Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
27.10.2015 Непростое время – нестандартные решения
Каменск-Уральский интересен инвесторам, говорят профессионалы. Здесь создают для них, для развития территории благоприятные условия. В этом деле, тонком, требующем взвешенного и продуманного подхода, бизнес и муниципалитет являются друг для друга партнерами. Подробности ― в интервью с заместителем главы города, инвестиционным уполномоченным по Каменску-Уральскому Романом Гаврилиным.
― Инвестиционный уполномоченный ― это что-то новенькое в муниципальной Табели о рангах. Да еще в период, когда экономика переживает непростые времена.
― В России институт инвестиционных уполномоченных появился в 2012 году, в федеральных округах. Теперь очередь дошла и до муниципальных образований. Инициатор ― профильное министерство правительства Свердловской области, оно так и называется министерство инвестиций и развития. Регион не может существовать отдельно от муниципальных образований. Это одно целое. Его инвестиционную привлекательность определяют городские округа. И уполномоченный необходим для того, чтобы потенциальный инвестор мог из первых рук получить любую информацию о Каменске-Уральском, его возможностях, о существующих площадках, об объектах, которые возводятся или будут возводиться государством, либо муниципалитетом в партнерстве с бизнесом.
― И какова главная задача уполномоченного?
― Информирование. На мой взгляд, самая большая проблема сегодня ― это отсутствие информации, у предпринимателей Каменска-Уральского и Свердловской области, у всех желающих и имеющих возможности вложить деньги в развитие территории нашего города. Интерес проявляют и представители бизнеса из других регионов. Немало примеров, когда потенциальный инвестор продвигает производство, сопутствующее тому, что выпускают заводы в Каменске. Его интересует и работа в кооперации с металлургическим, алюминиевым или трубным заводами.
Например, ко мне уже в бытность уполномоченным пять раз обращались люди, которые хотят открыть сопутствующее производство. Двое проявили интерес к УАЗу, остальные к металлургическому заводу и СинТЗ. Эти предприниматели зашли на инвестиционный портал Свердловской области. Нашли информацию о нашем муниципальном образовании, увидели фамилию инвестиционного уполномоченного и вышли на меня.
― Первые контакты что показали?
― Понимаете, мы не влияем на бизнес–процессы. Новое производство, новые инвестиции – это очень тонкий процесс. Необходимо отсеять сотни проектов, из них только один–два в итоге будут реализованы. Если говорить о сопутствующем производстве на УАЗе, я имею в виду переработку шламов, то здесь успешно продвигается проект по производству скандия, например.
Важна сама схема работы уполномоченного с инвесторами. Если говорить о Каменске, предприниматели понимают, к кому надо обращаться, кто им поможет. Не будем далеко ходить, вчера приходили инвесторы, заинтересованные в строительстве автомобильной мастерской. Специалисты в своем деле.
― Вы говорите о схеме. На практике как это обычно происходит?
― Приходит человек и говорит: вот здесь хочу построить объект. Я поручаю комитету по архитектуре, чтоб специалисты посмотрели генеральный план развития города и дали свое заключение, подходит ли указанная инвестором зона под строительство, к примеру, автомастерской. Если подходит, предприниматель напишет заявление, мы проведем кадастровые работы и выставим этот земельный участок на торги.
― Представим, потенциальный инвестор определил для себя место расположения объекта, и зона соответствует, а территория перенасыщена торговыми центрами, кафе или ремонтными мастерскими, в то время, как в квартале по соседству их явно не хватает.
― Я не считаю, что инвестиционный уполномоченный должен как-то оценивать содержательную сторону. Да, есть приоритетные проекты, которые необходимы городу, есть неприоритетные. Но подход одинаковый, ко всем, у всех инвесторов равные возможности. И это моя принципиальная позиция. Проинформировать, выслушать, предложить варианты.
― Вас интересует любой проект?
― Интересует любой инвестор, желающий создавать рабочие места в Каменске и наполнять бюджет муниципального образования.
― Роман Юрьевич, к апрелю 2016 года каждый муниципалитет должен иметь свой инвестиционный стандарт. Я знаю, что специалисты над ним работают.
― Инвестиционный стандарт ― это красивая обертка. По сути это план действий по повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования. Мы работаем над дорожной картой. Ближайший этап ― инвестиционная страничка муниципального образования на официальном портале. До конца года эта страничка будет сделана. Существует инвестиционный паспорт Каменска-Уральского. Пока он размещен на портале министерства инвестиций и развития Свердловской области. Там есть вся ключевая информация, необходимая инвесторам.
― Как Вы считаете, инвестиционный стандарт необходим муниципальному образованию?
― Обязательно. Стандарт ― это нормативный документ, комплекс норм и правил. Как инвестиционный уполномоченный по Каменску-Уральскому, а образование у меня профильное, специализированное, я предпочитаю проектный подход.
― Берете один объект и прорабатываете?
― У меня, как уполномоченного, ко всем инвестиционным проектам равный подход. Интересных идей и проектов может быть сто или больше. Конъюнктура рынка меняется. Сегодня проект может оцениваться как неактуальный для МО, а через два года стать востребованным. Уполномоченный ведь не Господь Бог, и не должен судить предпринимателя. Да, у нас есть перспективные в масштабах города направления, и мы тоже ищем инвесторов, на тот же мост, водовод, школу в жилом районе «Южный»… Инвестор, который хочет вложить деньги в развитие города, создать здесь новые рабочие места, нам интересен всегда.
― В социальных сетях часто пишут, мол, Каменск не привлекателен для инвесторов. Профессионал что скажет по этому поводу?
― Мы, конечно, не можем соревноваться с Екатеринбургом и Нижним Тагилом, но нахождение в Каменске четырех крупных металлургических производств говорит о многом. Хотя когда Каменск называют металлургическим, это немножко несправедливо. У нас есть ряд предприятий ВПК, хорошо известных не только в России, но и за рубежом. И эти предприятия дают большую привлекательность для бизнеса, малого и среднего.
― Можете привести примеры успешного вливания инвестиций.
― Возьмем ПКФ «Профснаб». Кооперация с крупным бизнесом позволила предпринимателю Александру Баранову создать перспективное производство, по выпуску продукции бытовой химии ― косметических средств индивидуальной защиты. Партнерство с трубным заводом дало положительный результат, бизнесмен расширил сферу своей деятельности за пределы города и региона. Предусмотрел риски, связанные с кризисом. То, что малое предприятие не сидит на контрактах с одним партнером, хоть и крупным, ― это дальновидность его менеджеров.
Самый яркий брендовый пример, если брать наш город, ― это Николай Пятков. С нуля создал производство, обеспечив работой десятки людей, сделал себе имя, прославился на всю Россию.
― Как инвестиционный уполномоченный, какие подводные камни видите?
― Крупный бизнес начинает переходить на систему расчетов без аванса. Плюс отсутствие дешевых кредитов. Самые большие проблемы у бизнеса в этом. Конечно, они отражаются на инвестиционных процессах.
― В городе активно строится доступное жилье, с привлечением бюджетных инвестиций. По государственным программам. Вроде бы успешный пример, а насколько быстро эти инвестиции себя окупят.
― Радует, что государство ужесточило требования к долевому строительству. Большинство построенных квадратных метров в Каменске ― это инвестиции крупных строительных компаний. Важно, что они имеют не только свои финансовые активы, имеют свои производства. У одного застройщика ― производство кирпича и конструкций, у другого ― производство панелей. А эти материалы ― самая дорогая часть жилищного строительства. Я думаю, участие в государственных программах поможет окупить вложенные частными компаниями инвестиции.
― Что с программой модернизации моногородов, с привлечением государственных инвестиций в Каменск - Уральский?
― Есть перечень критериев, по которым территории относят к той или иной группе. Первая – это где критическое положение, зашкаливает безработица. Депрессивный полностью район. Каменск к таким не относится. Благодаря тем мерам, которые были предприняты в 2010-2012 годах, благодаря проектам, которые мы реализовали на федеральные деньги по программе модернизации моногородов. У нас пик пройден. Сейчас мы во второй группе моногородов.
Работаем с Федеральным центром проектного финансирования, действующим от лица правительства России. Отправили в этот центр два инфраструктурных проекта ― строительство моста через Исеть и строительство второй нитки Сысертского водовода. Через частных инвесторов разработана схема финансирования этого водовода. Федеральный центр о нас не забывает.
― Тема индустриальных парков ушла на второй план?
― Мы же с вами говорим о частных индустриальных парках. У нас один находится на площадке трубного завода, другой ― на территории бывшего завода ЖБИ, стихийно созданный предпринимателями Каменска-Уральского.
Что бы хотел отметить особо? 2016 год станет для Свердловской области годом государственно-частного партнерства. С 1 января муниципалитеты получат новые полномочия в сфере ГЧП. И индустриальный парк «Красногорский» ― один из первых претендентов на получение государственной поддержки по обеспечению себя инфраструктурой.
― Два слова о тех, кто обращается сейчас, чтобы вложить свои средства. Они в теме или нет?
― Приходят и с глубоко проработанными проектами, и с идеями. Последних больше. Это менее затратная стадия. Это мысли вслух, которые рассматриваются, анализируются, оцениваются.
― Что будет сделано для привлечения потенциальных инвесторов на территорию Каменска-Уральского?
― Как я уже сказал, системная работа начнется с 2016 года. Сейчас подготовительный этап. Готовим перечень земельных участков, объектов недвижимости, которые подходят под заключение концессионного соглашения. Есть спортивная, социальная инфраструктура, где интересы бизнеса пересекаются с полномочиями муниципального образования. Например, комплекс «Березовая роща». Здесь нет кафе и гостиницы. А они нужны. Можно привлечь частный капитал и в рамках ГЧП построить два объекта? Можно. Гостиница эконом – класса с оружейной комнатой и комплекс для оказания платных услуг. Суть ГЧП, чтобы предприниматель мог заработать на этом инвестиционном проекте и муниципальное образование выполнит свои полномочия с участием частного капитала. Ищем нестандартные пути решения задач.
Елена Шеремет.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.