Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
05.04.2013 Высокие технологии совершили прорыв в борьбе с заболеваниями спины
Алексей, почему позвоночник все чаще дает о себе знать?
Алексей Хейло: Да потому что все меньше двигаемся, все стремительнее набираем вес. Все меньше времени для физкультуры. Еще одна важнейшая причина: у нас отсутствует культура наблюдения за своим здоровьем. Большинство пациентов с гордостью говорят, что никогда к врачам не обращались. Это значит не обращали внимание на свои проблемы, лечились как бог на душу положит. И лишь потом, когда перестали справляться с болью, - пришли. Обычно к этому моменту болезнь приобретает такие размеры, что невозможно обойтись без операции.
Имеете в виду прежде всего грыжи межпозвонковых дисков?
Алексей Хейло: Вы правы. Они - причина 80 процентов заболеваний периферической нервной системы. И самая частая причина нетрудоспособности. Чаще всего грыжи локализуются в нижне-поясничном отделе позвоночника, за ним следует шейный отдел. Реже всего встречаются грыжи межпозвонковых дисков в грудном отделе.
Боли мучительные. А методы противостояния?
Алексей Хейло: От лечебной физкультуры до хирургии. Большинство из них эффективны. Но беда в том, что специалисты слабо взаимодействуют, часто берутся решать проблемы пациента, не подходящего под данную методику. Отсутствует глобальный взгляд на ситуацию. Физиотерапевты могут годами безуспешно пытаться справиться с проблемами пациента, нуждающегося в хирургическом лечении. Есть и хирурги, проводящие операции тем, у кого нет к ним показаний. Разумеется, врач, неправильно поставивший диагноз или переоценивший свои силы, не добивается успеха. Это порождает разочарование пациента.
Алексей Хейло: От пациентов, приходящих за хирургической помощью через несколько лет мучений, часто приходится слышать: специалисты, осуществлявшие консервативное лечение, категорически не советовали проводить операцию. Пугали опасностью такого вмешательства, тем, что эффективность его не превышает 50 процентов, что высока вероятность рецидива.
Но ведь действительно страшно: на позвоночнике все держится, а любая операция - всегда езда в незнаемое. Малейшая неточность, и человек может лишиться возможности ходить.
Алексей Хейло: Согласен, страшно. Но этот страх перед операциями на позвоночнике пришел из тех времен, когда хирургические технологии были далеки от совершенства. Не зря крылатая фраза одного из основателей нейрохирургической школы, академика Николая Ниловича Бурденко о том, что "пациента с грыжей диска следует оперировать только тогда, когда он сам приползет на коленях и попросит яду", разошлась по стране. Но это прошлый век. С 80-х годов, с появлением новых микротехнологий, эндоскопии, новых систем стабилизации позвоночника, совершенствованием магнитно-резонансной томографии, интраоперационных систем визуализации ситуация радикально изменилась.
Конечно, вероятность осложнений есть всегда. Это хирургия. Мне кажется, что любой врач, обещающий пациенту 100-процентный результат, не совсем понимает базовые принципы нашей работы. Своих пациентов я всегда предупреждаю о возможных осложнениях. Да, вероятность их развития небольшая. Общемировая статистика ведущих медицинских центров, проводящих операции по поводу грыж дисков поясничного отдела позвоночника, - 0,2 процента осложнений. И процент в отделении хирургии позвоночника центра имени Петровского вполне укладывается в общемировой. Но вероятность осложнения есть всегда. И забывать об этом нельзя. Операция всегда риск - и этот риск должен быть взвешен и обдуман. Если в борьбе с болезнью потеряно качество жизни, время думать о хирургии.
Ассоциация вертебрологов создана и для того, чтобы минимализировать страх?
Алексей Хейло: В какой то степени и для этого тоже. Но не только. Хирургическая вертебрология, как отдельная дисциплина, только формируется. Отсутствуют общепринятые стандарты лечения, стандарты использования хирургических технологий. Нет системы повышения квалификации врачей, совершенствования их практических навыков, системы контроля, наконец. Поэтому нередко результаты лечения пациентов в специализированных вертебрологических отделениях и центрах сильно отличаются от результатов, полученных вне такого рода коллективов. Для разрешения этих вопросов и создана наша Ассоциация, которая объединяет ведущих хирургов-вертебрологов страны.
Значит, есть надежда, что ситуация изменится к лучшему. И все же, каковы основные показания к операции на позвоночнике?
Алексей Хейло: Любого рода клинические признаки повреждения спинного мозга и его корешков: развитие слабости и онемения в конечностях, нарушение функции тазовых органов, болевой синдром, с которым не удается справиться нехирургическим путем. А еще есть операции, проводимые при нестабильности позвонков, развившейся в результате травмы или аномалии, операции при опухолях. В этом случае операции показаны и без видимых клинических проявлений, чтобы предотвратить проблемы для пациента в будущем.
Современные хирургические технологии при лечении травм и заболеваний позвоночника позволяют максимально рано активизировать пациента. Максимально рано и, как правило, без особых ограничений вернуть его к привычному образу жизни. Например, малоинвазивные методики лечения его неосложненных переломов у пациентов старшего возраста позволяют "активизировать" их через два часа после операции. При этом сама по себе операция проводится под местной анестезией. Также в день хирургического вмешательства поднимаются пациенты после операций по поводу грыж межпозвонковых дисков шейного отдела. Для большинства тех, кто перенес современную операцию на позвоночнике, срок пребывания в постели после нее не превышает 1-2 дней, а в стационаре - 5-7. Исключение составляют пациенты, болезнь которых осложнена другими заболеваниями, которым, скажем, из-за наличия у них неврологического дефицита, требуется реабилитационное лечение.
Чем человек старше, тем сложнее решиться лечь на операционный стол.
Алексей Хейло: Суть современных малоинвазивных технологий именно в их малой травматичности, а значит, и безопасности для пациента. Оперированы могут быть люди практически любого возраста. В нашем отделении, как и в большинстве стационаров страны, лечение заболеваний и травм позвоночника проводится по квотам минздравсоцразвития на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Также возможна госпитализация и лечение на основании добровольного медицинского страхования.
Не по знакомству? Без протекции?
Алексей Хейло: В нашей клинике оперируются люди со всей страны и ближнего зарубежья, которые просто прислали к нам на консультацию снимки, а потом приехали на осмотр. Оформляем документы, запрос на получение квоты. А дальше - пациенты включаются в список и ждут вызова.
Ирина Краснопольская, Российская газета.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.