Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Август ′2011 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

09.08.2011 Правительство определит долговую политику на три года

Для борьбы с бюджетным дефицитом Россия ежегодно будет увеличивать свой госдолг по 2 триллиона рублей, занимая на внутреннем и на внешних рынках. До конца 2014 года объем госдолга достигнет 12 триллионов рублей, или 17 процентов ВВП.

Эти и другие цифры содержатся в основных направлениях государственной долговой политики России на 2012-2014 годы. Документ разработал минфин. Вчера он размещен на сайте ведомства. А в четверг, 11 августа, он значится в повестке дня президиума правительства, подтвердили "РГ" в министерстве.

Абсолютный приоритет минфин отдает развитию национального долгового рынка. Планируется, что в среднем на 90 процентов дефицит бюджета будет покрываться за счет внутренних займов. Внешние займы соответственно не превысят 133-140 миллионов рублей в год.

Авторы доклада утверждают, что долговую политику на ближайшие три года будут определять несколько факторов. Во-первых, она будет реализовываться на фоне ускоренных темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля. Во-вторых, дефицит бюджета сохранится на протяжении всех трех лет, увеличиваясь в первые два года до 2,7 процента ВВП и снижаясь в 2014 году до 2,3 процента ВВП.

Между тем по состоянию на 1 июля 2011 года объем госдолга, по подсчетам минфина, составил 4,6 триллиона рублей. По сравнению с другими странами, сущие "копейки". Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, инвестиционные кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody s и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена. Поэтому Россия будет создавать предпосылки для его повышения в перспективе до высшей категории, отмечается в документе минфина. "Поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории является одной из целей долговой политики на ближайшие три года", - подчеркивается в документе.

"Есть масса стран, имеющих более высокий рейтинг, у которых экономическая и финансовая ситуация намного слабее, чем у нас. Это нам не очень нравится", - цитирует агентство Интерфакс слова замминистра финансов Сергея Сторчака. Впрочем, эти показатели четко видны на графике "РГ" (смотри ниже). В Японии, США, Франции, Канаде, Германии, Великобритании, Испании, имеющим более высокие суверенные рейтинги, чем Россия, уровень госдолга к ВВП в десятки раз превышает российский показатель. Поэтому даже при запланированном росте уровень госдолга России будет находиться вне "опасных зон", говорится в документе. В то же время минфин указывает на то, что излишне полагаться на этот "запас прочности" нельзя. Долговая нагрузка должна оставаться умеренной, а заемная политика разумной, что в конечном счете создаст условия для роста в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики, сохранит важнейшие конкурентные преимущества страны, считают в минфине. Руководитель Экономической экспертной группы, зампредседателя Общественного совета при минфине Евсей Гурвич то поводу объема долга не волнуется. А вот за скорость его роста опасается. Особенно в том случае, если уровень дефицита бюджета станет хроническим. "Тогда и долговая проблема будет обостряться", - говорит Гурвич. А это, по его словам, ослабит макроэкономическую стабильность, начнут повышаться процентные ставки, увеличиваться расходы по обслуживанию долга, затормозится рост экономики. Основные государственные расходы бюджета, ради которых требуются займы, связаны, по словам Гурвича, с военной программой вооружений, расходами на Олимпиаду в Сочи и проведение саммита АТЭС во Владивостоке. С учетом других дополнительных обязательств, в 2012 году расходы вырастут на 1,3 триллиона рублей, в 2013 году - на 1,5 триллиона рублей. При этом цена на нефть заложена ниже, чем в этом году. В "долговом" документе минфин ориентируется , что в 2012 году баррель будет стоить 93 доллара, а в 2014 году 97.

Масштабная приватизация, которую уже объявило правительство, в решении проблемы дефицита бюджета поможет только частично, так как ее объем гораздо меньше, чем нужды казны. К тому же, по расчетам, которые приводятся в документе, в случае развития негативного сценария, при котором цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель и останется на этом уровне в течение года, дефицит федерального бюджета превысит 5 процентов ВВП, основным источником его финансирования также станут госзаимствования. Иного не дано. Как говорится в документе, например, "использование средств Фонда национального благосостояния лишит "подушки безопасности" бюджет Пенсионного фонда, доходы от продажи госимущества носят конъюнктурный характер, а увеличение налогов крайне нежелательно".

Итак, в ближайшие три года министерство финансов предлагает больше сосредоточиться на заимствованиях на внутреннем рынке с помощью выпуска государственных рублевых облигаций. Причем, привлекая к их покупке и внешних инвесторов. В том, что такой подход предпочтительней, эксперты соглашаются единодушно. "Это поможет банкам лучше управлять ликвидностью, создаст доходность на внутреннем рынке", - говорит Евсей Гурвич.

Вся соль, по его словам, в процентной ставке по рублевым облигациям, которая должна быть ниже инфляции. Ставка в 7-8 процентов внешних инвесторов вряд ли привлечет. По мнению биржевого аналитика Сергея Суверова, "цена" ставки действительно велика для инвесторов. Но еще важней то, что сегодня безопаснее занимать на внутреннем рынке, избегая валютных рисков. Отдельные в докладе заостряется внимание на проблеме компенсации дореформенных потерь вкладчиков за период 1990-1991 годов на уровне соответствующем покупательной способности денег в тот период. На начало 2011 года эта сумма оценивается примерно в 25 триллионов рублей. В минфине предлагают осуществлять компенсации исходя из посильного для бюджета коэффициента. И определиться с этим на законодательном уровне.

Татьяна Зыкова, Российская газета

вернуться