Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
25.07.2014 На одном дыхании
Главная ценность города – его люди. В канун Дня города звания «Почетный гражданин Каменска-Уральского» удостоена руководитель хора мальчиков и юношей музыкальной школы № 2 Елена Санникова. Не знаю ни одного человека, кто бы усомнился в правильности такого решения.
Елена Валентиновна руководит хором 38 лет. Ее коллектив - лауреат и дипломант многих российских и международных конкурсов – давно стал достопримечательностью нашего города. «Прирожденный организатор и педагог», «Настоящий подвижник, живет любимым делом, работая без выходных», «Исключительно порядочный человек», - говорят о ней коллеги. А вот что рассказала она сама…
О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ
– Елена Валентиновна, вы родились в Каменске?
- Нет, я - вятский лапоть. Есть в Кировской области маленький городок Слободской. В нем было 13 церквей и два монастыря. В одном из них располагалась воинская часть. Мой отец был военным, и мы колесили по разным городам. Два года провели в Германии. А когда мне было 9 лет, осели в Верхней Пышме. И мама привела меня в музыкальную школу.
– Кем работала ваша мама?
- Воспитателем детсада. А хотела быть певицей. У нее был прекрасный голос – лирико-колоратурное сопрано. Она даже поступила в Горьковское музыкальное училище, но я серьезно заболела, и ей пришлось бросить учебу.
– А вы кем мечтали быть в детстве?
- Сейчас и не вспомню. Наверное, Робертино Лоретти. Обожала его слушать, мечтала, что буду так же петь. Но мамин дар мне не перешел. Голос у меня есть, но не такого объема, не такого масштаба. Как и у моих сына и дочери. У нас голоса хоровые…
Вообще, я достаточно хорошо училась и в обычной школе, и в музыкальной - в основном на пятерки. Школу закончила с похвальным листом по английскому языку, и был вариант продолжить учебу в этом направлении. Был и второй вариант – музыка. Преподаватель в музыкальной школе мне говорила: «Я в тебе вижу хоровика». Думаю, как она это видит? Приходила домой и спрашивала: «Мама, ты во мне видишь хоровика?» Она: «Что? Нет, доченька, не вижу».
Потом был выпускной вечер. Ночью мы гуляли всем классом и пели. А наутро я подала документы в училище имени Чайковского в Свердловске. На дирижерско-хоровое отделение. После его окончания приехала в Каменск.
– И сразу взяли хор мальчиков?
- Так получилось. В музыкальной школе меня очень тепло, по-матерински встретила директор Роза Михайловна Филатова. Мы с ней говорили четыре часа… В ее кабинет вошел руководитель хора Альфред Гугович Принц. Объявил: девочек еще год поведу, а мальчиков – все, оставляю. Он уходил на должность директора музпедучилища. «Что ж вы меня без ножа режете?» - огорчилась Роза Михайловна. Потом посмотрела на меня так озорно: «Возьмете мальчиков?» Я говорю: «Конечно». Вот кто бы знал…
О ХОРЕ И МАЛЬЧИКАХ
– Мальчики какого возраста поют в хоре?
- Если речь именно о хоре мальчиков, то от 8 лет до 11. Раньше ломка голоса происходила позже. Сейчас дети развиваются гораздо быстрее, а в Каменске этот процесс вообще почему-то ускорен.
И было очень удивительно встретиться с венским хором: стоят 15-летние мальчики и поют дискантами (самыми высокими голосами – прим. авт.). В ходе пресс-конференции я задала вопрос руководителю: «В чем ваш секрет? Ведь у меня мальчики «ломаются» в 12, а то и в 11, и даже в 10 лет…» Руководитель не ответил толком на мой вопрос. И вдруг я услышала, как один из его ребят поет сольную партию: да ведь это уже практически мужской голос! Хитрые они в Вене… Но так делать ни в коем случае нельзя!
Часть преподавателей считает, что, когда происходит ломка голоса, ребенку категорически нельзя петь - нужно дать время для отдыха. Есть другая точка зрения: петь можно, но негромко, не форсируя процесс. У меня ребята поют: пусть «пикают» всего три ноты в мужской группе, но не утрачивают навыки пения.
– Хор мальчиков, обогащенный мужскими голосами, удивительное явление…
- «Отрыв башки» - так говорят мальчишки. Кстати, они с таким удовольствием со временем переходят в старший хор. Они старших очень уважают. Если наш хор выступает в полном составе, то в нем есть молодые люди и 22, 24, 26, 27 лет. Самый старший – мой зять, ему 34. А в дискантах – внук, ему 8 лет. Наш основной хоровой состав – 40-45 человек.
– Сложно ли попасть в хор мальчиков? Насколько важны природные данные?
- Очень важны, но мы берем всех детей. Кто-то уходит, кто-то остается. Сначала я очень расстраивалась, когда в хор поступал мальчик с шикарным голосом, а потом бросал. Я переживала, уговаривала, а потом вдруг поняла, что в хоре должны оставаться только те, кому это действительно нужно. Бывает, приходит мальчик с маленьким голосом, но сидим, работаем – в итоге упорство ребенка и мое приводит к хорошему результату.
– Что дает ребенку хор мальчиков кроме понимания музыки, умения петь?
- Общую культуру. Общение, дружбу, взаимовыручку. Привычку заботиться о маленьких. На международном конкурсе ко мне подходит руководитель другого хора: «Объясни, как ты этого добиваешься? Стоит вот такая козявка, а перед ним здоровый парень на корточках – завязывает ему шнурки». А знаете, как нужна малышам забота старших! Некоторые ребята воспитываются в неполных семьях, поэтому мужской коллектив для них очень важен.
– Что самое трудное в работе с хором?
- Сложно выбрать репертуар при том минимуме нот, который выпускают российские издательства. Довольно часто я выписываю ноты из-за рубежа. Непросто и завоевать доверие малышей. Поешь с ними, играешь, а они тебе не верят. Потом – искорка: раз – поверил. Была им чужой человек – стала свой. Кто-то начинает сразу доверять, а кто-то долго сидит, как репка…
– Елена Валентиновна, как вы вообще справляетесь с таким количеством парней?
- Да всякое бывает. Иной раз за кулисами и подерутся. Идут зареванные на сцену. Приходится срочно переключать их на другие эмоции, что-то придумывать. Рассмеются над моей шуткой, пожмут друг другу руки.
Я стараюсь учить их быть коллективом, командой. Объясняю: у вас на всех – общее дыхание. Это не красивые слова, а так и есть: маленькие ребята не могут дотянуть звук (силенок пока не хватает) - старшие поддерживают их своим дыханием. А потом, когда подрастут, они уже сами будут поддерживать дыханием более младших.
– Иногда удивительно: на сцене ваши малыши так чувствуют серьезную музыку…
- Был однажды такой момент. Вспомнила об этом, встретив на днях мальчика из хора - Рому Мухаметшина. Сейчас он учится в Москве, а тогда я с ними, 8-9-летними, пыталась выучить «Озеро» Мераба Парцхаладзе. «Блекнет озеро в камышах…» - философское произведение, которое не всякому взрослому под силу понять. Помню, я тогда ногами топала, чуть ли не по потолку бегала: ну, не то поете, не так… И вот мы вышли на конкурс. Они встали, запели. Я взглянула на Ромку. И была потрясена: эта маленькая мордашка, которая на уроке не могла понять моих требований, хотя он толковый парнишка… и вдруг стоит и поет так, как я хотела. Он меня потряс. И я прямо на сцене расплакалась…
– Какие произведения в исполнении вашего хора вы считаете лучшими?
- «Джвари» и «Озеро» Парцхаладзе, части из «Реквиема» Моцарта, «Стабат Матер» Шуберта и Перголези.
– А если брать песни?
- «Васильки» Аедоницкого, «Не повторяется такое никогда» Туликова.
– Как часто хор мальчиков выступает в Каменске? Много ли в зале зрителей?
- Мы всегда собираем полные залы. В этом году у хора было три сольных концерта. Последний – в ДК «Юность», билеты (по 200 рублей) были раскуплены полностью. Еще наши выступления включают в концертную программу почти всех праздников в СКЦ.
– У вас есть ученики, для которых музыка стала профессией?
- Раньше я мечтала, чтобы у меня были последователи. И они есть. Дима Розвизев – солист Екатеринбургского оперного театра. Мой сын Сережа – хормейстер в этом театре. Антон Рудницкий работает в нашей школе, мой коллега. Есть и другие ребята… Недавно к нам приезжало телевидение, и нынешние мальчишки говорили перед камерами: «Я хочу стать музыкантом». Мне, конечно, приятно это слышать. Но жизнь жестока, она унижает мужчин-музыкантов, если высоко не подняться.
– Унижает зарплатой?
- И отсутствием престижа. Не модно, а то и смешно быть учителем музыки. Да и вообще учителем. Профессию учителя нужно реабилитировать в глазах общества. Нужно привлечь в школы (и прежде всего в общеобразовательные) учителей-мужчин…
О СЕБЕ
– Елена Валентиновна, какой вы человек по характеру?
- Самоедство – моя основная черта. Постоянно мучает совесть. Переживаю, что что-то сделала не так, ведь могла лучше. Загружаю себя, загружаю… не могу отпустить ситуацию. Порой это очень мешает в жизни.
Мне мама с детства внушила: хоть умри, но сделай. Бывает, что сил уже нет никаких, но делаешь. Вот и горела всю жизнь на работе.
– Сейчас не жалеете об этом?
- Может, надо было по-другому. Но я не жалею. Это моя жизнь. Я сама ее проживаю. И все-таки я рада, что дочь у меня не совсем такая, как я. Она - тоже очень ответственный человек и трудоголик, но на первом месте в ее жизни - муж и сын.
– Что вы больше всего цените в людях?
- Искренность. В коллегах-музыкантах меня восхищает верность делу.
– Вы интересуетесь политикой?
- В последнее время – нет. Мне хочется позитива.
– Ваши любимые композиторы?
- В молодости это был Чайковский, сейчас – Рахманинов.
– Вы любите читать? У вас есть любимая книга?
- Мне нравятся исторические произведения. В свое время меня потряс «Овод» Войнич. Если удается, я всегда читаю. Иногда читаю и вяжу одновременно.
– А бывает, дома что-то напеваете?
- Обычно я так напоюсь в школе, что прихожу домой и слушаю тишину. И даже если я в классе не пою, а только дети поют, мои связки работают в том же режиме. Иной раз даже звука не издашь – приходишь домой – опа! – связки подсели.
– Вы – счастливый человек?
- Очень даже. У меня состоялась творческая судьба. У меня состоялись дети. (Оба окончили консерваторию: дочь Мария Трухина (Санникова) – концертмейстер хора мальчиков, а сын Сергей Курбатов – хормейстер Екатеринбургского оперного театра – прим. авт.).
– У вас есть мечта?
- Хотелось бы еще какое-то время поработать с детьми. Взглянешь в зеркало – вроде уже возраст. А душа-то этого не понимает, все по-детски прыгает, скачет…
– За что вы любите свою работу?
- За радость общения с детьми. За возможность из маленьких несмышленышей воспитать музыкантов, передать им все то, что мне так дорого.
О ЦЕРКВИ И ВЕРЕ
–- Елена Валентиновна, вы руководите еще и церковным хором. К вере вас привела музыка?
- В храм я пришла чистым листом, без единой буковки. Пришла за музыкой. Когда-то я готовила к выступлениям на конкурсах самодеятельности работников железной дороги. И вот один из машинистов, верующий человек, стал уговаривать организовать хор в недавно открывшемся храме на горе. Я очень сопротивлялась: это же выходные будут заняты, а у меня двое детей. Потом меня стали просить уже два машиниста…
– И вы сдались…
- Да, и благодарна за это судьбе. Мне открылась новая интересная музыка. Я научилась петь без аккомпанемента. Для хора это высший пилотаж – петь без сопровождения. Такой репертуар у моих взрослых ребят сейчас составляет 90-95%. Но сначала этому должен был научиться учитель.
Потом мы с дочерью осознанно приняли крещение. Церковь научила меня иначе относиться к другим людям, более чутко. Возлюбить ближнего, стараться не обидеть неосторожным словом. Вот даже на занятии: сидит маленький, балуется, ты на него - «гав!» А потом полночи терзаешься, что обидела…
– Как вам работается рядом с дочерью (Мария Трухина (Санникова) – онцертмейстер хора мальчиков – прим. авт.)?
- Прекрасно. Хотя ей, наверное, тяжеловато рядом с мамой. И нагрузка большая: она ведь еще ведет уроки фортепиано и поет в храме. Она - хороший пианист. В конкурсе «Поющий мир» в Санкт-Петербурге получила диплом лучшего концертмейстера. А там участвовали 35 стран. Мы тогда исполняли песню «Я шагаю по Москве». Аккомпанемент изумительный, джазовый и устоять под него невозможно: хор не только пел, но и танцевал.
– Вы хотели, чтобы ваши дети связали жизнь с музыкой?
- Скорее, я просто передала им то, что умею делать сама. То, что сын стал музыкантом, для меня было даже удивительно. В музучилище он пропускал чуть ли не все уроки, кроме хора. Но потом окончил консерваторию. И сказал: если придется поменять специальность, то музыка будет со мной всегда. Все изменил случай: на фестивале в Екатеринбурге я познакомилась с руководителем хора «Доместик» и профессором кафедры пения УрГПУ Валерием Копаневым. Оказалось, что мы - земляки, оба вятские и жили чуть ли не в соседних домах. Валерий Анатольевич тогда присмотрелся к моему Сереже и… распустил над ним крыла. Сейчас сын – один из хормейстеров оперного театра и сам поет в хоре.
– Ваш хор – лауреат и дипломант разных международных конкурсов. Но какое выступление наиболее дорого?
- В 2010 году мы выступали на конкурсе «Поющий мир» в Санкт-Петербурге. Когда мы со старшими ребятами после выступления спустились в фойе, то увидели… Младшие мальчишки (они посмотрели наше выступление на экране) выстроились в шеренги и аплодировали. Такое искреннее признание малышни дороже любого диплома.
О ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
– Елена Валентиновна, и все-таки вам не обидно, что большинство каменцев с удовольствием пойдет слушать какую-нибудь попсу, а не хор мальчиков?
- Высокое искусство никогда не было массовым. Это факт, чего ж тут обижаться. Но поднимать уровень нынешней массовой культуры тоже нужно.
– Часто можно услышать: музыкально-песенная культура деградирует…
- Вы же об эстраде? Это вообще не мой конек. Я эстраду не вижу, не слышу, не хочу. Зачастую это шоу безголосых, бездарных людей. Хотя есть немало и талантливых артистов, но все равно это шоу…
– Но хоть кто-то из эстрадных исполнителей нравится?
- Уважаю тех, кто пришел на эстраду с музыкальным образованием. Муслим Магомаев, Эдуард Хиль. Вот тот же Дмитрий Маликов…
– А что думаете про Пугачеву?
- Это великая актриса. Она поет сердцем. Конечно, не во всем и не везде она нравится, но у нее очень много чего есть хорошего.
– А есть у вас любимый советский эстрадный певец?
- Георг Отс. Чудесный бархатный баритон. С детства слушала его и всегда таяла. Голос небольшой, но пел душой. И культура пения невероятно высокая.
– Сейчас молодежь на концертах, ТВ и радио впитывает совсем другую «культуру» пения…
- В мое время учителем было радио. Какие только знаменитейшие певцы не пели… На наши уши, подсознание оседала эта правильная манера. Тогда весь Советский Союз пел… Но и сегодня благодаря отдельным людям стране не дают упасть. Куда на конкурс ни приедешь, там 80-90 хоров! Вопреки всему хоровая культура жива. И никогда не умрет.
– И все-таки раньше хоровое пение было более массовым… Нужно ли возрождать это и как?
- Однозначно, нужно. А начинать надо с детей. Президент сказал, что в каждой школе должен быть хор.
Кстати, мой сын в школе имел тройку по пению. К каждому уроку им нужно было составлять музыкальный кроссворд или писать биографии композиторов. Разве это обучение музыке? Лучше бы просто собрали хор и пели.
– Ваше мнение о телепроекте «Битва хоров»? Не придаст ли он импульс хоровому движению?
- В первом сезоне «Битвы хоров» выступал мой ученик Артем Токарев, и я очень за него болела. Отправила 30-40 SMS-сообщений. Мы так радовались победе нашего хора… Но вот второй сезон «Битвы» я уже не смотрела. Это развлекательный проект, и он не показатель хорового движения в России.
Другое дело - Олимпиада. За полгода до Игр со всех регионов России был собран тысячный детский хор, подготовлена большая программа.
О КАМЕНСКЕ
– Елена Валентиновна, были вам предложения продолжить творческую деятельность в другом городе?
- Да. Но ведь у меня уже были мальчики, и это сильно зацепило. Куда же от них уезжать…
– Что нравится и что не нравится в Каменске?
- Город, где родились мои дети, стал мне близким и родным. И он не может не нравиться. Наполняют гордостью слова, которые мы с хором слышим на конкурсе любого уровня: «Поет хор мальчиков и юношей «Вдохновение» города Каменска-Уральского». Эти слова звучали и на русском языке, и на английском, немецком, чешском… География выступлений у нас обширная.
Ну, а не нравится… то, что город становится грязным. Это вина каждого из нас.
– В исполнении хора мальчиков звучит гимн Каменска-Уральского…
- Это было ответственно и волнительно. Кстати, мы пели две версии гимна. Первая («Каменск-Уральский – великий герой…») – на музыку Глинки и слова руководителя театра «Гонг» Тахира Ибатулина. Вторая («На земле уральской трудовой…») – на музыку и слова директора музыкальной школы № 3 Ольги Абдуллаевой. Теперь это официальный гимн Каменска.
– Есть у вас в Каменске любимые места?
- Очень красивые места за деревней Кодинка. Раньше мы семьей часто ходили туда в походы с ночевкой. Спали в палатке. А прошлым летом я прокатилась с внуком на кораблике по Исети. Просто была потрясена, увидев эти места. Такая красота…
– Вы стали Почетным гражданином Каменска. Какие ощущения?
- Конечно, я в душе очень рада. Но пока даже не знаю, что это такое и какая ответственность мне за это грозит. Думаю, будет просто море ответственности. Ведь это звание ко многому обязывает.
Интервью вела Наталья ЛИСОВАЯ.
Опубликовано в газете "НОВЫЙ КОМПАС" 17.07.2014
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.