Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Март ′2013 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

05.03.2013 День самовоспитания

21 апреля Россия впервые отметит День местного самоуправления. Чем важна новая «красная» дата? Как готовятся к ней уральцы? Эти вопросы обсуждались в Екатеринбурге на заседании межрегионального координационного совета ВСМС, в котором участвовал Виктор Якимов, вице-спикер областного Заксобрания.

- Виктор Васильевич, Всероссийский совет местного самоуправления давно бьется за права муниципалитетов - самого близкого к народу уровня власти. Памятная дата – очередное завоевание?

- Скорее – обозначение нового этапа в развитии самоуправления. 2013 год выбран для старта не случайно. Россия нынче отпразднует 20-летие Конституции, которая впервые дала определение местного самоуправления. Десять лет назад, в 2003 году принят федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - по сути, муниципальная Конституция. Еще одна знаковая цифра - 15 лет назад Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. День местного самоуправления побуждает нас соотнести с этими вехами все достижения муниципальной власти, объективно оценить все приобретения и потери  за это время.

- Как это планируется сделать?

- На заседании межрегионального координационного совета прозвучало немало интересных идей, как отметить знаменательные даты местного самоуправления. Поскольку МКС охватывает территорию УрФО, предложено провести Дни муниципальных образований округа. Это позволит территориям обменяться накопленным опытом, почерпнуть инновации для решения своих проблем.

Обсудить болевые точки местного самоуправления можно будет в рамках «круглых столов» и «дискуссионных трибун». На осень запланирована научно-практическая конференция, где ученым, общественникам и политикам предстоит оценить итоги реформирования власти за 20 лет.

- Наверняка будут и награды тем, кто немало сделал для становления местного самоуправления?

- Если честь – по заслугам, почему нет? Традиции торжественной даты только формируются. Но я убежден, что главное в День местного самоуправления – не грамоты раздать, и даже не муниципальную власть «пропиарить». Вся подготовительная работа и «датские» мероприятия должны напомнить гражданам, что именно они – власть, что местное самоуправление – уровень их ответственности.

- Выходит, День местного самоуправления – по определению народный праздник?

- Исторически Россия всегда жила общиной, в которой многие вопросы решались на сходах - сообща, а для текущего управления избирались авторитетные граждане. Один из наиболее близких к нам документов по организации местного самоуправления – указ о земском уложении, изданный Александром III в 1864 году.

- А как же советский период? Вы-то можете сравнить, Виктор Васильевич, - поработали и в исполкоме, и в мэрии.

- Да, без малого 80 лет в стране действовала жесткая вертикаль государственной власти. Местные исполкомы были встроены в областные исполкомы - вплоть до высшей исполнительной власти.

Тогда у исполкомов, да и у советов народных депутатов практически не было никаких властных полномочий. Да, формально они принимали бюджет. Но по сути это была смета расходов города, потому что бюджет спускался сверху, не было его налогового наполнения.

Соответствующими были и полномочия власти. Большинство больниц были медико-санитарными частями предприятий. Школы финансировались из городского бюджета, но их тоже поддерживали шефы-предприятия. Жилого фонда у муниципалитета почти не было: в разных территориях – по 5-10%, остальное - ведомственное жилье. Детские сады все были ведомственные. И дороги. Почти за все отвечали предприятия. Так что было не удивительно, когда сессия горсовета проходила с повесткой «О деятельности алюминиевого завода в решении социальных вопросов». Предприятия занимались несвойственными функциями, причем, расходы и затраты включались в себестоимость продукции. Потому страна и пришла к тому, что наша продукция стала неконкурентоспособна.

Сегодня ситуация совершенно иная. Полномочия власти изменились. Но они обеспечены налоговыми источниками, закрепленными за муниципалитетами. У власти есть рычаги, которые стимулируют развитие бизнеса на территории, более высокую занятость населения, что позволяет соответственно на более высоком уровне оказывать населению и социальные услуги.

- Но муниципальная власть постоянно жалуется, что финансов катастрофически не хватает.

- Дефицит – стимул развития общества. Давайте представим, что нам хватает денег на все. Это застой и остановка в развитии. Когда потребности превышают возможности, это будит инициативу, открывает перспективу. Неудовлетворенность населения заставляет власть работать лучше.

- А если население «неправо»? Вот сейчас в Каменске сложилась конфликтная ситуация. Горожане приветствуют появление на маршрутах общественного транспорта автобусов, которые их возят не за 18, а за 15 рублей. Власть их считает диверсантами, подрывающими экономику основного перевозчика, безопасность транспортного обслуживания и систему пассажироперевозок вообще. Как вы, Виктор Васильевич, видите решение проблемы?

 - Прежде всего – в здравом подходе и поиске компромисса. В свое время муниципалитет бесплатно возил пенсионеров и школьников. И это вписывалось в экономику пассажироперевозок. Понятно, что общероссийские условия диктуют цены на топливо и запчасти, нужно обновлять подвижной состав, повышать зарплату водителям. Но исходя только из этого, можно регулярно увеличивать стоимость проезда.

Не лучше ли критически оценить экономические показатели? Увеличение тарифа обратно пропорционально количеству перевезенных пассажиров. А у нас их число снижается год от года. Транспортники сами заставляют людей ходить пешком - тарифами. Доехать на личном транспорте сегодня дешевле, чем на общественном.

Нужно искать баланс интересов. Поощрять нормальную конкуренцию. Раскрывать акционерное общество «УК ПТП»: де-юре оно открытое, а де-факто закрытое. Почему другие перевозчики не могут стать его акционерами? Или жители города? Почему УК ПТП не может стать народным предприятием, где все желающие получат возможность непосредственно влиять на  оказание важнейшей     социальной услуги и формирование тарифов на проезд в общественном транспорте?

Для этого есть все в рамках действующего законодательства. Уверен, если с этой позиции взглянуть на проблему, найдутся и другие варианты ее решения.

- Каким образом другие перевозчики и горожане могут войти в долю с УК ПТП?

- Открытые акционерные общества «ПАТП», «Водоканал» и «Горвнешблагоустройство» были созданы еще в 2005 году. Не для того, чтобы просто изменить муниципальным унитарным предприятиям организационно-правовую форму. Цель была - привлечь инвесторов. Чтобы не только за счет бюджета решать вопросы развития и функционирования этих предприятий, но и за счет дополнительных финансовых вливаний. К сожалению, эту задачу не удалось довести до логического завершения. Но и сегодня не поздно. Оценить активы, оформить эмиссию акций и выставить их на рынок.

Вряд ли сможет город построить вторую нитку Сысертского водовода, очистные сооружения только за счет бюджета. Инвестиции – реальный шанс. Новые акционеры будут заинтересованы в эффективном управлении, в наращивании прибыли, а не убытков.

- Виктор Васильевич, итожа результаты местного самоуправления за 20 лет, что бы вы отнесли к приобретениям?

- Созданная за это время законодательная база обеспечила гражданам полноценные условия для демократии на муниципальном уровне. Другой вопрос: как граждане пользуются этим? Откровенно говоря, не особо охотно и эффективно. Бывает, народ сетует: не повезло с властью. Или власть жалуется: не повезло с народом. Между тем нужны не взаимные упреки, а совместные действия.

Уверен, пройдет еще немного времени и каменцы окончательно осознают, что прав без обязанностей не бывает. Если мы хотим жить в цивилизованном гражданском обществе, то сами должны стать Гражданами с большой буквы.

Елена ЖУКОВА

вернуться