Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Июль ′2015 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

17.07.2015 Город делают люди,

считает генеральный директор Каменск-Уральского литейного завода Анатолий БАРАБАНОВ, которому городская дума присвоила звание почетного гражданина города

- Анатолий Владимирович, вы живете в Каменске-Уральском около 40 лет, а родились в Ульяновской области. Расскажите, как вы здесь оказались?

- В те годы, когда мы учились в институтах, существовала система распределения выпускников. Очень разумная система, считаю. По распределению министерства высшего и среднего специального образования я был направлен в распоряжение министерства авиационной промышленности. Там получил распределение на Каменск-Уральский литейный завод. Итак, 27 февраля 1976 года (мы учились немного больше 5 лет) меня приняли на завод инженером.

- Каким предстал перед вами Каменск?

- Мощным промышленным городом. Поразила концентрация предприятий. Утром тогда огромный поток людей устремлялся на три завода: литейный, радиозавод, «Исеть». Поразило, что это город лесов и даже в центре - лес. Оказалось, что это очень хорошо. Поселили в общежитии на ул. Ленина, 14, где я прожил 5 лет.

- На ваш взгляд, что изменилось в городе за четыре десятилетия?

- Стало меньше молодежи, это первое. Второе - чем занимается молодежь? Ее не видно. Раньше наш стадион «Космос», а он был построен литейным заводом, не пустовал. И стадион, и спортзал при стадионе были постоянно заняты. Все выходные что-то происходило: соревнования, праздники.

- А внешний облик?

- Город стал современнее, более светлым, вырос. Что говорить, на проспекте Победы, где сейчас торговый центр «Джаз», Сбербанк и на ул. Ленина, где спорткомплекс «Олимп», были заросшие пустыри.

- Как вы проводили свободное время?

- В основном, занимался спортом. Я тогда работал на заводе в отделе АСУП (автоматизированная система управления предприятием – ред.). Днем работаешь, а вечером тренировка. Спортом занимался еще в студенческие годы: и лыжами, и волейболом, и ручным мячом, и баскетболом. Хорошо был знаком с легкой атлетикой. Заводской коллектив физкультуры тогда возглавлял Александр Цуканов, проработавший на КУЛЗе порядка 10 лет (бывший председатель горспорткомитета, чемпион мира по легкой атлетике среди ветеранов, которому нынче тоже присвоили звание почетного гражданина города. Уже посмертно – ред.). И вот в июне 1976 года после заводских соревнований, где мы здорово пробежали, он подошел ко мне: «Ты откуда?» Говорю: работаю на заводе, молодой специалист. «Давай-ка¸ приходи заниматься спортом». Так до 1982 года я вместе с ним прошел этот путь. Он был и нашим тренером¸ и наставником¸ и товарищем. Вместе с ним выступали за заводскую команду, выигрывали знаменитую городскую эстафету на приз газеты «Каменский рабочий». Эстафета тогда проходила от площади Горького до площади Ленинского комсомола. Это было открытие летнего спортивного сезона, большой праздник. Мы два раза выигрывали - в 1978-ом и в 1979-ом годах. И за город приходилось выступать на областных соревнованиях по многоборью ГТО, а также на ведомственных соревнованиях добровольного спортивного общества «Зенит».

- А личные спортивные победы у вас были?

- Неоднократно выигрывал первенство города, буквально через год после начала занятий. Выступал за заводскую волейбольную команду. Неплохо играл, не играю в волейбол буквально последние 5 лет. Считаю, Александр Сергеевич сыграл серьезную роль в моей жизни. Если бы тогда я не занялся спортом, не знаю, как бы все сложилось. А спорт дисциплинировал, заставил добиваться каких-то целей. В молодости соблазнов много, поэтому хорошо, когда есть верный ориентир, когда кто-то направляет.

 Каким вам запомнился Цуканов?

- Прекрасным человеком, который всегда помогал и словом, и делом. У него была мечта - стать чемпионом мира. И будучи уже ветераном, он им стал. И нас заставлял стремиться к определенным вершинам.

- 70-е и часть 80-х годов были золотым временем развития промышленности и ее социальной сферы. Литейный завод в разное время строил спортивные, медицинские, жилищно-бытовые объекты. Вы уже сказали про стадион «Космос» и здание спортзала, а ведь были парк с аттракционами, детсады, дома, здание поликлиники по ул. Добролюбова. Почему эта созидательная деятельность оказалась прекращена?

- Сейчас негативно отзываются о плановой экономике. А это было прекрасное время - было спланировано практически все. Если запускалось какое-то новое изделие, какой-то новый вид техники, то учитывались все аспекты. Для производства новых изделий планировались не только материальные ресурсы, но и трудовые, социальная инфраструктура. Если нам давали задание выпустить определенное изделие, то выделялись средства и на соцсферу – строительство жилья, детских дошкольных учреждений. Поэтому все заводы имели жилой фонд, детсады, загородные лагеря, спортсооружения. А затем во время так называемой перестройки на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и нашем, в том числе, вся социальная сфера была свернута в соответствии с постановлением правительства по условиям приватизации. Мы были обязаны передать все соцобъекты муниципалитетам, чтобы в цене нашего продукта остались только производственные издержки – никаких других затрат.

- Акционеры КУЛЗа избрали вас генеральным директором завода в тяжелейший период для предприятия и трудового коллектива. И хотя вы работали уже заместителем директора по экономике, все же первое лицо несет на себе весь груз ответственности. Каково это встать у руля в такое время?

- В 1994 году завод был преобразован в акционерное общество открытого типа АООТ «КУЛЗ». Начался процесс приватизации. А первое собрание акционеров провели в 1997-ом году, где избрали совет директоров, а меня генеральным директором. Акционерами были Минимущество РФ (80% голосующих акций) и трудовой коллектив. Отказаться было нельзя. Сказали – надо.

- А страх был?

- Нет, я ведь не со стороны пришел, знал ситуацию. А кто, если не мы сами будем поправлять дела? Кто решит проблемы за нас? Проблемы, конечно, были сумасшедшие: задержка зарплаты 8-9 месяцев, работы никакой. Финансовое состояние предприятия катастрофическое. При объеме реализации продукции порядка 27 миллионов рублей долги перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами, банками составляли больше 400 миллионов. Одна из причин ситуации – в реформировании министерства гражданской авиации и последовавшем за этим прекращением заказов. После реформирования образовалось несколько практически частных авиакомпаний, имевших по 2-3 самолета. Затрат на нормальное обслуживание, на покупку новых судов мелкие компании нести не могли. Соответственно, гражданская авиация приходила в упадок. А вместе с ней – и заводы. Поэтому сегодня на своих машинах не летаем, к сожалению. Сейчас в производство пошла новая машина «Суперджет». Дай бог, может, пойдут и другие, которые сегодня в проекте: МС-21,Ан-148 среднемагистральные  пассажирские самолеты). Конечно, надо выпускать свои суда. Есть хорошие машины для внутренних линий, которые прошли летные испытания, сертифицированы. К названным можно добавить Ил-114, Ту-204, Ил-96, Ан-140. Думаю, что поворот к собственной гражданской авиации произойдет.

- Возвращаясь в 90-е годы. Заказов изделий для пассажирских самолетов не было, а для военных?

- Резко упали и заказы министерства обороны. Практически прекратился выпуск истребителей. Работы фактически не было, поэтому пытались делать все. В начале 90-х мы первые в стране начали выпускать литые автомобильные диски. Успели в 91-м году приобрести итальянское оборудование. Это как-то помогло сохранить часть работников. Кроме того, используя наш опыт в литье и механообработке, освоили очень много гражданской продукции: для Газпрома – газорегулирующую аппаратуру, для электротехнической промышленности, в том числе для шведского подразделения знаменитого концерна ABB - высоковольтные вводы для трансформаторов, линейную арматуру. Эта продукция как-то помогла сохранить часть коллектива. Кроме этого, на заводе были организованы отдельные предприятия, не от хорошей жизни, конечно. Мы понимали, что в основном они живут за счет большого предприятия. Но это на какое-то время способствовало сохранению коллективов вспомогательных цехов. Конечно, в тяжелые времена люди на железную дорогу, другие предприятия, которые тогда процветали. А сейчас все вернулись, потому что у нас свой менталитет, и люди не могут работать в других местах – только здесь. Это высококлассные специалисты: токаря, фрезеровщики, инструментальщики, лекальщики. Продукция, которую мы делаем, очень серьезная и требует особого мастерства.

- Квалифицированные кадры востребованы всегда, а особенно сегодня, когда на заводе идут большие преобразования, связанные, в том числе с программой импортозамещения.

- Импортозамещение - это только одна цель. А в основном мы хотим добиться того, чтобы диверсифицировать структуру нашей продукции. Раньше в ассортименте нашей продукции авиаизделия занимали более 90%. Сейчас порядка 20% - алюминиевое и магниевое литье для ракетно-космической отрасли. Плюс с каждым годом растет выпуск продукции для бронетанковой техники: сейчас более 10%, к концу года, возможно, будет около 20. Этот сегмент для нас совершенно новый. Он обеспечен федеральной целевой программой импортозамещения украинских и частично белорусских производителей. Осваивать новые изделия нам приходится в кратчайшие сроки.

- Для этого приобретается оборудование. А как решается проблема подготовки кадров для растущих потребностей предприятия?

- Кадры – вопрос серьезный Нам нужны те же лекальщики, токаря, фрезеровщики, плавильщики, литейщики. Система профтехобразования сегодня совершенно другая и выпускников оттуда мы не получаем. Все квалифицированные кадры сегодня готовятся на предприятии. У тех, кто приходит после вузов, неплохая подготовка, но им нужно время для адаптации к конкретному производственному процессу. Большой плюс в том, что за последние 2-3 года молодежь в принципе пошла на предприятия. Если в 90-е годы шла в коммерсанты, юристы, бухгалтеры, то сейчас поднимается престиж технических профессий.

- Анатолий Владимирович, вам как человеку приезжему, хотелось когда-нибудь уехать отсюда, например, домой или в большой город?

- У меня никогда не возникало желание поменять город и работу. Город мне понравился, понравились его жители. Привязывает, конечно, работа, так как большую часть своей жизни мы проводим здесь. Работа нравится, нравится завод. А город делают люди, его жители. Мы должны создавать условия для комфортного проживания, не быть иждивенцами. Не кто-то, а мы все должны участвовать в его становлении, процветании. Должны создать условия, чтобы здесь оставалась молодежь, не уезжала.

- Что для этого нужно сделать?

- Надо поднимать социальную сферу. Это первое. Второе – повышать востребованность, привлекательность наших профессий. Все заводы у нас серьезные - работать есть где. Но нужно делать так, чтобы молодым было и где отдохнуть, куда сходить. Надо учитывать их запросы, это однозначно. И с ними надо соглашаться.

- Очевидно, вкладом завода в это направление станет строительство спортивного клуба для подростков?

- Да, мы начали сотрудничать с благотворительным фондом «Витязь», который вышел с такой идеей. Наша задача – создать материальную базу для спортивных занятий. При этом главная цель проекта – патриотическое воспитание. Это цель благородная и актуальная, а для ее реализации с детьми надо заниматься.

- Ваше любимое место в городе.

- Люблю каменскую природу, лес, где зимой хожу на лыжах, летом езжу на велосипеде.

- Что бы хотели пожелать каменцам?

- Жить и работать так, чтобы поднять имидж города, обеспечить его достойное существование, заниматься созиданием. Делать так, чтобы город преображался и молодел. Ну а каждому - личного счастья, здоровья и благополучия.

Интервью подготовлено пресс-службой КУЛЗа.

вернуться