Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Дайджест актуальных новостей
22.08.2007 Сам себе террорист?
Недавний теракт на Октябрьской железной дороге, жертвами которого стали пассажиры «Невского экспресса», заставил власть и правоохранительные органы провести проверки с пристрастием не только на железнодорожных магистралях, но и в других сферах жизнеобеспечения.
Выступая на заседании областной антитеррористической комиссии, глава города В. Якимов обратил внимание ее членов на то, что по сравнению с железной дорогой, где действует отлаженная система обеспечения безопасности, газовые и нефтепроводы, линии электропередач и прочие важнейшие коммуникации практически не защищены от преступных посягательств. Наглядный пример – Волчанск, где горожане оказались на грани чрезвычайной ситуации в силу обыкновенной безответственности: только на третьи сутки там стало известно, что «сифонит» контейнер с хлором. Положение из разряда «сам себе террорист».
Чтобы исключить подобные ЧП, областная антитеррористическая комиссия приняла решение ввести паспорта безопасности и антитеррористической защищенности в учреждениях культуры и образования, физкультуры и спорта, на рынках и в торговых центрах, в кафе и ресторанах – одним словом, во всех местах массового пребывания людей.
В нашем городе контроль за обеспечением антитеррористической защищенности возложен на межведомственную рабочую группу под руководством начальника управления гражданской защиты И. Тройнина, в которую входят представители УВД, горотдела ФСБ, ОВО и управления гражданской защиты. О результатах проверок, проведенных межведомственной рабочей группой в июле, на заседании совета общественной безопасности при главе города доложил А. Устинов, начальник УВД. Выводы не утешительны: обязательные меры безопасности, предписанные областным правительством объектам социально-культурной сферы и жизнеобеспечения еще в декабре 2004 года, не выполнены практически на всех рынках, в крупнейших супермаркетах и торгово-развлекательных центрах, а также в ресторанах, барах и кафе. Соответственно, не оформлены на проверенных предприятиях и паспорта антитеррористической безопасности, исключение – лишь рынки «Центральный» и «Добролюбовский».
- Осознание важности стоящих задач мы встретили в единичных случаях, большинство руководителей объясняют отсутствие видеонаблюдения и необходимой охраны нехваткой средств, - резюмировал А. Устинов.
- Нет денег на обеспечение безопасности людей в кафе, на рынках и в торговых центрах, где за сутки проходят десятки тысяч покупателей, не нужно заниматься этим бизнесом, - позиция главы города В. Якимова абсолютно категорична. И это вполне объяснимо: человеческая жизнь ценнее самой дорогостоящей охранной аппаратуры.
Чтобы стимулировать предприятия потребительского рынка всерьез заняться антитеррористической защитой, мэр предложил ввести представителей милиции в комиссию, которая осуществляет разрешительную деятельность в этой сфере. Одновременно в областное правительство адресуется законодательная инициатива, принятие которой позволит лишать лицензии предприятия потребительского рынка, игнорирующие требования безопасности. Выполнение этих условий при строительстве новых торговых центров, рынков, кафе и ресторанов будет контролироваться на уровне прохождения госэкспертизы проекта.
- Паспортизация объектов торговли ведется в Каменске с 2005 года. Проделана большая работа: в городе работают 8 рынков, 567 предприятий стационарной торговой сети, 309 объектов мелкой розницы, 11 крупных торговых центров и 3 – торгово-развлекательных, 52 предприятия общепита. Однако меры охраны в полном объеме при паспортизации не были учтены, - признала начальник отдела по потребительскому рынку Л. Хабибулина.
Это подтвердили и присутствовавшие на заседании совета общественной безопасности руководители торговых предприятий. На рынке «Прометей», по словам Э. Палкина, все меры безопасности сегодня исчерпываются договором с частным охранным предприятием. Однако в ходе реконструкции руководство рынка планирует оборудовать территорию видеокамерами. На кнопку тревожной сигнализации и помощь ОВО сделана ставка в ресторане «Пинта». Как заметил В. Борисов, видеокамеры здесь есть, но запись не архивируется. «Задачи понятны, будем работать», - заверил совет безопасности исполняющий обязанности директора «Пинты».
Значительно лучше положение дел в современных, недавно построенных торгово-развлекательных центрах. В ТРЦ «КИТ» 10 камер ведут видеонаблюдение за автостоянкой и периметром «КИТа», при этом запись сохраняется не меньше месяца. В ближайшее время, сообщил руководитель ТРЦ М. Багреев, полноценное видеонаблюдение будет организовано и внутри центра. Эту необходимость изначально осознали владельцы ТРЦ «Апельсин», за ситуацией в торговых залах и снаружи здесь следят 70 видеокамер. Кроме того видеонаблюдение с архивированием записей организовано и на автостоянке. Этим уже неоднократно пользовались для раскрытия преступлений сотрудники УВД. Выполнены в «Апельсине» и все требования пожарной, технологической безопасности. На днях главе города даже случилось стать здесь свидетелем тренировочной эвакуации покупателей и персонала.
На приведение в порядок охраны всех объектов потребительского рынка глава города В. Якимов установил конкретные сроки: к новому году предприятия должны приобрести, установить и отладить работу аппаратуры видеослежения, установить кнопки тревожной сигнализации и организовать полноценную охрану предстоит в течение месяца.
- Это не прихоть городской власти и не чрезмерные требования. Это жизненная необходимость, продиктованная суровыми обстоятельствами противодействия терроризму и нашей совместной обязанностью защитить горожан, - обратился глава города ко всем руководителям потребительского рынка в надежде на взаимопонимание и активное взаимодействие.
Парадоксальную картину безопасности нарисовали выступившие следом железнодорожники. После теракта на магистрали Москва - Санкт-Петербург милиция и ФСБ проверили все железнодорожные пути, а также пешеходные, речные, автомобильные мосты. «На всех объектах есть паспорта безопасности, расчеты сил и средств на случай теракта и ситуационные планы. Нет на железной дороге главного – единого руководящего центра, скоординированных действий по обеспечению безопасности», - доложил на заседании совбеза М. Барышников, начальник горотдела ФСБ.
Согласны с этой оценкой сами железнодорожники. На каменском участке, за безопасность которого отвечает линейный ОВД, по словам его руководителя, 15 железнодорожных станций имеют бреши в обеспечении безопасности, включая станцию Каменск-Уральский и железнодорожный вокзал. Несмотря на то, что в планах давно предусмотрено оборудование видеонаблюдения и заключение договоров с охраной, на деле «воз и ныне там».
- В нашем железнодорожном узле создана антитеррористическая комиссия, ее возглавляет главный инженер станции. Комиссия разрабатывает планы на год, отслеживает их выполнение ежеквартально. Пожарный и восстановительный поезда находятся в постоянной боевой готовности. Паспорта безопасности есть у всех объектов, дополнительные предложения направлены в вышестоящие организации. Но вопросы антитеррористической защищенности решаются тяжело, - откровенно признал начальник станционного штаба ГО.
Как выяснилось, на территории каменского железнодорожного узла представлены 13 структурных подразделений, все они имеют вертикальное подчинение и практически не взаимодействуют между собой. Дирекция вокзала, например, подчинена непосредственно Москве, где находится компания, объединившая все российские вокзалы.
- Если случится беда, кто станет координировать действия всех железнодорожников? – задал вопрос на засыпку мэр В. Якимов.
- У нас есть оперативный план по снегоборьбе, этот документ тоже направлен на обеспечение безопасной и бесперебойной работы железной дороги. В этих вопросах руководители вагонного, локомотивного депо, дистанций пути и сигнализации связи, других подразделений, чье руководство находится в Екатеринбурге, подчинены начальнику станции, - ответил начальник дистанции пути А. Богданов.
Даже заместитель начальника управления Свердловской железной дороги не смог ответить мэру на вопрос, какой же единый документ регламентирует действия железнодорожников в условиях чрезвычайной ситуации. Между тем, безопасность, по убеждению В. Якимова, начинается с четкого распределения обязанностей и безусловного единоначалия. Отсутствие «мозгового центра» не менее опасно для железной дороги, чем террористы.
- Наш железнодорожный узел – важнейший транспортный центр, объемы перевозок через него нарастают ежегодно. При этом немалая часть железнодорожной магистрали проходит в жилых массивах. В таких условиях любой теракт может иметь тяжелейшие последствия. Известно, что все правила безопасности написаны кровью. Наша задача – предупредить беду, поправить ситуацию, не доводя до ЧП, - акцентировал мэр.
Как глава совета общественной безопасности В. Якимов поручил начальнику горотдела ФСБ подготовить подробную справку об «опасном положении дел с безопасностью» на железной дороге, довести эту информацию до сведения областной антитеррористической комиссии и потребовать принятия адекватных мер.
Что касается муниципальной власти, мэрия позаботилась о том, чтобы все школы к Дню знаний имели надежную защиту. Впервые нынче в составе комиссии, оценивающей готовность школ к новому учебному году, работали представители УВД, ГИБДД и ОВО.
- Все муниципальные образовательные учреждения, в том числе и детсады, оборудованы кнопками тревожной сигнализации. Физическая охрана – бойцами ЧОПов и ОВО - организована в 40 % школ, - сообщил совету общественной безопасности заместитель начальника управления образования И. Постников.
Кроме того, в школах № 14 и 28, в интернате № 27 за порядком следят школьные милиционеры. Этот опыт нынче будет активно распространяться в других учебных заведениях. Учтены и реализуются также все замечания и предложения, сделанные представителями органов правопорядка перед началом учебного года.
Елена Жукова, пресс-секретарь главы города.
Ссылка на пресс-службу администрации города при использовании материалов обязательна.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.