Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Апрель ′2013 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

23.04.2013 Замечательный пример в истории логистики

культура 23.04 караваны-2культура 23.04 караваны-1культура 23.04 караваны-3культура 23.04 караваны-427 апреля 310 лет исполняется Железным караванам. В честь этого события  в краеведческом музее им. Стяжкина открылась тематическая выставка.

Железные караваны – один из замечательных исторических примеров в мировой истории логистики.  27 апреля 1703 года от пристани на реке Чусовой в путь двинулись 40 судов. Груз был послан значительный: 323 пушки, 12 мортир, 15 гаубиц, 1110 пудов железа. С Каменского завода продукцию отправляли до Уткинской пристани, что на реке Чусовая в 176 верстах от завода, по зимнику на крестьянских подводах.

Там они грузились на суда для сплава – струги, дощаники, коломенки, барки, и, когда река вскрывалась, суда спускались на воду и отправлялись в далекий путь. От Уткинской слободы плыли до Чусовых городков промышленников Строгановых, потом – по Каме через Сарапул и вверх по Волге от Казани до Нижнего Новгорода. От Нижнего Новгорода путь каравана проходил по Оке, а после – по Москве-реке. Если груз везли до Москвы, то дорога занимала около трех месяцев: прибывали в Москву в начале июля. Если же нужно было попасть в Санкт-Петербург или Архангельск, то путь железных караванов затягивался на полтора года. После зимовки в Твери караваны вновь отправлялись в путь и к концу лета прибывали в Северную столицу.

Понятно, что путь Железных караванов легким не назовешь. В гребцы нанимали, а порой и забирали насильно, окрестных крестьян. По дороге от тяжелой работы люди заболевали, порой гибли, особенно часто – в начале пути, где коломенки и барки бились о скалы. По мелководным Оке и Москве груженые суда часто тянули на конной тяге, или в упряжь вставали бурлаки.

Тем не менее, этот нелегкий путь наши современники решились повторить как минимум дважды. Первая из экспедиций состоялась в 2000-м году и была посвящена 300-летию Каменска-Уральского. Её инициатором стал туристический клуб «Тропари» и его руководитель Аркадий Мацкевич. На двух катамаранах четыре сменных экипажа преодолевали водный путь от пристани в поселке Усть-Утка в Пермской области – из той самой Уткинской слободы – до Санкт-Петербурга. Участники экспедиции везли с собой ядро для каменской пушки, которая хранится в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Несмотря на все трудности пути, ядро было доставлено в целости и сохранности. Путешествие заняло более трех месяцев.

Второй раз прошла по этому маршруту команда каменских предпринимателей в 2006 году.  Путь «Железных караванов» они прошли на катерах примерно за месяц. Но даже использование современных технических средств не сделало этот путь легким путешествием. Проходя маршрут, каменцы доставили в библиотеки городов по пути следования книгу Владимира Шевалева «Каменские пушки в судьбе Отечества».

О современных путешественниках на открытии выставки в краеведческом музее рассказывали Аркадий Мацкевич и Павел Лейч, который являлся координатором этих двух экспедиций. На выставке представлены фото участников, их судов, а также парус с подписями всех участников современных «Железных Караванов».

Информационно-методический отдел СКЦ.

вернуться