Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Март ′2014 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

17.03.2014 Реформа местного самоуправления: что предлагают муниципалитеты?

Михаил-АстаховНа середину апреля в Государственной Думе намечено первое чтение законопроекта, который повлечет за собой очередную реформу местного самоуправления. Необходимость преобразований вытекает из посыла Президента России, основанного на многократных обращениях глав муниципальных образований сделать местное самоуправление не просто близким к людям, но что немаловажно ― финансово состоятельным, обеспеченным профессиональными кадрами.

Главы больших и малых городов, районов и сельских поселений, депутаты областного парламента работали над ключевыми положениями концепции местного самоуправления более двух месяцев. Нередко точка зрения глав-практиков отличалась от позиции областных законодателей. В итоге Ассоциацией свердловских муниципалитетов и депутатами Законодательного собрания был подготовлен общий пакет предложений по совершенствованию системы местного самоуправления.

Подробности ― в интервью с мэром Каменска-Уральского, председателем Ассоциации «Совет муниципальных образований Свердловской области» Михаилом Астаховым.

― После ноябрьской встречи глав с Президентом России, обсуждения грядущей реформы местного самоуправления Вы вернулись домой твердо уверенным в том, что грядут серьезные преобразования, что уже в обозримом будущем власть на местах обретет рычаг для повышения качества жизни людей, для развития территории города. Четыре месяца прошло, что-то на местах за это время изменилось?

Реформирование на скаку не происходит. Совершенствование правовых норм деятельности органов местного самоуправления, уточнение общих принципов его организации - очень кропотливая, я бы сказал, методичная работа. Обсуждали их с руководителями Ассоциаций «Советы муниципальных образований» всех регионов Уральского федерального округа, с главами ― членами нашей Ассоциации, с депутатами Законодательного собрания. Шлифовали предложения по каждому из четырех разделов. Что это за разделы? Разграничение полномочий, финансово-экономические основы местного самоуправления, местное самоуправление в территориальной организации государства и кадровое обеспечение местного самоуправления.

― Какой из разделов, на Ваш взгляд, является основополагающим для деятельности муниципальной власти?

Конечно, о финансово-экономических основах органов местного самоуправления. Если федеральные законодатели их не учтут, то все остальное, я считаю, не имеет значения. Мы вышли с предложением усилить роль местных налогов (НДФЛ, ЕНВД, земельный и налог на имущество физических лиц), передать на места такие областные налоги, как транспортный и налог на имущество организаций.

У малых и средних городов должен быть стимул увеличивать собственную налоговую базу. Что для этого нужно? Законодательно закрепить нормативы отчисления федеральных и региональных налогов за муниципалитетами, в размере, достаточном для их самообеспечения: например, оставить в муниципальном бюджете 5% налога на прибыль, а долю НДФЛ увеличить с 15% до 45%, как это было в 2012 году. Предложение разработать такой законопроект мы тоже внесли.

― Идеологи реформы местного самоуправления утверждают, что в России отсутствуют единые принципы административно-территориального деления страны и предлагают этот пробел в законодательстве устранить.

Такой пробел действительно существует. У нас есть населенные пункты, а их классификация и статус законодательно не определены. Нет критериев определения сельских и городских поселений, отсутствует порядок присвоения статуса города, районного и регионального значения, какую территорию считать отдаленной, а какую нет. Поэтому сегодня среди глав муниципальных образований и депутатов много сторонников принятия федерального закона «Об общих принципах территориальной организации Российской Федерации».

Лишь один маленький пример: территориальные подразделения разных федеральных служб работают в разных границах: межмуниципальный отдел полиции ― в городе и Каменском районе, служба экологического надзора ― в границах Южного округа, а отдел Роспотребнадзора ― на территории нашего города, Каменского, Сухоложского и Богдановического районов. Я думаю, принятие закона «Об общих принципах территориальной организации Российской Федерации» будет на пользу органам власти всех уровней.

― Как Вам идея создать новую систему органов местного самоуправления ― в два уровня.

Идея приблизить муниципальную власть к людям, была высказана в декабре прошлого года. Если кратко, то прямые выборы депутатов предлагается проводить только в поселениях и внутригородских районах. Иначе говоря, это децентрализация власти в городских округах.

Мы с главами, членами Ассоциации «Совет муниципальных образований Свердловской области», с депутатами Законодательного собрания эту идею прорабатывали. Дискуссии были жаркими.

Позиция глав ― двухуровневая система самоуправления эффективна для крупных муниципальных образований, где четыре и более районов. На пользу ли она средним городам, с населением от 100 до 400 тысяч человек? Я имею в виду Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, с их единой системой городского хозяйства и отсутствием у районов хотя бы маломальского бюджета. Чиновников станет еще больше, управляемость территорией ухудшится. Сегодня местное сообщество поляризовано, это тоже нужно учитывать. Поэтому мы предложили законодателям рассматривать внутригородской тип муниципального образования только для столиц, административных центров региона или республики.

― Через месяц депутаты Государственной Думы планируют приступить к рассмотрению законопроекта о реформировании системы местного самоуправления. Ваш прогноз?

Ассоциация «Совет муниципальных образований Свердловской области» работала над концепцией реформы с первых дней, вместе с областными парламентариями. Предложения, которые внесены от нашего региона, выверены и юридически хорошо обоснованы. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает, и в итоге мы получим развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

Елена Шеремет.

вернуться