Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Дайджест актуальных новостей
06.12.2010 Есть инвестиции, будут и результаты
Есть инвестиции, будут и результаты
За эффективность городского хозяйства, создание условий безопасного и комфортного проживания населения традиционно отвечает первый зам главы. С ноября 2006 года персональная ответственность за этот, прямо скажем, непростой участок работы возложена на самого молодого вице-мэра Каменска-Уральского Алексея Шмыкова. О том, что изменилось в системе ЖКХ за последние четыре года – в нашем интервью с первым заместителем главы администрации по городскому хозяйству.
— В момент назначения первым замом Вы, наверняка, представляли, что в ЖКХ много проблем. А было ли понимание, как их решить и сколько времени на это потребуется?
— Начну с того, что в моих планах не было намерений стать чиновником и уж тем более первым замом главы города. В ноябре 2006 года жизнь круто изменилась. Ситуация в ЖКХ была непростой: город только-только перешел на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг, пережил ликвидацию двух крупных аварий на тепловых сетях и успел накопить внушительные долги перед генерирующими компаниями.
Общую ситуацию в ЖКХ я, конечно же, знал. Пятилетний опыт работы в МУП «КУЭС» и полтора года директорства в Комэнерго не прошли даром. А вот проблемы Водоканала, пассажирского транспорта, содержания дорог уборки города, положение дел в МУ «ДЕЗ» пришлось изучать по ходу дела. Полное понимание того, как именно изменить ситуацию и сделать деятельность всех предприятий ЖКХ эффективной пришло года через полтора.
— Какие же приоритеты Вы для себя определили?
— Приоритеты расставила сама жизнь. В тот период было два самых узких места — удручающее состояние жилищного фонда и износ тепловых сетей. Поток жалоб и обращений людей в мэрию тогда был именно на эту тему, особенно в момент запуска тепла.
Муниципальное учреждение «ДЕЗ» деньги за ЖКУ собирало в объеме 90-92%, но с генераторами расплачивалось не полностью, а главное с большим опозданием. Долги за тепло и горячую воду росли как снежный ком. Обе эти проблемы требовали скорейшего решения. С них и начались преобразования в системе ЖКХ.
Моя главная задача, как первого заместителя главы по городскому хозяйству, состояла в том, чтобы четко скоординировать действия руководителей предприятий и в итоге создать условия для предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг населению.
— При нехватке средств в местном бюджете и внушительных долгах перед генераторами, Вы, тем не менее, отдали приоритет проведению капремонтов городских теплосетей.
— Решение было принято главой города М.С.Астаховым. Как показало время, оно было правильным. Ремонтируя каждый сезон по 20-22 километра магистральных и квартальных сетей, Каменская коммунальная компания и ее подрядчики снизили вероятность потерь тепла на этих участках. Не говоря уже о запуске в эксплуатацию станции подмешивания в Красногорском районе, установке насосов с высотно-частотным приводом, новых задвижек и компенсаторов. Именно эти меры позволили сэкономить деньги потребителей тепловой энергии, в первую очередь населения, уменьшить разногласия между энергетиками и Каменской коммунальной компанией, которая эксплуатировала городские сети. Не ремонтируя, мы бы только усугубили ситуацию в тепловом хозяйстве. Сегодня потери в разы меньше, чем были в 2006 году.
— Осенью 2008 года глава принял решение о создании частной управляющей компании «Дирекция единого заказчика». Чем Вас не устраивал МУ «ДЕЗ»?
— Создание управляющей компании было продиктовано временем и требованием 185 федерального закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Муниципальный ДЕЗ был обременен огромными долгами и лишал нас возможности претендовать на получение федеральных денег по программе капитального ремонта многоквартирных домов.
Новой управляющей компании, ее директору Андрею Анчугову главой города были поставлены конкретные задачи — повысить качество предоставляемых населению услуг и сбор платежей за ЖКУ, снизить до минимума разрыв между оплатой за потребленное тепло и суммой ежемесячных сборов за жилищно-коммунальные услуги.
Поскольку мы решили участвовать в региональной адресной программе по проведению капремонта домов, в кратчайший срок нужно было определиться, какие дома включать в программу, провести собрания жильцов и составить сметы по видам работ. Потом передать все необходимые документы в мэрию, чтобы своевременно подготовить заявку в Фонд содействия реформирования ЖКХ.
— Первую заявку на участие в реализации 185 ФЗ город подал в 2009 году, решив освоить огромную для Каменска сумму — полмиллиарда рублей. Многие в успех этой затеи не верили, тем не менее, Вы рискнули.
— Это был единственный шанс привлечь в город деньги, обеспечить коммунальщиков и строителей заказами, а самое главное — отремонтировать жилье.
Провели необходимую подготовительную работу по 333 многоквартирным домам, продумали систему взаимодействия муниципалитета, Дирекции единого заказчика, товариществ собственников жилья, генподрядной организации ООО «Уралмонтаж», служб технического надзора. Когда работы начались, вместе главой города еженедельно контролировали соблюдение сроков ремонта. В тот кризисный год полторы тысячи коммунальщиков и строителей нашли приложение своим рукам, а город освоил почти 500 миллионов рублей.
Риск был в том, что не успеем уложиться в плановый срок. Успели. В этом году подали две заявки — на участие в 185 федеральном законе и в программе моногородов.
— Надо полагать, помог приобретенный год назад опыт и меньший объем ремонтов.
— Опыт, конечно, помог плюс тесное взаимодействие с областным министерством энергетики и ЖКХ. Ну, и специалисты ДЕЗа и отраслевого органа по городскому хозяйству не подвели: все отработали профессионально.
— Как объяснить, что в этом году домов меньше — 140, а денег больше?
— Город заявился на участие в комплексном ремонте, а это не менее пяти видов работ — по инженерным сетям, электрике, кровле, фасадам домов, плюс установка узлов учета. Фонд содействия реформированию ЖКХ изменил условия, соответственно те многоэтажки, где кое-что отремонтировали в прошлом году, нынче в адресную программу не попали.
— Сколько денег должен освоить город?
По затратам, если суммировать федеральные, областные, муниципальные деньги, средства управляющей компании и ТСЖ, то получается более 676 млн. рублей. По 185 федеральному закону капремонт завершен, освоено более 176 миллионов рублей. По программе модернизации моногородов Каменску выделено почти полмиллиарда. Результат, я считаю, того стоит. За два года в городе отремонтировано почти столько же жилья, сколько за предыдущие десять лет.
— Как Вы считаете, подрядчики научились работать с учетом интересов собственников жилья?
— Начну с того, что собрания со старшими домов, председателями ТСЖ, подрядчиками, которые мы неоднократно проводили в мэрии, свою роль сыграли. Меняется психология тех, кто проводит ремонт, и тех, кто контролирует его ход, заметно повысилась культура производства и организация работ. Я уверен, плюсы взаимодействия коммунальщиков и товариществ собственников жилья еще не раз дадут о себе знать.
— Изначально инициатором создания ТСЖ была администрация города. На Ваш взгляд, это плохо или хорошо?
— Сегодня в Каменске работает 84 товарищества, которые объединяют собственников квартир 287 домов. Все они прошли школу капитального ремонта по 185 федеральному закону, приобрели определенный опыт. Все продолжают работать и сейчас, а это самое главное. Кроме того, в администрацию города поступили заявления жильцов 25 домов, которые планируют создать ТСЖ. Если раньше людей приходилось убеждать. Теперь они проявляют инициативу сами.
— Алексей Викторович, я обратила внимание, что такие крупные предприятия ЖКХ, как Водоканал, Горвнешблагоустройство, Каменская коммунальная компания обзавелись инвестиционными программами развития и, судя по всему, успешно их реализуют.
— Разработка программ началась еще в 2008 году. Сегодня все они приняты городской думой. Инвестиционная программа есть и у Свердловской теплоснабжающей компании. Руководители понимают, что модернизация оборудования и сетей в условиях стопроцентной оплаты населением жилищно-коммунальных услуг является единственной возможностью сэкономить. Пока предприятия вкладывают в модернизацию не самые большие деньги, зато получают при этом существенный экономический эффект. К примеру, Водоканал установил насосное оборудование и приборы контроля давления, а в итоге получил немалую годовую экономию воды и электроэнергии. Работа продолжается: в середине декабря будут запущены в эксплуатацию новые насосы и на таком крупном объекте, как городская фильтровальная станция.
— Инвестиционные программы предприятий ЖКХ принимались раньше, чем комплексная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности. Они стыкуются друг с другом?
— Естественно. Инвестиционные программы позволили предприятиям определить приоритетные направления своего развития и вкладывать в них деньги. Комплексная программа энергосбережения Каменска-Уральского на 2010-2015 годы, которая принята думой в сентябре, учитывает уже запланированные Водоканалом, ККК и СТК мероприятия по модернизации. В нынешнем году, например, именно эти инвестиционные деньги и стали финансовой основой комплексной программы по энергосбережению. В последующем к ним добавятся бюджетные и заемные средства. Будут заключены энергосервисные контракты.
Роль муниципалитета я вижу в том, чтобы скоординировать действия всех участников энергосбережения, помочь в привлечении кредитных ресурсов и поиске энергосервисных организаций. В этом направлении главой города поставлены конкретные задачи. Будем их реализовывать. Я уверен, затраты на обновление оборудования, установку узлов учета, реконструкцию объектов, обучение энергосбережению окупятся через пять лет.
Елена Шеремет
Ссылка на пресс-службу администрации города при использовании материалов обязательна.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.