Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
16.07.2013 Какие проблемы выявила проверка боеготовности войск на Дальнем Востоке
Крупнейшая в новейшей истории Российской армии проверка боеготовности вступила в активную фазу. Генштаб завершил переброску войск на 17 дальневосточных полигонов, корабли и подлодки Тихоокеанского флота уже третьи сутки находятся в Охотском и Японском морях, боевая авиация готова к их поддержке и выполнению самостоятельных задач.
Все нити управления сейчас находятся у двух людей - министра обороны Сергея Шойгу, который отслеживает события на Дальнем Востоке из Москвы, и начальника Генштаба Валерия Герасимова, временно прописавшегося на Сахалине. Именно оттуда он вчера докладывал столичным военачальникам о событиях минувшей ночи.
Судить о них можно было и по большой электронной карте в ситуационном центре минобороны. Все задействованные на проверке войска обозначались там истинными наименованиями. Никаких тебе условных бригад, полков и дивизий. Предъяви наши военные такую карту на всеобщее обозрение лет тридцать назад, иностранные шпионы строчили бы свои донесения до потери пульса, а заодно крутили бы дырки на кителях для очередного ордена - за добычу особо важных сведений.
Теперь российские генералы не видят смысла в засекречивании планов учебных баталий и составе их участников. Поэтому начальник Генштаба Валерий Герасимов открыто говорил, что, к примеру, две ротные тактические группы 11-й десантно-штурмовой бригады 36-й армии уже вышли в район аэродрома Восточный под Улан-Удэ, где теперь готовятся к десантированию. А с трех ночи понедельника боевое патрулирование над акваторией Охотского моря ведет пара стратегических бомбардировщиков Ту-95МС, еще две "тушки" барражируют над Японским морем. Короче говоря, вся обстановка была - как на ладони.
Между прочим, вопреки слухам, министр обороны командировал начальника Генштаба на Дальний Восток вовсе не для "разруливания" проблем с отправкой из гражданских аэропортов самолетов военно-транспортной авиации. Главная задача Герасимова - контролировать управление войсками и выполнение поставленных на эту проверку задач. Хотя с инцидентом в Хабаровске генерал наверняка тоже разбирался. Накладка, о которой командующий ВТА Владимир Бенедиктов доложил в субботу министру обороны, пока единственная. Поэтому имеет смысл подробнее рассказать, почему пара военно-транспортных Ил-76 целых десять часов дожидалась вылета на Сахалин.
Как выяснил корреспондент "РГ", этими бортами должны были доставить на остров аппаратуру вспомогательного командного пункта. Но самолеты оказались надолго прикованными к бетонке из-за отсутствия топлива на перелет. Местное аэропортовское начальство отказалось заправлять Ил-76 без оформления документов на техническое обслуживание и предоставлять горючее военным экипажам без соответствующих бураг. На всю эту эту канцелярию ушли часы. Дело в том, что уже несколько лет в минобороны практикуется такая схема. Когда военным надо перебросить войска и технику из одного региона страны в другой, а собственных транспортных средств генералам не хватает, они прибегают к помощи гражданских компаний. Составляются гарантийные письма, в котором военное ведомство обязуется оплатить таким фирмам и предприятиям деньги за предоставленные армии материалы и услуги. Подобные письма были заранее составлены и в штабе Восточного военного округа. Тем более что в ходе внезапной проверки ВВО планировалось перебазирование многих воинских частей гражданским транспортом, в том числе железнодорожными эшелонами и морскими паромами. С этими перевозками проблем не случилось, а вот с заправкой Ил-76 вышла большая заминка, о которой министру и доложил командующий ВТА. Понятно, что Шойгу это сообщение возмутило. Даже когда ему сказали, что средства для расчета с гражданскими аэропортами в округе есть, министр жестко заметил: "Деньгами технику не заправишь. Мы не для того все это проводим, чтобы любоваться, как самолеты стоят на резервных площадках".
Ситуация с Ил-76 в конце концов благополучно разрешилась. Но не зря говорят, что учения - это почти война. В военное время 10-часовая задержка с вылетом самолетов наверняка обернулась бы большими бедами. Особенно если бы Ил-76 доставляли в район боев личный состав и технику. Конечно, проверки боеготовности для того и проводятся, чтобы заранее, еще в мирное время, выявить узкие места в выучке войск и военно-транспортной логистике. А вот с ней-то, как показали учения на Дальнем Востоке, далеко не все в порядке. Причина - не только в нерасторопности армейских штабистов или консервативности гражданских начальников, требующих, чтобы взаимоотношения с военными были оформлены по всем правилам. Она - глубже. Если говорить о переброске войск по воздуху, в идеале генералы должны были бы использовать в качестве аэродромов дозаправки резервные взлетно-посадочные полосы. Когда-то на Дальнем Востоке, и не только там, у минобороны были сотни подобных "точек". Но в 90-х годах многие объекты закрыли, а их имущество продали либо разворовали.
Теперь, когда Российская армия пытается восстановить былую мощь, последствия лихих 90-х дают о себе знать. И минобороны приходится тратить миллиарды рублей на восстановление и модернизацию своего аэродромного хозяйства.
Вообще с приходом в военное ведомство нового руководства становятся все ощутимее свежие веяния. Шойгу и его генералы пытаются раскрутить проржавевший армейский механизм. Отсюда - и внезапные проверки боеготовности войск, и массовое перебазирование людей и техники, и желание выстроить понятные и прозрачные отношения с оборонной промышленностью и обществом.
В обществе эти веяния заметили. Не случайно люди сейчас меньше говорят о дедовщине, а все больше обсуждают, что за техника идет в войска, какие учения там проводят. Что же касается проблем Вооруженных сил, то в одночасье и в одиночку генералам их не решить. Для этого нужно время и, главное, - желание военачальников изменить нашу армию к лучшему. В недостатке такого стремления Шойгу и его команду никак не упрекнешь.
Юрий Гаврилов, Российская газета.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.