Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
06.04.2012 Кандидаты в губернаторы должны будут заручиться поддержкой на местах
Прямые выборы губернаторов от участия в них проходимцев, городских сумасшедших и деревенских дурачков будут оберегать муниципальные депутаты и главы муниципалитетов. Сами же выборы всех уровней, кроме президентских, должны проходить только один раз в году.
Вчера президент Дмитрий Медведев принял делегацию региональных и местных властей, пришедших к нему с двумя законодательными проектами. Один из них напрямую касается идеи возвращения прямых выборов глав субъектов Федерации. В регионах всерьез обеспокоились, что избирательные кампании заполонят популисты с пустыми обещаниями, проходимцы и криминал. Да еще в них будут участвовать случайные люди, которые никакого отношения к тому или иному региону никогда не имели и не понимают специфику жизни на местах.
Чтобы отсеять из претендентов в главы региона действительно случайных людей, муниципальные власти предлагают свою помощь. Кандидаты в губернаторы для участия в выборах должны будут заручиться поддержкой определенной части депутатов муниципальных собраний конкретного региона. "Такой фильтр действительно дает возможность остановить популистов и криминал", - уверен губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
Дмитрию Медведеву слово "фильтр" не очень понравилось, а вот саму идею придания таким образом дополнительной легитимности кандидату в губернаторы он оценил. "Есть опасность того, что будут приезжать люди, абсолютно неподготовленные, просто проходимцы, о которых вы говорите, ну, или городские сумасшедшие и деревенские дурачки, такие тоже есть", - согласился он.
- Насколько я понимаю вашу мысль, нашим людям нужно помочь, с одной стороны, определиться, кто и как, а с другой стороны, человек, который избирается - безотносительно от какой партии, - должен своими ногами пройти практически все поселения и заручиться их поддержкой, - заметил Медведев.
Единственное, подчеркнул глава государства, все это не должно превратиться в бизнес - муниципальный депутат может поручиться только за одного кандидата.
Законодательным оформлением инициативы Дмитрий Медведев предложил заняться самим регионам, а заодно подумать о том, каким именно количеством голосов муниципальных депутатов должен заручиться кандидат в губернаторы. "Пусть каждый субъект для себя эти цифры определяет, - предложил он. - Они не должны быть запредельными, заградительными. Они должны быть разумными - 5 процентов, 7 процентов".
- Я не считаю, что это невозможно. Наоборот, это может в конечном счете укрепить процедуру избрания, - заключил Медведев.
Аргументы в пользу подобной системы лежат в плоскости интересов самих регионов. Региональная власть должна быть в большей степени ориентирована на интересы своих жителей. Для этого политику надо приблизить к реальным повседневным проблемам людей. У нас же сейчас, заметил президент, некоторые губернаторы вообще не появляются в своих муниципалитетах, предпочитая чаще заезжать в Кремль или Белый дом. Правда, называть тех глав регионов, кто так поступает, он не стал.
При такой схеме будут полноценно учитываться интересы лидеров местного общественного мнения, уважаемых в муниципалитетах людей, поскольку местными депутатами чаще всего являются руководители производств, врачи, учителя, фермеры. А они уже будут советоваться с людьми, стоит ли ставить подпись в поддержку кандидата. Тем самым повысится и значимость органов местного самоуправления.
У глав регионов, в свою очередь, появятся стимулы теснее взаимодействовать с муниципалитетами, что поможет избежать конфликтов между региональными властями различных уровней. А у партий будут мотивы работать в регионах не только в ходе избирательных кампаний, а постоянно, чтобы сохранять свое лицо на местах, которым как раз и являются их депутаты в муниципалитетах.
Кстати, и для партий в этом случае появится дополнительный стимул, чтобы работать с регионами не от случая к случаю, а на постоянной основе. Ведь даже в самых удаленных уголках страны у партии должна быть своя политическая история, которую могут "написать" муниципальные депутаты.
Идея поддержки кандидатов со стороны избранных народных представителей не нова. Во Франции, например, даже на президентских выборах кандидат обязан заручиться поддержкой 500 депутатов, мэров и других представителей народа. И вряд ли в России для действительно серьезного, авторитетного политика станет преградой задача собрать от пары десятков до пары сотен подписей муниципальных депутатов.
При этом положение о том, что выдвижение кандидатов в губернаторы политическими партиями может осуществляться после консультаций с президентом страны, сохранится, но эта норма будет применяться в исключительных случаях.
Второе предложение региональной делегации, которое было озвучено Дмитрию Медведеву, касалось периодичности избирательных кампаний в стране. До сих пор их было две - в марте и октябре каждого года. "Две выборные кампании - осенняя и весенняя - многовато, - заявил губернатор Белгородской области Евгений Савченко. - Надо сделать выборный день один раз в году". По общему мнению, лучшим днем было бы второе воскресенье сентября, а для президентской избирательной кампании вполне уместно сделать исключение.
Доводы представителей местных властей основывались на их собственном многолетнем опыте. "Мы постоянно живем с выборной повесткой дня, - жаловался Савченко. - Мы слишком много времени на местах уделяем выборам, вместо того чтобы заниматься делом". Действительно, количество выборов в России увеличивается, поэтому предвыборный марафон на протяжении всего года отрицательно скажется на жизни страны, а властям всех уровней в регионах приходится больше заниматься подготовкой голосования, чем практической работой.
Мэр города Набережные Челны Василь Шайхразиев обратил внимание на другой нюанс. Если глава региона избирается в октябре или ноябре, то ему приходится работать по решениям и с бюджетом, принятым до него. Ульяновский губернатор Сергей Морозов подтвердил - входишь в год с чужим бюджетом, изменить ничего не можешь, а люди смотрят и спрашивают с тебя.
Если же глава региона будет избираться в сентябре, то он вступает в должность к началу бюджетного процесса, который является главным инструментом социально-экономической политики в регионе.
Есть и другие причины для такого шага. Можно сократить бюджетные расходы на выборах, а значит, сэкономить деньги налогоплательщиков. Это облегчит работу избирательных комиссий и даст возможность улучшить их работу по организации выборов. Легче станет готовиться к избирательным кампаниям и политическим партиям.
Наконец, можно ожидать повышения избирательной активности граждан, которые смогут приходить на избирательные участки один раз в год и голосовать сразу за всех. К этому, к слову, располагает и более комфортная сентябрьская погода - даже на Крайнем Севере страны не так холодно, как в октябре, когда зима уже пришла, или марте, когда еще не успела уйти.
Последний фактор отметил даже глава государства. "Насчет сентября у меня никаких особых возражений нет, - заявил он. - Сентябрь - месяц хороший, еще достаточно теплый, настроение у людей еще хорошее, на выборы хочется ходить. С другой стороны, урожай собран, деньги еще окончательно не распределены, и есть возможность заниматься реализацией бюджетных решений. Почему нет?"
Сергей Неверов, заместитель председателя Государственной Думы, секретарь президиума генсовета партии "Единая Россия":
Очень важно, что это инициативы из регионов, инициативы от тех, кто непосредственно находится в близости к нашим гражданам. Реальная политика находится на региональном уровне. Естественно, что те, кто сегодня занимается этой политикой, хотели бы высказывать свое мнение.
С учетом появления большого количества партий, что в перспективе неизбежно, когда многие будут выставлять своих кандидатов, они должны будут заручиться определенной поддержкой депутатов муниципального уровня - приехать, повстречаться с депутатами, обсудить проблемы. Пройти этот так называемый "праймериз".
Если говорить о едином дне голосования в сентябре, то здесь логично, что те, кто выдвигается, после выборов начинают активно принимать участие в формировании бюджетов следующего года. Если выборы проходят в октябре, то для них следующий год начинается с бюджета, принятого другими. Возможности изменения бюджета практически отсутствуют. Правильно же, если тот, кто приходит к власти, тот и формирует этот важный финансовый документ.
И, конечно, два дня голосования в течение года погружают регионы в череду постоянных выборов. Практика одного дня существует во многих странах, и она целесообразна.
Комментарии:
Леонид Ивлев, заместитель председателя ЦИК:
Идея единого дня голосования очень полезна, и избирательная система России ее поддержит. Во-первых, люди перестанут работать с двойной нагрузкой - дважды в год одни и те же люди работают в избирательных комиссиях.
Второе - экономия бюджетных средств, средств регионов и муниципалитетов. Надо будет не дважды в год финансировать выборы, а один раз. Тогда можно подумать о повышении оплаты труда членов избирательных комиссий.
Третье - это положительная идея для развития партий. Раз единый день голосования в сентябре, значит, процедура выдвижения кандидатов начнется в конце мая - начале июня. В это время все партийцы не в отпусках и могут заниматься своей работой.
Предложение о поддержке кандидатов в губернаторы муниципальными депутатами также будет стимулировать укрепление партий и особенно их местных отделений. Партии у нас разные. Одни имеют развитую региональную структуру, другие только в регионе и все - в район, в село не идут. Теперь, поскольку им нужна будет поддержка муниципальных депутатов, они станут активнее работать на этом уровне.
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Это приемлемая альтернатива идее того, что называлось консультациями с президентом, потому что фильтр может играть позитивную роль, когда основан на четких правилах, а не на позиции одного человека.
Плюсы предлагаемой схемы заключаются в том, что претендент на пост губернатора в регионе будет вынужден опираться на поддержку муниципального уровня власти. Это повышает статус муниципальной власти, повышает интерес к муниципальным выборам со стороны федеральных политических структур.
Видимо, по замыслу инициаторов, это должно отсечь политических гастролеров, которые, не имея в регионе базы поддержки, могут попытать счастья завоевать симпатию избирателей. В принципе это часть демократической процедуры, когда может выиграть "варяг", не имея базы, но для начала ее неплохо бы создать. Этот фильтр потребует от партийного кандидата некоторого времени на подготовку. Думаю, что это будет полезно как для политиков, которые будут номинироваться на пост губернатора, так и для самих регионов.
Что касается единого дня голосования, то тут можно говорить об экономии издержек на выборах и о повышении явки. Тактическим плюсом будет то, что если эта норма вступит в силу уже в следующем году, то у партий, которые возникнут с новым порядком регистрации, будет время, чтобы серьезно подготовиться к следующим кампаниям. С колес вести политические кампании серьезного уровня довольно сложно. Если мы посмотрим на циклы формирования политических партий, в самом лучшем случае реальные структуры будут возникать к концу этого года. Именно реальные, а не заявившие о намерениях.
Сергей Белов, Российская газета
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.