Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Июнь ′2012 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

27.06.2012 Максим Топилин предлагает легализовать труд нянь и домработниц

У государства есть резервы, чтобы обойтись без повышения пенсионного возраста. Для этого надо навести порядок на рынке труда - для начала вывести из тени нелегальных работников, обязать нянь и домработниц приобретать патенты, сообщил "РГ" в эксклюзивном интервью министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Еще одна новость - со следующего года вводится ежемесячная денежная выплата на третьего и последующих детей до трехлетнего возраста. Ориентировочно по 7 тысяч рублей.

Максим Анатольевич, минфин все-таки отказался от своей идеи повышения возраста выхода на пенсию. Но проблема-то остается, дефицит Пенсионного фонда никуда не делся, а у бюджета средства ограничены.

Максим Топилин: Минфин искал быстрых решений. Но в пенсионной политике их быть не должно. Да, надо добиваться сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Но это делается не вдруг. Это задача на 20-30 лет, а может, и больше. Можно, скажем, не платить работающим пенсионерам или повышать пенсионный возраст, как предлагает ряд экспертов. Но тогда вы нарушите уже сформированные пенсионные права. Считаю, это недопустимо.

А для повышения пенсионного возраста у нас нет демографических предпосылок. В России средняя продолжительность жизни меньше, чем в Европе, США и Японии, а возраст выхода на пенсию предлагают чуть ли не уравнять с ними. Да, продолжительность жизни у нас растет, и мы уже вышли за 70 лет, но мужчины еще существенно отстают от женщин. Да, сейчас многие пенсионеры работают. Что хорошо и для людей, и для экономики. Да, наверное, когда-то люди будут сами делать выбор - работать дальше или идти на пенсию. Но сегодня те пенсионные права, которые уже есть у людей, должны быть реализованы.

Что касается бедности пенсионеров, то эта задача решена. Все неработающие пенсионеры, у которых пенсия, соцвыплаты и компенсации в сумме меньше прожиточного минимума в регионе, получают доплату - федеральную или региональную. Сами пенсии сейчас выше. Это уже не те суммы, которые были в начале 2000-х годов.

Вы вспомните: трудовая пенсия 2000 года - 894 рубля, 2001-го - 1246 рублей. В 2012 году средний размер трудовой пенсии почти десять тысяч рублей - 9800. Это уже - 1,75 прожиточного минимума пенсионера. Пенсии и дальше будут расти. В перспективе мы должны довести их до 2,5-3 минимумов.

Но удастся ли это сделать при таком дефиците Пенсионного фонда?

Максим Топилин: В государственной пенсионной системе главное - не ликвидация дефицита Пенсионного фонда, а обеспечение граждан достойной пенсией. А резервы есть и сегодня.

Мы считаем: надо решать вопросы, связанные с так называемыми досрочными пенсиями. Сегодня работодатели, у которых плохие условия труда, не отчисляют в Пенсионный фонд больше тех, у кого они в норме. Однако работники вредных производств выходят на пенсию раньше на 5-10 лет. В этом есть несправедливость и по отношению к другим пенсионерам, и к их работодателям, которые вынуждены практически из своего кармана погашать расходы Пенсионного фонда на досрочные пенсии.

Получается, пенсионную реформу надо начинать заново?

Максим Топилин: Надо иметь стратегию по всем направлениям, договориться по параметрам. До 1 октября мы должны представить Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года. В ней и будут зафиксированы приоритеты.

Полагаю, что первоочередные задачи - это, как я уже сказал, реформирование института досрочных пенсий и решение вопросов, связанных с накопительной частью. Речь прежде всего идет о том, как гарантировать сохранность пенсионных накоплений и обеспечить их доходность. Необходимо также вовлечь в сферу пенсионного страхования людей свободных профессий - тех, кто оказывает услуги без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Они сами за себя будут делать взносы в Пенсионный фонд? Сколько им придется платить, ведь реальный заработок таких людей никто не знает?

Максим Топилин: Да, платить они будут сами. Над размерами взносов пока думаем, но убежден, что эти отчисления должны обеспечить как минимум безбедную старость. Этот блок вопросов должен быть решен к 2014 году.

Договор дороже штата

Поле деятельности вашего министерства огромно: кроме пенсионного обеспечения, трудовые отношения, социальная защита семей и инвалидов, демография… С чего начнете?

Максим Топилин: Все эти направления взаимосвязаны. Взять, к примеру, легализацию трудовых отношений. Это, на мой взгляд, ключевой момент. Во-первых, люди, работающие без договора, сегодня на рынке труда никак не защищены. Во-вторых, они не платят подоходный налог, страховые взносы в тот же Пенсионный фонд. Но в то же время пользуются всеми услугами, предоставляемыми государством: лечатся в поликлиниках, больницах, их дети ходят в школу, детский сад. Это, согласитесь, несправедливо по отношению к другим членам общества: 50-55 миллионам легально работающих людей.

Как легализовать трудовые отношения? Однозначно, не полицейскими методами. Нужно корректировать трудовое законодательство. Самое главное в моем понимании - найти для работников и работодателей простые способы вхождения в трудовые отношения. Скажите: нанимая няню или домработницу, вы будете сегодня заключать с ними трудовой договор? Нет, конечно. Слишком хлопотно и накладно: надо вести бухгалтерию, с зарплат платить страховые взносы.

И что делать? Обязать таких работников, как гастарбайтеров, приобретать патенты?

Максим Топилин: Возможно. К сожалению, патенты для иностранных работников не решили проблему легализации трудовых отношений. Они лишь легализовали статус мигранта. Но, купив патент, работник все равно должен заключить трудовой договор с нанимателем. Все это - тема для переговоров с профсоюзами и работодателями. Мы вместе должны найти такое решение, которое обеспечит внятную защиту работника и, кстати, работодателя, к которому завтра может прийти инспектор по труду.

Но нелегальный работник - не член профсоюза.

Максим Топилин: Профсоюзы защищают интересы вообще всех трудящихся. Давайте посмотрим на проблему глубже. Что будет, когда накопится критическая масса нелегалов? Когда их станет много, объяснить, что у них нет, например, пенсионных накоплений, будет очень сложно.

В конце концов это их выбор. Люди сейчас, хоть и нелегально, но зарабатывают, значит, могут откладывают на старость. Так что государство может им сказать: "До свидания!".

Максим Топилин: Государство не может сказать им: "До свидания". Оно сегодня должно искать решение, чтобы избежать очень неприятной ситуации завтра.

Сейчас идет много споров вокруг Трудового кодекса. По-вашему, нужно ли его переписывать заново?

Максим Топилин: Я - не сторонник кардинального переписывания Кодекса. Конечно, нужны корректировки, и это долгий процесс переговоров правительства, профсоюзов и работодателей. У всех трех сторон есть свои интересы, и их надо учитывать.

Мигранты счет любят

А что вы хотели бы изменить в нашей миграционной политике?

Максим Топилин: Министерство сформировало пакет предложений, который мы будем обсуждать с Федеральной миграционной службой, затем в правительстве.

На наш взгляд, надо совершенствовать механизм квотирования. Разрешение на привлечение мигрантов должны получать все, в том числе и на граждан ближнего зарубежья. Кроме того, нужно избавить работодателя от двойного оформления документов. Сейчас происходит так: приняли участие в квотной кампании, затем обратились в ФМС. Мы же предлагаем: прошли кампанию - автоматически получаете разрешение. Необходимо решать и проблему социального обеспечения мигрантов. За иностранных работников работодатель делает отчисления только в Пенсионный фонд, а в фонды медицинского и социального страхования - нет. Этот вопрос мы уже прорабатываем совместно с ФМС.

Сейчас работодатели скажут: вы еще больше все усложняете. Так хоть безвизовиков можно было без проблем нанять, а теперь надо и для них проходить квотную кампанию. А может, вообще не надо квоты?

Максим Топилин: Но тогда мы не сможем понять, сколько нам нужно трудовых мигрантов и обеспечить их привлечение именно на те рабочие места, которые не могут быть заняты россиянами. Главным приоритетом была и остается занятость россиян.

Если грянет вторая волна экономического кризиса, будет всплеск безработицы? Государство готово снова поддержать людей?

Максим Топилин: Если кризис и случится, то вряд ли он будет такого же масштаба и иметь тот же характер, что в 2008-2010 годах. И я не думаю, что потребуется столь же существенная поддержка со стороны федерального бюджета. В любом случае мы готовы оперативно отреагировать на изменения в экономике - развернуть антикризисную программу.

Что будет с бюджетниками? Что их ожидает, помимо увеличения заработной платы, к 2018 году?

Максим Топилин: Действительно, в соответствии с Указом Президента к 2018 году планируется существенно увеличить уровень средней заработной платы работников образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания населения. Уже в этом году больше начнут получать педагогические работники учреждений общего образования, дошкольных образовательных учреждений.

Главная задача - это повышение качества и доступности услуг для населения в социальной сфере. Для этого отраслевые министерства разрабатывают программы развития приоритетных направлений. Также предполагается в 2013 году разработать и внедрить совместно с общественными организациями независимую оценку качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, и ведение публичных рейтингов их деятельности.

Доступная среда - далее везде

Что изменится для инвалидов? Раньше головной организацией было Федеральное медико-биологическое агентство. Теперь куда жаловаться, если возникают проблемы?

Максим Топилин: В Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и в минтруд.

В перспективе мы планируем серьезные изменения в системе поддержки инвалидов. Ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов дает дополнительные гарантии для защиты прав людей с инвалидностью и условия для их более полного участия в жизни общества. Сейчас мы готовим законопроект, который изменит более чем 20 федеральных законов. Они будут конкретизировать процедуры и подходы к оказанию услуг инвалидам.

Мы также продолжим работу над тем, чтобы процедура установления инвалидности была понятна для человека, прозрачной и проверяемой. Нам предстоит упростить и регламентировать деятельность учреждений медико-социальной экспертизы и их взаимодействие с реабилитационными организациями, органами социальной защиты, интернатами.

В рамках реализации Госпрограммы "Доступная среда" отрабатываются новые подходы при освидетельствовании граждан на предмет установления инвалидности.

Как дополнение к существующим классификациям инвалидности сформирован краткий перечень буквенных кодов, характеризующих специфику инвалидности конкретного человека. Такой подход позволит предоставлять именно ту помощь инвалиду и в том формате, в котором он нуждается в конкретной жизненной ситуации.

Еще одна важная тема - обеспечение инвалидов современными техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных особенностей. Сейчас мы прорабатываем вопрос о введении так называемого сертификата в дополнение к существующим механизмам обеспечения инвалидов ТСР. Он позволит получателю самостоятельно выбрать техническое средство у того производителя, которому он больше доверяет.

Когда ждать этих изменений?

Максим Топилин: Базовый закон по реализации Конвенции мы должны подготовить к концу этого года.

А как идет госпрограмма "Доступная среда"?

Максим Топилин: Мы начали реализацию пилотного проекта по формированию доступной среды. С 2011 года в трех регионах - Тверской, Саратовской областях, Татарстане - отрабатываются механизмы обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов. Что это значит? С участием общественных организаций инвалидов в названных регионах определены наиболее значимые объекты и услуги для маломобильных групп населения, разработаны мероприятия по дооборудованию и адаптации этих объектов и услуг. Проблема решается комплексно, т.е. учитываются все группы инвалидов (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на креслах-колясках и т.д.) и все приоритетные сферы жизнедеятельности.

Общий объем финансирования пилотного проекта из федерального бюджета - 1 622,35 млн рублей на два года. При этом сами регионы должны предусмотреть не меньшие объемы финансирования в региональных бюджетах.

Совместно с Минобрнауки России реализуем мероприятия по созданию сети базовых образовательных учреждений, приспособленных в том числе для обучения детей-инвалидов. В 2011-2012 годах заключены соглашения с регионами о предоставлении субсидий из федерального бюджета на создание 750 таких учреждений. В них предусмотрено многое: пандусы, подъемные устройства, расширенные дверные проемы, перила вдоль стен внутри здания, специально оборудованные столовые, классные комнаты, спортивные залы, санузлы, комнаты психологической разгрузки и т.д. Классные комнаты оснащены специальным, в том числе учебным, компьютерным оборудованием. Для школ закупается автотранспорт.

Для слабослышащих разработан аппаратно-программный комплекс для подготовки скрытых субтитров на общероссийских телеканалах. В этом году заключены соглашения и проводится скрытое субтитрирование телевизионных программ на "Первом канале", на телеканалах "Россия", "Россия - Культура", "НТВ", "Карусель".

Общий объем финансирования из федерального бюджета на эти цели в 2011-2012 годах составит 359,4 миллиона рублей.

как рожать будем?

Эксперты говорят, что резерв повышения рождаемости исчерпан. Это правда?

Максим Топилин: За пять лет реализации демографической программы число родившихся увеличилось на 21,2 процента, число умерших снизилось на 11,2 процента. Но темпы рождаемости постепенно снижаются, а показатель смертности остается ниже уровня развитых стран. Кроме того, начинает сказываться влияние неблагоприятных демографических трендов 1990-х годов: сокращение числа женщин активного репродуктивного возраста и рост числа пожилых людей.

Поэтому на втором этапе (2011-2015 годы) реализации Концепции демографической политики, основной акцент делается на снижении смертности, особенно в трудоспособном возрасте, а также на улучшении здоровья подрастающего поколения. Конечно, особое внимание - мотивации к здоровому образу жизни. Разумеется, со своей стороны, мы будем всячески поддерживать семьи с детьми. Продолжает работать федеральный "материнский" капитал. Но основная работа - на региональном уровне. Это и региональный маткапитал, и выделение бесплатных земельных участков, в том числе под жилищное строительство. Кроме того, с 2013 года вводится ежемесячная денежная выплата на третьего и последующих детей до трехлетнего возраста.

Хорошая новость. Сколько будут платить?

Максим Топилин: В размере прожиточного минимума ребенка. В каждом регионе он свой. В среднем это около 7 тысяч рублей.

Всем семьям с тремя и более детьми?

Максим Топилин: Тем, у кого доход ниже среднедушевого по региону. Причем для субъектов Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией и низким уровнем бюджетного обеспечения предусмотрено софинансирование этих расходов из федерального бюджета.

Если учесть что 80 процентов многодетных семей в стране - малоимущие, то практически все будут получать гарантированную добавку?

Максим Топилин: Можно сказать и так.

Говоря о демографии, нельзя обойти тему охраны труда. Люди калечатся на рабочем месте, зарабатывают профессиональные заболевания. Что будете делать в этой сфере?

Максим Топилин: Безопасность и здоровье работника - одно из ключевых направлений госполитики. В структуре нового министерства выделен отдельный департамент, в задачи которого входит совершенствование системы условий и охраны труда. Основной вектор - это повышение эффективности механизмов стимулирования работодателей по сокращению рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, которых, кстати, около 30%. Прежде всего имею в виду экономические стимулы. Одним напоминанием работодателю положения Трудового кодекса о необходимости обеспечивать безопасность и благоприятные условия труда проблему с места не сдвинуть.

Пенсионный возраст в ряде стран ОЭСР и в России

Татьяна Смольякова, Российская газета

вернуться