Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Дайджест актуальных новостей
18.02.2008 Агитация по всем правилам
Предвыборная кампания набирает обороты. С 2 по 29 февраля официально разрешено размещение агитационных материалов в средствах массовой информации. Об основных правилах честной борьбы на страницах печатных изданий рассказывает юрист, член территориальной избирательной комиссии Артур Мочалов.
- Артур Николаевич, напомните основные требования к агитационным материалам, которые могут публиковать средства массовой информации.
- Все агитационные материалы должны быть оплачены из избирательного фонда, с этой целью редакция СМИ и кандидат заключают соответствующий договор. Печатные материалы могут размещаться на страницах изданий только после поступления средств на счет редакции.
Публикации не должны содержать призывов к совершению насилия, не должны разжигать социальную, расовую или национальную рознь или призывать к разжиганию такой розни, не должны содержать оскорблений и любых признаков экстремисткой направленности. По закону о противодействии экстремизму, сегодня даже жесткая критика существующей власти может быть рассмотрена как экстремизм.
- Приходилось сталкиваться с подобными проявлениями?
- В предыдущую предвыборную кампанию лишь некоторые выпады были на грани закона. Тогда к нам поступило несколько жалоб, мы провели проверку – и в возбуждении административного производства было отказано. СМИ иногда злоупотребляют правом на информирование: очень важно не нарушить допустимые пределы.
- Несколько слов об истории вопроса.
- В конце 90-х существовала такая правоприменительная практика: журналистов часто в период подготовки к выборам наказывали за любое – положительное или отрицательное – высказывание. Тогда в знак протеста московские акулы пера обратились в Конституционный суд, который указал, что работники средств массовой информации вправе освещать ход предвыборной кампании и комментировать происходящее: такое информирование избирателей не должно рассматриваться как предвыборная агитация, если только не доказана цель побудить электорат проголосовать за или против того или иного кандидата.
- Каков механизм контроля?
- Существуют две формы: это текущий мониторинг печатных СМИ и проверки по жалобам.
-Удается отслеживать содержательную часть теле- и радиопередач?
- Закон не требует от редакций телевидения или радио предоставлять свои программы на согласование или для контроля избиркому, поэтому здесь мы осуществляем только выборочный контроль.
- Предвыборная кампания неразрывно связана с распространением листовок, плакатов и прочих «агиток». Напомните основные правила размещения и распространения печатной продукции.
- Предвыборные листовки должны размещаться только в специально отведенных для этого местах, перечень которых утвержден постановлением главы города. Информационные щиты устанавливаются на территории каждого избирательного участка. Однако не разрешается размещение агитационных материалов ближе 50 метров до пункта голосования.
- Часто можно увидеть «агитки» на остановках общественного транспорта, на дверях и в подъездах многоквартирных домов, жители которых, кстати, проявляют недовольство.
- Кандидаты вправе размещать свои агитационные материалы на основании договора и в других местах, которые не запрещены законом. Если это частная собственность, то договор должен быть возмездный, если собственность муниципальная или государственная, то допускается безвозмездное размещение, но обязательно должен быть договор, допустим, с управлением городского хозяйства, если речь идет об остановках, или с ДЕЗ или ТСЖ, если листовки появляются в подъездах. Закон не содержит запретов и относительно листовок, которые идут в режиме адресной рассылки: не запрещено, например, раскладывать их по почтовым ящикам.
- И все-таки что должно и может насторожить избирателей?
- Насторожить избирателей должны вызывающие агитационные материалы, которые находятся на грани между позволительным и непозволительным – неэтичным. Так, например, на предыдущих выборах появилась листовка «Прощай, Якимов! Прощай, страх!», которую распространяла команда одного из предвыборных объединений. По этой листовке, которая к тому же не содержала выходных данных, вели расследование УВД и облизбирком.
Отсутствие на листовке выходных данных с указанием организации, изготовившей данный материал, налогового и идентификационного номера налогоплательщика, его местонахождения, даты изготовления и тиража – серьезный повод для избирателя задуматься: отчего автор скрывается за анонимными призывами и обличениями?
- Но ведь любая ссылка может быть фальсифицирована.
- Для этого предусмотрен предварительный контроль. Каждый кандидат, если речь идет о выборах главы города, должен обязательно предоставить экземпляр печатного издания на контроль в территориальный избирком. Параллельно банк регулярно поставляет нам информацию о движении средств в избирательном фонде кандидатов. Мы сравниваем данные банка с тем, что написано на листовке, и, если все совпадает, комиссия дает добро на распространение этой листовки.
- Какие ещё существуют запреты во время предвыборной агитации?
- Не имеют права распространять печатную продукцию несовершеннолетние и лица без российского гражданства. Избирательный кодекс запрещает размещать листовки и плакаты на памятниках, в том числе - памятниках архитектуры. А вот раздавать на улице листовки не запрещено.
- Кто контролирует соблюдение законодательства?
- Рабочая группа по контролю за соблюдением правил предвыборной агитации. В комиссии наряду со мной постоянно работают Татьяна Михайловна Рожкова и Валентина Михайловна Комиcсарова. Кроме того, в работе нашей комиссии регулярно участвуют представители правоохранительных органов.
Надежда Кузнецова, специалист пресс-службы городской администрации.
Ссылка на пресс-службу администрации города при использовании материалов обязательна.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.