Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Февраль ′2014 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28    

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

17.02.2014 Земля как источник доходов

Ольга Волкова

Распределение земельных участков, приватизация муниципальной недвижимости, контроль за поступлением арендных платежей в казну и выявление бесхозяйного имущества, передача в аренду высвобождаемых муниципальных участков земли и помещений ― всё это функциональные обязанности комитета по управлению имуществу. На бюрократическом языке этот орган местного самоуправления является администратором неналоговых доходов муниципалитета ― это значит, что приоритетным видом деятельности для ОМСа является пополнение городского бюджета.

Председатель комитета по управлению имуществом Ольга Волкова поясняет:

― Основные виды доходов от использования муниципального имущества ― это доходы от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности, земельных участков, доходы от приватизации имущества и сдачи внаем принадлежащих городу жилых помещений. По итогам 2013 года комитет «заработал» для местного бюджета 192,5 миллиона рублей ― это 102, 5 % от годового задания и 115,2 % к уровню 2012 года.

56% доходов составляют доходы от сдачи в аренду земельных участков: 109,2 миллиона рублей поступило в городской бюджет по этой статье ― на 64% больше уровня 2012 года. Такой эффект ― результат активной работы по взысканию задолженностей и проведению аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков под строительство.

В прошлом году комитетом проведено 16 аукционов. По их результатам арендаторы обрели 25 земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов (НТО), автостоянок и наделов под огородничество, 12 участков «ушли» под индивидуальное жилищное строительство, три ― под строительство многоквартирных домов, два ― под комплексное освоение в целях жилищного строительства, ещё четыре ― под строительство гаражей и объектов торговли.

Сумма единовременных поступлений от продажи права на заключение договоров аренды составила 37,4 миллиона рублей. Сумма поступления от аренды по новым договорам 2013 года ― 17,1 миллиона. Всего же в минувшем году заключено 139 договоров аренды. Теперь их стало 1614.

― Какие доходы приносит продажа земельных участков?

― В прошлом году заключено 509 договоров купли-продажи земли. Три ― с юридическими лицами, 14 ― с предпринимателями, 392 ― с физическими лицами, которые приватизировали свои наделы под частными домами и гаражами.

Совокупный доход по этой статье составил 7 миллионов. И это меньше, чем в 2012 году, что легко объяснить: большинство крупных земельных участков на территории города выкуплены ранее промышленными предприятиями или под объекты торговли.

Один из примеров 2012 года: ЗАО «Мегамарт» выкупил землю ― сумма в консолидированный бюджет области составила около девяти миллионов рублей. Теперь земельные участки в частной собственности. 80% от этой суммы поступило в городской бюджет, 20% ― в бюджет области. Но с 1 января 2014 года все 100 % доходов от продажи земли будут поступать только в городской бюджет, так как изменилось законодательство. Для муниципалитета это плюс.

― Продаются ли муниципальные здания?

― Работа проводится много лет в рамках программы приватизации, которую утверждает городская дума. Перечень объектов, подлежащих приватизации в 2014 году, очень скудный. В прошлом году в списке было шесть объектов, из них продали только два. Одно помещение в 17 квадратных метров ― на улице Белинского 71, второе ― на улице Красных Орлов 62 . Ещё одно отдельно стоящее здание на улице Машинистов удалось продать в январе 2014.

Торги проводятся в виде открытого аукциона. Правила для всех одинаковые: независимый оценщик устанавливает стоимость, на основании отчета оценщика назначается начальная минимальная цена. И далее всё по правилам аукциона: от начальной цены устанавливается пошагово плюс 5%. Участники торгов могут предложить свою цену, но не меньше цены, увеличенной на шаг аукциона. Кто назначает высшую цену, тот и побеждает.

Для муниципалитета выгоднее сдавать помещения в аренду, так как это стабильный источник дохода. Но в отдельных случаях содержать здание, которое требует серьезных вложений, охраны, гораздо дороже, ― тогда отдаем в концессию или выставляем на продажу.

Доход от приватизации муниципального имущества в прошлом году составил 15 миллионов рублей. От продажи объектов, включенных в список приватизации, поступило только 356 тысяч. Из муниципальной собственности в частное владение перешли также объекты, которые ранее арендовали предприниматели. Они воспользовались правом, предоставленным малому бизнесу федеральным законом № 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества».

― Сколько миллионов принесла в муниципальный бюджет аренда муниципального имущества?

― Плановые показатели выполнены: по итогам 2013 года собрано 45,9 миллиона рублей. Но в последнее время, к сожалению, наблюдаем тенденцию снижения доходов от аренды.

― Как боретесь с должниками и недоимщиками? Такие, к сожалению, есть в любом городе: муниципальным имуществом пользуются, а платить за него не хотят… Один из ярких примеров 2013 года – снос автостоянки на перекрестке Кирова – Кунавина.

― Да, бывший арендатор этого земельного участка до сих пор должен казне 69 тысяч рублей.

Что касается системы борьбы с неплательщиками ― процедура отработана: составляем акт сверки, высылаем предсудебные предупреждения, потом готовим исковое заявление в суд. Злостных неплательщиков вызываем на заседание межведомственной комиссии. Если добровольно не освобождает помещение или территорию ― принуждаем, конечно, на основании решения суда.

Разработан и муниципальный порядок. Действует с лета прошлого года. Благодаря этому порядку было принято 13 постановлений администрации города в отношении должников об освобождении земельного участка. Восемь реализованы, остальные должны исполнить требования постановления в наступившем году. К слову, большинство всё-таки не ждет, когда их выселят, собирают вещи и выезжают сами.

― Одно из полномочий комитета по управлению имуществом ― проведение проверок земельных участков. Зачем это нужно и что дает?

― Муниципальный контроль предпринимателей и юридических лиц (плановый) проводим раз в три года ― в соответствии с законом. План утверждает прокуратура. По итогам проверок составляем акты и направляем материалы в прокуратуру.

В 2013 году было проведено 17 проверок, выявлено 10 нарушений ― незаконный захват земли без правоустанавливающих документов. То есть, например, к выделенной территории автостоянки, предприниматель взял и самовольно прибавил ещё несколько метров.

В 2013 году составлено 138 актов обследования земельных участков. Кроме того выявлены земельные участки под размещение металлических гаражей без правоустанавливающих документов, которые так же занимают определенную муниципальную территорию. В этом обязательно нужно наводить порядок: люди требуют узаконить участки земли, на которых установлены гаражи, либо предоставить им взамен другие. Однако это противоречит Земельному кодексу. Согласно букве закона, мы должны проводить торги по каждому земельному участку. И желающих приобрести именно этот участок земли может оказаться больше, так что право на аренду могут выиграть и не владельцы гаражей.

― Что нового в деятельности комитета появилось в 2014 году?

― Земля ― один из главных ресурсов и важнейший источник формирования городского бюджета. Поэтому для нас важно понять, какие земельные участки сегодня не используются и соответственно не приносят дохода. Предстоит выявить такие территории и максимально вовлечь их в хозяйственный оборот.

В настоящее время проводится работа по формированию реестра свободных земельных участков с указанием вида разрешенного использования. Когда реестр будет создан, разместим его на официальном сайте города, что обеспечит свободный доступ населения к информации. Сейчас люди очень часто задают нам вопросы по этому поводу.

Все основные задачи на 2014 год и пути их решения изложены в «Муниципальной программе управления муниципальной собственностью на 2014-2016 годы». Этот документ для нас сегодня главный. Будем стремиться исполнить все показатели, утвержденные в данной программе. Понимаем, что от эффективности нашей работы зависит и пополнение казны, и повышение уровня благосостояния горожан.

Надежда Кузнецова.

вернуться