Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Март ′2015 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

19.03.2015 Чаще всего в Государственную инспекцию труда жалуются на невыплату зарплаты

Обратиться в инспекцию труда сегодня можно и с помощью электронного сервиса Онлайнинспекция.РФ. Ответ на свой вопрос гражданин получит в течение трёх дней. Фото: онлайнинспекция.рф

У хорошего работодателя его взаимоотношения с работниками всегда определены договором, где точно указаны обязательства обеих сторон и они не нарушаются. Но что делать, если работодатель, прибегая к самым разным уловкам, нарушает права работника? Один из самых надёжных способов уладить конфликт и устранить нарушения — обратиться в инспекцию труда. Там разберут ситуацию и, если закон был нарушен, помогут восстановить справедливость. Сегодня о проблемах работников и работодателей мы расспросили заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области Михаила Балакина.

Кстати

  • В 2014 году сотрудники Государственной инспекции труда в Свердловской области выписали 3 712 штрафов (это на 44 процента больше, чем в 2013 году) на сумму 52,38 миллиона рублей (против 47,6 миллиона в 2013 году).
  • При вмешательстве инспекции в прошлом году 8 920 работников получили задержанную зарплату. Сумма выплат составила 194 миллиона рублей.

— Михаил Сергеевич, меняется ли количество обращений в инспекцию в зависимости от ситуации в экономике?

— Да, в последнее время количество жалоб, к сожалению, растёт. В 2014 году к нам поступило 7 125 письменных обращений граждан. Это на 13 процентов больше, чем годом ранее (6 300). С начала нынешнего года в инспекцию поступило уже свыше 1 300 письменных обращений, а значит, количество жалоб по году снова может возрасти. Кроме этого, сведения о нарушенных трудовых правах поступают к нам из прокуратуры, правительственных структур, налоговой службы, внебюджетных фондов, администраций муниципальных образований, профсоюзов, поэтому в действительности информации и сведений о фактах нарушения трудовых прав значительно больше.

— А на что жалуются чаще всего?

— На невыплаты зарплаты, социальных пособий и несправедливо, с точки зрения гражданина, начисленные компенсации при несчастном случае. Много жалоб связано с неоформлением трудовых договоров. Очень беспокоит, что приходят жалобы от беременных, от женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком, на то, что руководство не принимает справки, не оплачивает больничные листы. На крупных предприятиях такие случаи, конечно, крайне редки, в основном права беременных женщин нарушаются в малом и среднем бизнесе.

— А бывает, что расследование одной жалобы позволяет установить другие нарушения, и проблемы нарастают как снежный ком?

— Такие случаи, конечно, бывают. Например, при рассмотрении обращения о несвоевременной выплате заработной платы мы запрашиваем трудовые договоры, расчётные листки, платёжные ведомости, табели учёта рабочего времени. Все эти документы непосредственно относятся к предмету проверки, поскольку содержат информацию о сроках выплаты заработной платы, условиях и периодах оплаты. При проверке данных документов инспектор часто не только подтверждает обоснованность жалобы о задержке выплаты, но и выявляет ненадлежащий учёт рабочего времени, невыплату районных коэффициентов, неправильное оформление трудовых договоров, неоплату сверхурочной работы, работы в ночное время, выходных и праздничных дней.

Кроме этого, следует учитывать, что в соответствии с Трудовым кодексом Государственная инспекция труда осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства, а зачастую жалоба говорит нам о том, что нарушается какая-то отрасль права или конкретные правоотношения, не соблюдаются права целого коллектива предприятия. Поэтому по заявлению о, например, задержке зарплаты может быть проведена проверка соблюдения работодателем сроков выплаты заработной платы в отношении всех работников организации.

Бывают, конечно, случаи, когда человек жалуется, что уже не на что купить продукты или, например, обувь ребёнку. И тогда мы, зная, что предприятие не может заплатить всем и сразу, стараемся решить такой частный вопрос. Но к такой практике мы стараемся прибегать как можно реже, потому что всем работникам работодатели обязаны платить зарплату вовремя и в полном объёме. Мы стараемся обеспечить своевременную реакцию и помочь не одному, а всем.

— А ведётся ли профилактическая работа?

— Конечно. Во-первых, профилактика — это плановые проверки, которые мы имеем право проводить на предприятии раз в три года. Мы ежегодно формируем план на основании сведений, которые у нас есть, и представляем его на утверждение в прокуратуру. При этом основной критерий включения предприятий в годовой план проверок — это не то, что предприятие не проверяли три года, а информация о выявленных нарушениях трудовых прав работников, количество обращений в инспекцию, несчастные случаи на производстве, социальная значимость предприятия в регионе, травмоопасность отрасли, другие факторы.

Профилактика — это и наши выступления в средствах массовой информации, консультирование работников и работодателей, приём граждан, работа «горячей линии», информирование через сайт инспекции.

— При правительстве Свердловской области действует совет по вопросам оплаты труда и легализации трудовых отношений. Сотрудничаете ли вы с этим органом?

— Конечно. Более того, мы входим в совет. На заседания совета приглашаются руководители предприятий, где существуют системные проблемы с выплатой заработной платы, и разговор идёт серьёзный. В последнее время значительно повысилось внимание к вопросам легализации трудовых отношений, снижения неформальной занятости, своевременной уплаты пенсионных страховых взносов за работников.

И главное, что правительство области со своей стороны помогает предприятию: иногда получить или отсрочить кредит, иногда найти новых деловых партнёров, дополнительные рынки сбыта продукции, то есть кардинально исправить ситуацию. Это тоже в какой-то мере профилактика — не дать предприятиям окончательно свалиться в яму, а помочь, поддержать.

"Областная газета"

вернуться