоустанавливающих документов, которые так же занимают определенную муниципальную территорию. В этом обязательно нужно наводить порядок: люди требуют узаконить участки земли, на которых установлены гаражи, либо предоставить им взамен другие. Однако это противоречит Земельному кодексу. Согласно букве закона, мы должны проводить торги по каждому земельному участку. И желающих приобрести именно этот участок земли может оказаться больше, так что право на аренду могут выиграть и не владельцы гаражей.

― Что нового в деятельности комитета появилось в 2014 году?

― Земля ― один из главных ресурсов и важнейший источник формирования городского бюджета. Поэтому для нас важно понять, какие земельные участки сегодня не используются и соответственно не приносят дохода. Предстоит выявить такие территории и максимально вовлечь их в хозяйственный оборот.

В настоящее время проводится работа по формированию реестра свободных земельных участков с указанием вида разрешенного использования. Когда реестр будет создан, разместим его на официальном сайте города, что обеспечит свободный доступ населения к информации. Сейчас люди очень часто задают нам вопросы по этому поводу.

Все основные задачи на 2014 год и пути их решения изложены в «Муниципальной программе управления муниципальной собственностью на 2014-2016 годы». Этот документ для нас сегодня главный. Будем стремиться исполнить все показатели, утвержденные в данной программе. Понимаем, что от эффективности нашей работы зависит и пополнение казны, и повышение уровня благосостояния горожан.

Надежда Кузнецова.

вернуться


Ссылка на пресс-службу администрации города при использовании материалов обязательна.