Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
24.09.2013 …И широкую, светлую грудью дорогу проложим себе?
Очередной экономический кризис из бытовых прогнозов перешел на уровень официального признания. Выступая в Госдуме, глава Минэкономразвития назвал ситуацию в экономике худшей с момента мирового кризиса 2008 года. «Такой неблагоприятной обстановки не было последние 5 лет», — подчеркнул Алексей Улюкаев.
С ним солидарен вице-спикер Заксобрания Виктор Якимов.
- Развитие в стране практически затормозилось. Темпы роста ВВП составляют лишь 1,8% к предыдущему году. И это в номинированных ценах, а не сопоставимых. По сути, это снижение объемов производства, - считает парламентарий.
- Как реагирует на ситуацию Заксобрание?
- Проблема появилась в областной повестке дня в конце весенней сессии, когда губернатор представил бюджетное послание на грядущие три года. Бюджет 2014 года формируется в сложнейших прогнозных показателях экономики. Тяжким бременем при этом становятся защищенные статьи – зарплата и различные пособия, которые должны быть не просто выплачены, но и проиндексированы на индекс инфляции. Соответственно это повлечет перераспределение приоритетов и возможностей: миллиарды уйдут из фонда развития, из инвестиционных проектов.
Помимо своих ограничений регионы ощутят резонанс наводнения на Дальнем Востоке - на ликвидацию последствий и восстановление инфраструктуры, на компенсационные выплаты пострадавшим людям требуются огромные деньги.
- Где их взять, если в бюджетах – от муниципальных до федерального и без того – дефицит?
- Дефицит – не финансовая страшилка. Это стимул развития. Конкретно для власти - стимул добывать средства для выполнения взятых повышенных расходных обязательств.
Один из способов раскрутить маховик экономики – строить дороги. Пример – Германия. В 1933 году это было государство с депрессивной экономикой. Через шесть лет оно замахнулось на мировое господство. За счет чего? Государство спасло строительство дорог. По ним немцы до сих пор ездят. Как и американцы по автобанам, построенным при Рузвельте. Конечно, дорожная «одежда» поменялась неоднократно, но дорожная схема заложена именно тогда.
У нас и свои примеры есть. Недавно довелось поздравлять алапаевцев с 115-летием местной узкоколейной железной дороги. Перед поездкой изучил историческую справку. Оказывается, «узкоколейка» может претендовать на лавры Книги рекордов Гинесса – как самая длинная узкоколейная дорога в мире. 800 километров дороги построены в 1898 году французом. Казалось бы, на что он рассчитывал в уральской тьмутаракани? А он, вкладывая свои деньги, все просчитал и верил, что они окупятся. Так и было. Следом в Алапаевске зародилось металлургическое производство: появилась возможность возить работников, руду и лес, чтобы уголь обжигать. К 1910 году инвестор полностью окупил инвестиции и начал получать прибыль. Россия того времени вообще была «Клондайком» – какие только иностранцы не вкладывали в нее деньги на строительство заводов, развитие судостроения и производство паровозов, в другие проекты.
Великую Отечественную войну страна тоже выиграла в немалой степени благодаря железнодорожной инфраструктуре. А если бы не было возможности переместить экономику на восток и оттуда снабжать фронт?
- Как вернуть инвестиционную привлекательность страны для иностранного капитала, когда российские предприниматели и бизнесмены вывозят капиталы за границу?
- Все последние годы власть пытается выстроить по-новому отношения с инвесторами, как отечественными, так и зарубежными. Есть позитивные примеры, но их – единицы. А вот тех, кого неблагоприятный экономический климат заставляет сворачивать бизнес, - тысячи. В прошлом году в Свердловской области прекратили деятельность около 30000 малых предприятий и предпринимателей. Эта тенденция сохраняется, в том числе – в Каменске.
- Если власть не меняет ситуацию – меняют власть?
- Зачем наступать на грабли, которыми Россия получила по лбу неоднократно? Есть вполне демократические способы.
- Виктор Васильевич, говорят, московские выборы мэра сегодня анализируют больше, чем екатеринбургские. Потенциальный преемник президента должен был показать ошеломляющий результат, во всяком случае, набрать не менее 65% голосов. А вышло не столь убедительно.
- Собянин, как и Яков Силин в Екатеринбурге, не смог привести весь свой электорат на избирательные участки. Уверенные, что их кандидат победит и так, без лишнего голоса, люди разъехались в отпуска, убирали урожай на дачах.
- Голосовали те, кому нужны перемены, кто против системы?
- Из 30% пришедших на выборы в Екатеринбурге за Евгения Ройзмана проголосовали 33% избирателей или 9% от общего числа избирателей полуторамиллионного Екатеринбурга. Какой это протест? Это технические ошибки организаторов выборов, поменявших адреса избирательных участков и не известивших горожан. А прежде всего это неудачный выбор единого дня голосования.
- Выходит, большинство получило власть, которую не хотело?
- Это урок на следующие выборы для избирателей.
- А по дню выборов выводы будут сделаны?
- Возможно, изменится не только дата. Есть предложение проводить голосование в будни. И даже не в один день. В некоторых странах выборы могут неделю идти – чтобы получить волеизъявление не менее 50% избирателей. На мой взгляд, в этом есть смысл. Во всяком случае, власть, которую выбрало реальное большинство, по-настоящему легитимна.
Что касается общественно-политических уроков сентябрьских выборов, скорее всего они будут детально проанализированы на ближайшем съезде местного самоуправления. В форуме, запланированном на начало ноября, с представителями регионов встретится президент Владимир Путин. Уверен, муниципалы смогут открыть глаза главе государства на реальное положение дел за пределами Садового кольца.
Елена ЖУКОВА
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.