Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости культуры
30.12.2013 «Народная музыка у меня в сердце…»
1 января для почетного гражданина Каменска-Уральского, человека из энциклопедии «Лучшие люди России» Александра Петровича Устьянцева – праздник двойной: Новый год и день рождения. А нынче он отметит три четверти века. В этом году он не сыграет юбилейный бенефис по причине болезни.
Мои года – моё богатство
О гармонисте, баянисте, хормейстере Александре Устьянцеве написано много. В наше время виртуальной реальности в поисковике нашлось 94 тысячи ответов на запрос о нашем земляке. Музыку в его исполнении, партитуры его произведений, фотографии и статьи о нем выкладывают во всемирную сеть преданные поклонники. Таково народное признание в наши дни. Меж тем, сам Александр Петрович об Интернете лишь наслышан от детей и внуков.
Те, кто не знаком с Устьянцевым лично, могут найти в глобальной сети последние новости о его выступлениях в Иваново, Кремлевском дворце, Великом Устюге. От Москвы до самых до окраин знают про каменского самородка, с трех лет бегло играющего на гармони.
– Родился я и вырос в довольно большом селе Шаблиш Челябинской области в очень музыкальной семье: папа играл на баяне, мама на балалайке, оба пели изумительно. Затем я стал первым гармонистом на селе – развлекал солдаток на посиделках, сестра славилась как исполнительница частушек, брат младший тоже при инструменте. Во время войны мама за три мешка картошки выменяла добротную гармонь: так ее душа нуждалась в прекрасном, без музыки не могла, и нас в музыку влюбленными с пеленок растила. Родители мои относились к так называемой сельской интеллигенции. Папа был знатным комбайнером и трактористом, мастером, способным собрать машину из руин, мама – бухгалтером.
В 1947 году Устьянцевы переехали в Каменск. Здесь Александр Петрович получил рабочую специальность слесаря, которая пригодилась ему лишь в быту.
– Не лежала у меня душа к заводской проходной, – вспоминает Александр Петрович. – После работы ночь-полночь с инструментом, с хором, с танцевальной группой проводил. Постоянно не высыпался. Представьте себе, клуб почтового ящика № 41, «Вагранка» – в Старом Каменске, а я жил с родителями на УАЗе. Бывало, по два часа в сутки спал. Но – ни дня без музыки! С тех пор стабильно музицировал не менее четырех часов в день на баяне и гармони. Но самодеятельность – это варево в собственном соку, без развития, что может перерасти в самодовольство. Уже в сознательном возрасте я закончил экстерном музыкальную школу, позже в моей жизни случились замечательные годы учебы в музыкальном училище им. Чайковского. Но настоящую школу профессионального музыканта и аккомпаниатора я получил в Оренбургском народном хоре. Проработал я там недолго, два года (1962-1963). И научился… учиться всю оставшуюся жизнь.
В 1964 году квартирой и зарплатой, что греха таить, устроенностью, заманил меня, семейного человека, обратно в Каменск первый директор нового тогда дворца «Юность», человек с консерваторским образованием Сергей Елисеевич Селиверстов. Стал я художественным руководителем ансамбля. Через три года коллектив получил звание народного. Исколесили мы полстраны. Я прошел стажировку у мастеров из хоров им. Пятницкого, Всесоюзного радио, Северного, Сибирского и других. Общался с виртуозами гармони Вологодчины и Орловщины. Великая советская школа народной культуры. Было у меня хобби – выкрутасы собирать (так Александр Петрович называет артистические приемы). Как так, у кого-то получается, а у меня – нет? Надо научиться, перенять, украсить новую песню или плясовую приёмчиком.
Всё остается людям
Сейчас выкрутасы от Устьянцева называются непревзойденным мастерством. Александр Петрович сетует: некому в Каменске его умение шестнадцатыми секстами в быстром темпе перенять. Недавно областной Дом народного творчества помог ему выпустить авторский сборник «Перезвоны гармони моей», к партитуре записали диск. Сборник разошелся вплоть до авторских экземпляров. Та же судьба у дисков. Люди со всей России звонят, просят у Александра Петровича: «Может, найдется еще? Очень нужно!» Что делать? Переиздание влетит в копеечку. Всё стоит в наше капиталистическое время немалых денег. А репертуар у гармонистов невелик. Как и размер кошелька. И Устьянцев отдает бесплатно матрицу, с которой диски штамповались. Ведь сохранить гармонь для России надо.
Александр Петрович неисправимо советский человек. И не любит говорить о деньгах, хотя пенсия заслуженного работника культуры России небольшая и выступает он чаще всего «за спасибо». Невзирая на регалии и всероссийское признание, Александр Петрович – человек негромкий, скромный, в повседневной жизни почти незаметный. Но выйдет на сцену – один, или с хором, или с ансамблем «Каменские провинциалы» – глаз не отвести. Выступал в большом зале Кремля два раза, в Ледовых дворцах, филармониях – площадок не пересчитать. Всегда с успехом. Вдохновенные переливы его гармони в любом месте бередят душу, разжигают, уводят в другую реальность: то на деревенскую завалинку, то на улицы Каменска прошлого века, когда гармонь была неизменной спутницей праздников.
– Народная музыка у меня в сердце, с молоком мамы впитана, – говорит мэтр.
Елена Миронова.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.