Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
10.10.2012 Новые правила запрещают оказывать предпочтение коммерческим пациентам
Этот документ стоит сохранить в каждой семье, так как тема платных услуг в медицине стала одной из самых горячих. С одной стороны, из года в год число тех, кто прибегает к ним, растет. Согласно опросам РОМИР, в 2005 году платными услугами пользовались 62% населения, а в текущем их уже 67%. Число тех, кто не может оплатить никакие медуслуги, за тот же период снизилось с 21% до 9%. Это говорит не только о росте доходов, но и о неудовлетворенности людей бесплатным здравоохранением, хотя все последние годы государство вкладывает в него огромные средства.
Недовольны граждане и тем, что до сих пор нет ясности в вопросах, что же конкретно в медицине нам положено бесплатно, а за что нужно платить и по каким ценам? А государство не устраивает то, что в медицине не сокращаются теневые платежи - по данным опроса, проведенного в прошлом году фондом "Новая Евразия", врачам "в карман" платят 22% обратившихся за медицинской помощью, "левые" доходы медиков составляют до 37% их легального заработка. По идее, постановление должно наконец навести порядок во всех этих вопросах. В нем четко сказано: при заключении договора на платную услугу потребителю должна быть предоставлена полная информация о возможности получить ту же услугу бесплатно в рамках программы государственных гарантий медпомощи.
В постановлении описаны условия, на которых медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, могут оказывать платные услуги. Указан порядок предоставления полной информации о платных услугах, которая должна быть доступна пациентам на сайтах медучреждений и на специальных стендах или информационных стойках. Описан порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг. Определено, что цены на платные услуги для казенных и бюджетных медицинских учреждений назначают учредители, а все прочие (то есть автономные и коммерческие поликлиники и больницы) могут устанавливать их самостоятельно.
Важно, что при оказании платных услуг должны соблюдаться те же порядки и стандарты медпомощи, что и при бесплатной помощи. В документе приведен перечень услуг, которые могут по желанию потребителя оказать ему за деньги сверх программ бесплатной помощи. Например, индивидуальный пост при лечении в стационаре, замена лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов на другие (за исключением случаев, когда их заменяют из-за непереносимости или по другим медицинским показаниям), при анонимном лечении и т.п.
В процессе обсуждения проекта постановления профессиональные объединения, эксперты и пациентские организации высказали немало критических замечаний и дополнений. Значительная их часть учтена в окончательном варианте.
- Сам факт упорядочивания такой острой темы, как платные медицинские услуги, можно только приветствовать, - заявил "РГ" председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. - Другой вопрос - какова будет практика исполнения постановления. Если все больше услуг будет переходить из бесплатных в платные, это безобразие. А если постановление ограничит аппетиты тех, кто хотел бы зарабатывать на пациентах, то это замечательно. Надо, чтобы граждане сами требовали четкого исполнения постановления и обращались за защитой своих интересов не только в официальные инстанции, но и в суд.
- Уровень теневых платежей можно снизить лишь путем ограничения платных услуг в государственных и муниципальных медучреждениях, а не их легализацией, - не согласен президент Ассоциации частных многопрофильных клиник Александр Грот. - В постановлении есть формулировки, которые могут трактоваться не в пользу пациентов. Пока они находятся в унизительной позиции просителя - им часто приходится либо ждать помощи в длинной очереди, либо платить за нее. Многое будет зависеть от позиции контролирующих органов.
Те, кто не может ждать бесплатной диагностической процедуры или операции и вынужден платить за них, порой сталкивается еще с одной проблемой - качество подобной услуги далеко не всегда соответствует цене. Люди пишут жалобы в разные инстанции, надеясь хотя бы вернуть средства, затраченные на услугу ненадлежащего качества. В первоначальном варианте постановления был предусмотрен пункт, который сделал бы это возможным. Однако в окончательный вариант документа он не вошел. Контроль за исполнением правил оказания платных услуг осуществляет Роспотребнадзор через свои территориальные органы.
- Мы рассчитываем, что новое актуализированное постановление даст и гражданам, и нам серьезные основания для реагирования на нарушения в этой сфере, - сказала "РГ" заместитель начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина. - Мы можем по обращению пациента провести проверку и вынести предписание об устранении недостатков при оказании платных услуг либо наложить штрафы: на юридическое лицо - от 20 до 30 тыс. руб., на частного предпринимателя - от 10 до 20 тыс. руб. За возмещением ущерба или морального вреда гражданин может обращаться лишь в суд. Но он вправе использовать материалы проверок и привлечь Роспотребнадзор для заключения по делу - тут наши возможности практически аналогичны полномочиям прокуратуры.
Юрий Жулёв, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов:
- В документе учли многие из поправок, которые мы вносили в ходе обсуждения. Так, убрали пункт, по которому пациент, заплативший за услугу, получал преимущество перед тем, кто заплатить не может. Конкретизировали условия получения платных услуг при самостоятельном обращении граждан за помощью. Однако несколько формулировок остались недостаточно четкими, что оставляет лазейки для недобросовестных исполнителей.
Эта статья является комментарием к:
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.