Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Март ′2013 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

05.03.2013 И один - воин

В парламент вернутся депутаты одномандатных округов. Владимир Путин внес в нижнюю палату законопроект о выборах в Госдуму.
Президент России Владимир Путин в пятницу внес в нижнюю палату проект нового закона о выборах  Государственной Думы, который дает возможность получить депутатский мандат не только тем, кто шел в парламент в партийных рядах - по федеральному списку. Но и одиночкам, которые в таких списках не значатся, а стали кандидатами "в порядке самовыдвижения".

Реализуя эту идею, уже испытанную в первых думских созывах, законопроект предлагает сохранить федеральный избирательный округ с 225-ю мандатами, которые будут распределяться между федеральными партийными списками пропорционально числу голосов, поданных избирателями. И образовать 225 одномандатных округов, им достанется вторая половина думских мест - по мандату на каждый округ. Округа должны быть примерно одинаковыми по числу избирателей. Для этого определяется  единая норма представительства (число зарегистрированных российских избирателей делится на 225), которая, впрочем, не распространяется на те регионы, где число избирателей до нормы не дотягивает. Одномандатный округ - один или несколько - должен быть в каждом субъекте Федерации. Схема таких округов, вместе с которыми, естественно, должны вернуться и окружные избирательные комиссии, утверждается на десять лет. В законопроекте уточняется, что по федеральному округу избирать депутатов в Госдуму может каждый гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет. Где бы он ни жил. А по одномандатному - к избирательной урне будет допущен только тот восемнадцатилетний россиянин, чье место жительства находится на территории округа. Или тот, что зарегистрирован по месту пребывания на этой территории не менее чем за три месяца до дня голосования и включен в список избирателей. Так что срочно подвезти на московский избирательный участок автобус с жителями Подмосковья, чтобы проголосовали "за кого надо", в этом случае уже не получится.

Выдвижение кандидатов на депутатское место будет зависеть от того, по какому округу - федеральному или одномандатному - претендент идет. В одномандатном можно выдвинуть себя самому. Однако не исключается и участие в этом процессе партии, у которой будет право предлагать в одномандатных округах своих кандидатов, как партийных, так и беспартийных. Но у партий здесь есть преимущество - выдвиженцу от партии не надо будет собирать подписи избирателей для регистрации. А самовыдвиженцу, чтобы получить статус кандидата в депутаты Госдумы, потребуются не менее 0.5 процента подписей избирателей, зарегистрированных на территории округа. Или не менее 500 подписей, если сам округ невелик - до 100 тысяч избирателей. У кандидатов-одномандатников к тому же есть еще и "резерв главного командования" - возможность "засветиться" в федеральном списке.  Законопроект позволяет партии ввести в свой список выдвинутых ею одномандатников.  Однако, как и в действующем законе о выборах в Думу, в этом списке не будет места членам других партий, но беспартийные, которые своим именем могут авторитет партии поднять, или сделать ее узнаваемой в ряду других, допускаются.

"В том, по каким правилам будут организованы очередные выборы, заинтересованы все политические силы, в том числе и непарламентские партии", - считает спикер Госдумы Сергей Нрышкин. По его словам, поступившая в пятницу в палату инициатива президента обсуждается уже более двух месяцев. "Мы провели большое количество экспертных консультаций, в том числе на площадках Открытой трибуны и Совета непарламентских партий, где представлен самый широкий спектр политических мнений. Обсудили всевозможные вопросы: от уровня проходного барьера до целесообразности формирования политических блоков", - заявил Нарышкин.

Между тем законопроект не предусматривает создание избирательных блоков. И все по той же причине, по которой от них отказались после выборов 2003 года. "Институт избирательных блоков, - объяснял тогдашний председатель Центризбиркома Александр Вешняков, - был введен в свое время в условиях неразвитой партийной системы".Однако в качестве блоков зачастую стали выступать "политические пустышки, прикрытые популистскими лозунгам" и эксплуатирующие чужие названия.

"Если у небольшой политической партии нет уверенности в победе своего федерального списка, ее лидеры могут пройти в Думу, как депутаты-одномандатники", - добавил аргументов против реанимации блоков вице-спикер Госдумы шестого созыва "единоросс" Сергей Железняк, полагающий, что в нынешних условиях необходимости в блоках нет. И это как раз на пользу небольших партий,  поскольку "сбережет" их "от поглощения партиями-ветеранами". "Если политическая партия чувствует поддержку избирателей, она должна бороться и участвовать в выборах самостоятельно, а не прятаться за спиной другой партии", - убежден Железняк.

Но лидеры непарламентских партий, которые в последнее время не раз участвовали в думских дискуссиях по поводу избирательного законодательства, защищая свое право идти на выборы в связке с единомышленниками другой партийной принадлежности, были явно разочарованы, не увидев желанной нормы в законопроекте Путина. Впрочем, не было ее и в законопроекте о выборах депутатов Госдумы, внесенном в феврале прошлого года Дмитрием Медведевым, бывшим тогда президентом. Документ, кстати, так и не дождался первого чтения - Владимир Путин эту инициативу отозвал.

Не возвращается в избирательный бюллетень и графа "против всех", которой оппозиция хотела бы привлечь на выборы протестный электорат. Но зато путинский законопроект решает проблему самого бюллетеня, над решением которой бились и в нижней палате парламента, и в Центризбиркоме. Предполагается, что на думских выборах будет два бюллетеня - один для голосования по федеральному округу, другой - по одномандатному.

В случае, если на места в Думе будут претендовать более двадцати партий, и их федеральные списки пройдут регистрацию, то вместо привычного бюллетеня, где вся информация о партиях и кандидатах размещается с одной стороны листа (наименования, эмблемы, фамилии кандидатов общефедеральной части списка и региональной тройки), избиратели получат многостраничную брошюру. В виде брошюры может быть изготовлен и бюллетень для голосования по одномандатному округу, если соискателей на место в Думе будет более 30.

А вот сам отряд, который партия поведет "штурмовать" думскую высоту, должен уменьшиться в два раза . В федеральном списке кандидатов предлагается оставить не более 300 фамилий (сейчас допускается 600). В федеральную часть списка должно быть включено не более 10 кандидатов, однако возможно эту часть особо и не выделять. Но законопроект без вариантов предусматривает в этом списке не менее 35 региональных групп кандидатов.

Партиям разрешается из своего избирательного фонда потратить на выборы не более 700 миллионов рублей. Кандидат должен уложиться в 15 миллионов рублей. Но до ближайших выборов Думы больше трех лет, и разрешенные расходы могут быть скорректированы с видом на инфляцию.

Думские "единороссы", примерив президентские нововведения на себя, приняли их с энтузиазмом.

Лидер фракции Владимир Васильев заметил, что отказ от смешанных выборов в Госдуму в 2005 году "был обусловлен объективными причинами: следовало закрыть путь в законодательный орган лицам с сомнительной репутацией, которые, используя "черные" пиар-технологии, а подчас и прямой подкуп избирателей, пытались получить мандат". А "переход на выборы по партийным спискам позволил запустить процессы принятия законов в интересах всего общества и "очищения" парламента".

Сегодня, по словам Васильева, "созданы условия, при которых новые одномандатники будут вряд ли стремиться в Госдуму ради получения иммунитета или решения своих
бизнес-задач". "Госдума следующего созыва должна быть сложнее, многополярнее, продуктивнее. Вносимые в выборное законодательство изменения создают условия персональной ответственности: когда избиратель голосует за конкретного кандидата, а затем, используя существующие механизмы, контролирует соблюдение запретов и ограничений своим избранником", - заявил глава фракции. Васильев подчеркнул, что " увеличение числа партий, упрощение сбора подписей, снижение избирательного порога до пяти процентов, возврат к одномандатным выборам - это важные инициативы главы государства в части усиления влияния общества на политические процессы".

Сергей Железняк отмечает, что законопроект стимулирует претендентов на думские мандаты участвовать в общих агитационных мероприятиях. "Невозможность замены времени дебатов на политическую рекламу (сейчас такая практика есть - Т.Ш.) по факту делает участие партий в дебатах обязательным, что также будет способствовать формированию адекватного мнения наших граждан о тех или иных политических силах", - сказал Железняк. "А прозрачный контроль за ходом голосования и подсчетом голосов с использованием веб-камер предельно сократит возможности для правонарушений в день голосования, не даст возможности интерпретировать результаты выборов и увеличит доверие к результатам голосования", - надеется "единоросс".

"Концептуально наша фракция, думаю, поддержит законопроект в первом чтении", - определил позицию "справороссов" по поводу президентской инициативы вице-спикер Госдумы Николай Левичев, заметив, что ко второму чтению депутаты СР поборются "за изменение целого ряда конкретных позиций". "Справороссам", к примеру, не очень нравится предложение о том, что всем политическим партиям дается возможность идти на выборы без сбора подписей. "В ситуации, когда партий уже несколько десятков, а в перспективе к следующим выборам их число может перевалить за сотню, нужна какая-то фильтрация от партий-однодневок", - полагает Левичев. А снижать порог прохождения в Государственную Думу, по мнению Левичева, надо не до пяти процентов, как предлагается в президентском законопроекте, а, по крайней мере, до трех, "а может, и ниже". Если же оставлять его на уровне пяти процентов, то, как считает Левичев, следует разрешить избирательные блоки - "только тогда мы добьемся реального представительства в парламенте различных групп избирателей, имеющих специфические интересы".

Думские либерал-демократы вообще против возвращения смешанной системы на думских выборах. Коммунисты полагают, что она пойдет на пользу прежде всего "единороссам", поскольку они смогут привлечь в одномандатные округа популярных кандидатов.

Сергей Нарышкин сообщил журналистам, что выборы Госдумы в 2016 году пройдут по новому закону, и работа над этим документом в палате "начнется в самое ближайшее время".

"Российская газета"

вернуться