
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Архив новостей ТИК
15.05.2009 КАМЕНСК-УРАЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ИНФОРМИРУЕТ
15 мая 2009г. № 5 | «Выборы есть и будут центральной осью представительного правления. Все исходит из выборов и все к ним возвращается». Луи Корменен |
ВЫБОРЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Проблемы и пути решения
Государственная власть и местное самоуправление - это формы единой публичной власти в государстве. Это предопределяет общность основных принципов и гарантий, на основе которых организуются и проводятся выборы. Вместе с тем муниципальные выборы имеют ряд особенностей. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своей компетенции самостоятельны. Это не означает, что местное самоуправление отделено от государства.
Муниципальные выборы так же, как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимность власти и занимают особое место в системе местного самоуправления. Выборы исполнительной и законодательной власти муниципалитета призваны не только сделать выбор в пользу тех или других кандидатов, но и дать возможность избирателям в процессе избирательной кампании оценить деятельность органов и должностных лиц, определить пути и способы улучшения их работы. Задачи эти вполне реальны, т.к. граждане, претендующие на должность главы населенного пункта или кандидаты в местный парламент, как правило, хорошо известны населению; проблемы, о которых они говорят на встречах с избирателями, им близки и понятны, затрагивают интересы каждого жителя этого населенного пункта.
Уставы муниципальных образований устанавливают какие органы и должностные лица избираются населением непосредственно. Обязательно в этот перечень включаются: 1) представительный орган; 2) глава муниципального образования.
Избирательное законодательство остается одной из динамично развивающихся частей системы российского законодательства.
С учетом критического анализа складывающейся практики выборов органов местного самоуправления, международных избирательных стандартов происходят изменения муниципального избирательного законодательства.
Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на всех уровнях публичной власти в государстве: федеральном, субъектов РФ и муниципальном.
Вы знаете, что рассматриваются поправки в Избирательный кодекс Свердловской области в части изменения избирательной системы на выборах депутатов местных парламентов, т.е. изменится способ установления результатов голосования. Предлагается использование смешанной избирательной системы. Часть депутатов представительного органа избирается по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а другая часть депутатов избирается по единому избирательному округу, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты. Данные поправки в закон безусловно являются еще одним шагом к формированию избирательной системы органов местного самоуправления.
Муниципальные выборы основываются на социальной активности населения и осознании ответственности за управление местными делами. Участие в выборах граждан помогает им не только ознакомиться с программами кандидатов, но и высказать на встречах с ними свои предложения и пожелания, обратить внимание на проблемы, которые необходимо решать.
Выборы законодательной и исполнительной власти органов местного самоуправления – это ответственейшая задача. Ведь избирается власть не только для избирателей, которые достигли «избирательного» возраста, но и для 14- и 17-летних молодых людей, у которых появится эта возможность только через четыре года. А все это время они будут жить по тем законам и правилам, которые установит власть избранная сегодняшними избирателями.
2008 год ознаменовался целой чередой выборов. Мы с вами избрали всю вертикаль власти. 2 марта избрали Президента РФ, представительный орган власти Свердловской области, избрали органы местного самоуправления.
Выборы 2008 года существенно отличались от выборов 2004 года: изменилась экономическая и политическая ситуация в стране, существенно изменилось законодательство, в том числе и избирательное.
1. Количество бюллетеней на одних выборах не может быть более 4-х.
2. Отменена графа «против всех». Отмена была принята неоднозначно. В отсутствии данной строки избиратель должен сделать выбор в пользу одного из кандидатов или политической партии;
3. Отменен порог явки на выборах всех уровней.
Отмена порога явки налагает на избирателей определенную ответственность за выбор кандидата. А выбор у избирателей был. В каждом округе на выборах Городской думы города Каменска-Уральского 12 октября 2008 года баллотировалось от двух до шести кандидатов. Возраст, социальное положение, образование – на выбор.
Впервые депутатов Городской Думы мы выбирали без связки с выборами главы города и областными депутатами.
Полномасштабных выборов в Городскую Думу у нас в городе не было, но в мае 2004 года по 10 избирательным округам проводились повторные выборы депутатов.
Анализ явки избирателей в мае 2004 года и 12 октября 2008 года по данным округам показал, что количество избирателей пришедших на выборы увеличилось лишь на 1-1,5% . Явка же на избирательные участки на выборах депутатов Городской Думы в нашем городе составила всего 17%. Явка избирателей на выборах депутатов в местные парламенты и на других территориях Свердловской явно не дотягивал до «высокой».
Эти показатели заставляют задуматься:
В чем причина такой явки? Почему на выборах глав МО количество избирателей, принявших участие в голосовании, на порядок выше? Социологические исследования, которые проводились в рамках избирательных кампаний, показывают, что причинами нежелания участвовать в выборах местных парламентариев является:
1) недоверие власти;
2) нерешенные социальные проблемы
3) неисполнение обещаний данных избирателям;
4) упразднение института наказов;
5) неработающий институт отзыва депутатов.
К этому перечню можно добавить и еще ряд причин, которые влияют на активность избирателей. Так, например, отсутствие достаточной информации о работе представительного органа власти порождает у отдельных избирателей вопросы: зачем избирать Думу? какие жизненно важные вопросы могут решить депутаты?
Мы понимаем, что ответственность депутатов перед избравшими их соотечественниками велика: ведь от того, как они будут работать, как будут решать насущные проблемы населения, напрямую будет зависеть и рейтинг представительного органа власти в МО, и явка избирателей на последующих выборах.
Муниципальные выборы, как и выборы государственных органов власти, дают обществу важнейший инструмент согласования позиций различных социальных групп. Более того, избирательный процесс демонстрирует востребованную в наши дни способность обобщать и адаптировать разрозненные цели своих участников – баллотирующихся кандидатов на выборные должности и голосующих граждан.
Мы понимаем, что выбор в нашей жизни должен быть обязательно,
а каким он будет, зависит только от нас.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.