Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
15.02.2012 Для солдат-профи хотят ввести нормированный рабочий день
Начальник Генштаба Николай Макаров поделился некоторыми взглядами на будущее нашей армии.
Три с половиной года военных реформ сделали свое дело - Вооруженные силы стали более компактными, мобильными, изменилась их структура и оснащенность. Однако, как считает Макаров, говорить о завершении преобразований, по крайне мере в двух сферах - комплектовании войск и обновлении арсенала, - пока рано.
Так называемый человеческий фактор в Минобороны ставят во главу угла. Можно завезти в бригады и дивизии самое лучшее оружие и технику, если оно попадет в никчемные руки, толку не жди. Поэтому свои главные надежды армейское руководство связывает с новой системой отбора, подготовки и прохождения службы военными профи. Сейчас в Вооруженных силах 186 тысяч контрактников, а через пять лет должно быть 425 тысяч. Загонять в казарму "зеленых" призывников", бомжей и прочий люмпен, как это было в прошлые годы, генералы категорически отказываются. Но и строить профессиональную службу на прежних принципах - тоже.
- Пока мы не изменим ситуацию внутри военного организма, пока существует казарма, люди в армию добровольно не пойдут, - уверен Макаров.
Под "казармой" начальник Генштаба подразумевает не столько крышу над головой (от такого размещения солдат военные хотят отказаться в пользу общежитий), сколько плачевные условия жизни и службы контрактников. Кое-что в этом плане уже сделано, но коренные изменения - впереди. Например, в Минобороны рассматривают вариант введения для армейских профи 40-часовой рабочей недели. Чтобы солдат приходил на службу к 8 утра, восемь часов выполнял свои обязанности, а потом занимался личными делами. Макаров вспомнил, что когда на подобный алгоритм переводили военные вузы, были опасения за курсантов. Мол, вне стен училищ распояшутся, с таким распорядком дня забросят самостоятельную учебу. С учетом новых, очень жестких требований к дисциплине и успеваемости вузы в итоге лишатся многих своих подопечных. К счастью, эти тревоги оказались напрасными, и курсантскую практику теперь могут распространить на солдат-профи.
Что же касается их размещения, тут подходы разные. В идеале контрактников надо селить в служебные квартиры. Но большие и современные военные городки на 40-50 тысяч жителей только начинают строить. Значит, прямо сейчас отказаться от компактного обустройства профессиональных солдат не получится. Какое-то время им придется довольствоваться местом в общежитии или съемной квартирой. Не лучшая крыша над головой, но в Минобороны обещают решить и эту проблему.
- Издевательство над военнослужащими надо прекращать, - уверен Макаров. - Они должны жить как люди.
Теперь о перевооружении. Начальник Генштаба объяснил подходы армейского руководства при формировании военных заказов. Проблем с их финансированием в Минобороны нет. Денег хватает практически на все. Но брать у промышленности любую продукцию - значит, попусту тратить государственные средства. Поэтому военные согласны платить только за нужный им арсенал и по четко обоснованным ценам. Такой подход не всегда устраивает оборонку, иногда ее подводит и недостаток мощностей. К примеру, две атомные подлодки проекта 955 - "Александр Невский" и "Юрий Долгорукий" - должны были поступить на флот в прошлом году. Сдать их вовремя у заводчан не получилось, и в лучшем случае ВМФ их получит в середине нынешнего. По государственной программе вооружений-2020 военные заказали 8 таких лодок, недавно заговорили о закупке двух дополнительных субмарин. Однако полной уверенности в том, что контракт по "Бореям" будет выполнен качественно и в срок, в Минобороны нет.
Если говорить о других технических потребностях армии, то это, прежде всего, военно-транспортные самолеты. Макаров не скрывал, что Минобороны крайне заинтересовано в активизации российско-украинского проекта по Ан-70. Мы готовы взять на себя все расходы по его производству, но в Киеве не торопятся с ответом. Сложная ситуация с поставками вооружения и военной техники для Сухопутных войск. Военных не устраивает ни один образец, предложенный промышленностью. Поэтому в Минобороны пошли на отчаянный шаг - остановили все закупки, дали конструкторам 5 лет на разработку необходимой армии бронетехники и профинансировали такие исследования.
Начальник Генштаба объяснил, какие претензии есть к сухопутной продукции ОПК. Скажем, в танке Т-90С военных устраивает только башня. У легких бронемашин типа "Тигр" хорошая маневренность и огневая мощь, но не выдерживает критики минная защита. Поэтому был подписан контракт с фирмой ИВЕКО. С ее помощью в России наладят производство более безопасных для экипажа броневиков. К тому же, по словам Макарова, импортная машина оснащена аппаратурой автоматического расчета данных для управления огнем.
Начальник Генштаба еще раз подчеркнул, что за рубежом военные покупают не технику, а в первую очередь технологии - с тем, чтобы ее освоили наши производственники. Это касается и израильских беспилотников, и французских вертолетоносцев "Мистраль".
Юрий Гаврилов, Российская газета
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.