Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
26.07.2012 Кабинет министров в ближайшее время направит законопроект об образовании в Думу
Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев встретился с экспертами "Открытого правительства", чтобы послушать их мнение по поводу новых основ образовательной среды, прописанных в законопроекте. Правда, сразу же предупредил, что если совершенствовать и дальше документ, то уже не в правительстве, а на уровне Государственной Думы. На общественное обсуждение законодательная инициатива была вынесена в декабре 2010 года, а сейчас на календаре, напомнил глава правительства, конец июля 2012 года.
- Рано или поздно все заканчивается, надо ставить точку, - заявил Медведев. - Я обсуждал закон об образовании и с нашими политическими партиями, есть различные варианты и версии соответствующего закона, но пора его принимать.
Первый шаг правительство готово сделать уже сегодня на очередном заседании, с которого законопроект об образовании будет, по выражению премьера, вытолкнут в парламент. Единственное, что могло остановить дальнейший ход документа, это категорические возражения экспертов против его принятия. "Но я надеюсь, что это не прозвучит", - сказал глава кабинета министров.
Крайних форм протеста не прозвучало. Однако долго обсуждающийся и дорабатывающийся документ снова собрал немало критических замечаний и предложений. Категорически отвергать их Дмитрий Медведев не стал. "Возвращаясь к оценке нашего образования, у меня у самого масса претензий к тому, как выглядит конструкция образования, и тем не менее я вижу, что она не мертвая, она развивается", - признался он.
Одно из достижений последних лет - наполнение системы средствами. "Это не дает моментального эффекта, но в конечном счете оно все равно скажется", - уверен премьер-министр.
Другое дело, что денег нигде много не бывает, и, вглядываясь в проект госпрограммы "Развитие образования с 2013 по 2020 год", эксперты отметили факт реального снижения доли ВВП, планируемой к тратам на образование. "Надо все-таки разобраться, адекватно ли ресурсное обеспечение, - заявил научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исак Фрумин. - Если мы не можем себе позволить что-то, то, может, тогда честнее не ставить себе таких целей?"
От задач, которые поставило себе государство в части сферы образования, глава правительства так сразу отказываться не стал. Наоборот, он, например, заверил, что правительство выполнит задачи по увеличению зарплат в вузах к 2018 году. Только это будет не однократное и планомерное повышение. "Темпы увеличения - это как раз то, вокруг чего, не скрою, сейчас ломаются копья, потому что министерство финансов хочет сделать это медленнее, министерство образования - быстрее", - рассказал премьер-министр.
Пообещать значительное повышение расходов на образование Медведев тоже не смог. "Мы не должны снижать темпы финансирования", - считает он, хотя и соглашается, что нужно идти дальше. Поэтому на совещании по формированию бюджета, которое состоялось после встречи с "Открытым правительством" и на котором как раз планировалось обсудить в том числе затраты на образование, глава правительства намеревался озвучить минфину экспертные предложения в качестве аргументов для перераспределения каких-то средств казны в пользу этой сферы.
Взгляды премьера на российское образование действительно меняются вместе с развитием сферы. Все эти годы Дмитрий Медведев был откровенным сторонником Единого госэкзамена. А этим летом через ЕГЭ прошел сын главы правительства, и, признался он, отношение к экзамену стало менее однозначное, но недостаточно, чтобы признать провал тестовой системы оценки знаний выпускников.
- Вероятно и очевидно, что ЕГЭ должен совершенствоваться, - заявил премьер. - И внедрение в него новых компонентов, на мой взгляд, абсолютно неизбежно.
Одним из них может стать элемент - и обязательный элемент - устного экзамена как для сдачи иностранных языков, так и для значительной части гуманитарного цикла школьного обучения.
В то же время посеять в душе премьер-министра зерно сомнения в необходимости сокращать количество вузов в стране экспертам не удалось. Попытку предпринял депутат Госдумы Олег Смолин, представляющий КПРФ и альтернативный партийный законопроект об образовании. Он заметил главе правительства, что крупные вузы не обязательно дают качественное образование. Это в основном делают средние по размерам высшие учебные заведения.
Медведев возразил, что это правило для нашей страны пока не актуально. "В силу того, что крупными являются классические университеты, классические инженерные вузы", - объяснил он. К тому же в современной России нет смысла поддерживать количество вузов, которое было в Советском Союзе, где на 300 миллионов человек приходилось 600 институтов и университетов.
- Карфаген должен быть разрушен, а значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должна быть реорганизована и в конечном счете закрыта, - считает глава правительства.
Зато Смолину удалось убедить премьера представить на суд общественности альтернативный законопроект коммунистов "О народном образовании". Медведев не стал возражать против того, чтобы опубликовать предложения КПРФ на сайте "открытого правительства". Это, как заявили в пресс-службе, сделают в ближайшие дни.
В остальном практически все экспертные предложения премьер-министр поддержал. Особенно ему понравилась идея закрепления норм для борьбы со списыванием и плагиатом в вузах среди студентов и преподавателей. "Давайте подумаем над введением нормы, чтобы принимать дисциплинарные меры, вплоть до увольнения, к студентам, аспирантам и преподавателям, которые уличены в соответствующих правонарушениях", - предложил Медведев.
После нескольких часов дискуссии премьер так и не нашел причин, по которым новый законопроект об образовании не смог бы попасть в повестку очередного заседания кабинета министров и будет рассмотрен на нем сегодня.
Подготовил Владимир Кузьмин
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики):
- Один из ключевых результатов вчерашнего экспертного совета - консенсус с представителями левой оппозиции, которую представлял, в частности, депутат Госдумы Олег Смолин. Коммунисты ранее представили на рассмотрение свой, альтернативный правительственному, проект закона "О народном образовании". Теперь есть большой шанс, что коммунисты поддержат правительственный законопроект, потому что многие позиции совпадают. Это показатель возросшего стремления к консенсусу по вопросам развития образования, который складывается в обществе. Очень отрадный факт.
Не секрет, что ключевая проблема сегодня - приоритетность расходов на образование. Сегодня доля ВВП по финансированию образования - 4,2 процента. Этого, конечно, недостаточно, и об этом говорилось. Есть статистика, по которой Россия находится в самом низу списка стран по доле бюджетного финансирования образования. Например, по словам Олега Смолина, у Бразилии этот показатель равен 8 процентам, а сейчас решено его увеличить до 10. Я знаю, что у Дании тоже доля ВВП по образованию 8 процентов. Этот процент надо увеличивать. И здесь предложения КПРФ опять соотносятся с предложениями экспертов "Стратегии -2020". Там мы предлагаем бюджетный маневр: увеличить финансирование образования к 2020 году на 1,2 процентных пункта ВВП.
Также удалось достичь понимания по поводу сосуществования различных форм образования - государственных и частных. Речь идет о том, что образование может предоставлять коммерческая организация. Если десять лет назад против этого резко бы выступили не только коммунисты, но и большая часть педагогического общества, то сегодня ни одного голоса против на заседании совета не было, хотя там и присутствовали учителя и директора школ. Общество уже не верит в страшилки, что любая реформа - обязательно путь к платному образованию, к приватизации школ и пр. Все-таки государство не зря в течение последних 12 лет наращивало финансирование образования. В обществе сложилось совсем другое настроение. И наличие негосударственных структур в образовании воспринимается сегодня уже как расширение возможностей выбора родителей и детей, и, в конечном счете, как повышение качества образования.
Еще один важный момент - уровень дохода учителя. Мы должны выйти на такой уровень зарплаты педагога и преподавателя вуза, чтобы ему не было необходимости от чего-то отлынивать, отказывать в дополнительных консультациях школьникам. Нужно сделать так, чтобы зарплата не только выросла ощутимо, но и изменила мораль людей. В связи с этим был и важный разговор о коррупции в образовании. Мы предложили премьеру очень простой механизм - для того, чтобы преодолеть коррупцию в образовании, нужна прозрачность, важность репутации в профсообществе, но в основе - переход к эффективному контракту с преподавателем. Человек, которого не будут, так скажем, экономическим путем толкать на поиски дополнительного заработка, готов работать честно и гораздо более устойчив к коррупции, чем тот, кому платят 50 процентов от средней зарплаты на рынке.
Подготовила Мария Агранович
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.