Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
05.07.2011 Новый закон о кратных штрафах стал разорительным для коррупционеров, несмотря на судебные скидки
Новая система наказания за взятки стала серьезным ударом для коррупционеров.
Вопреки общественному мнению, миллионные штрафы оказались невыносимым бременем для берущих.
На днях Генпрокуратура России сообщила об очередном антикоррупционном рекорде: полковник-тыловик из Сибири приговорен к штрафу в 25 миллионов рублей за несколько взяток на общую сумму в 650 тысяч.
При этом суд еще пожалел офицера: по самой минимальной планке тому светило более 45 миллионов рублей. Видимо, даже суду показалось, что это было бы слишком.
Первые "кратные" приговоры за взятки выявили любопытную тенденцию: суды стараются по возможности дать ниже низшего.
- Такое право у судов есть, - пояснила "РГ" доцент кафедры уголовно-процессуального права Московской государственной юридической академии имени Кутафина, кандидат юридических наук Анна Паничева. - Другое дело, что каждый раз надо обосновать, почему решено назначить наказание ниже низшего предела. Должны быть конкретные обстоятельства, позволяющие применить эту норму.
Например, недавно Самарский областной суд приговорил бывшую главу администрации одного из сельских поселений региона к штрафу в 2 миллиона рублей за взятку в 200 тысяч. В данном случае мзду полагалось умножать минимум на 70, а суд увеличил ее "всего лишь" в 10 раз.
- Суд с учетом наличия на содержании осужденной иждивенца назначил ей наказание ниже низшего предела санкции статьи, - сообщили в Генпрокуратуре.
А в Кузбассе недавно коррупционер получил штраф в 17 раз больше взятки. Хотя введенная "таблица умножения" против коррупции предусматривает минимум 20-кратный множитель. На этот раз была оштрафована завлабораторией, которая, по данным следствия, за деньги выдавала иностранным рабочим справки об отсутствии СПИДа. Суд назначил ей наказание в 500 тысяч рублей. Две посредницы тоже получили большие штрафы: в 430 тысяч и 250 тысяч рублей.
Другая любопытная деталь: закон о кратных штрафах предоставил подсудимым уникальную возможность, они могут сами выбрать себе наказание, которое посчитают более мягким. Предложение ограничено и действует только на вчерашних коррупционеров, бравших в карман еще до вступления в силу новых правил.
Закон, смягчающий положение, имеет обратную силу. Правда, в случае с кратными взятками это положение поставило в тупик даже опытных юристов. Должен ли рубль иметь обратную силу? Заплатить миллионы вместо тюрьмы - лучше или хуже для человека? По словам правоведов, к которым "РГ" обратилась за комментарием, судить человека, бравшего взятки до введения новых норм, должны по той статье, которая выгодней для него. Скажем, если раньше за его преступление полагался меньший штраф, судить надо по-старому. Если в прежней редакции предусматривалось тюремное заключение, а в новой кратные штрафы, могут ударить и рублем.
- При этом не сам взяточник решает, заплатить ему штраф или сесть в тюрьму. Это определяет суд, - сказал "РГ" первый заместитель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. - Суд может назначить только штраф, например, если человек раскаялся, содействовал раскрытию преступления, сотрудничал со следствием. Если же его взяли с поличным, а он говорит: "Это не я, и хата не моя, а деньги подбросили", то с ним никто не будет церемониться. Ему дадут и реальный срок, и многократный штраф.
В зависимости от тяжести конверта дополнительный штраф, который дается в нагрузку к сроку, может быть 50-кратным, 60- и даже 70-кратным. Так что даже в неволю мимо кассы не пройти.
Кстати, первый кратный штраф был назначен в Хабаровске практически сразу после вступления в силу нового закона. Этот же приговор стал и примером обратной силы закона. Осужденный муж чиновницы из Хабаровска, по данным следствия, помогал благоверной собирать дань. Его жена служила начальником отдела территориального управления Росимущества. По мнению следствия, она получила 100 тысяч рублей от некой фирмы за победу на торгах. Суд первой инстанции приговорил жену-начальницу к четырем годам колонии, а мужу дал три года. Однако после вступления в силу нового закона кассация переквалифицировала мужское дело. Вместо срока супруг получил штраф 4 миллиона рублей, ровно в 40 раз больше, чем принес в семью. А жена осталась в неволе.
Первый приговор наглядно показал, что новые нормы не означают слепой сбор денег со взяточников. Тюрьма не исключена из системы наказаний, но у судьи появился более широкий выбор. Не заплатить нельзя. Процедура такова, что если осужденный не принесет в срок деньги, может оказаться за решеткой. Что страшнее для конкретного коррупционера - сума или тюрьма, надо еще выяснить. Один из действующих адвокатов рассказал "РГ" любопытный пример. Недавно к нему обратились по какому-то процедурному вопросу представители состоятельного человека, отбывающего срок за коррупцию. Адвокат предложил подать ходатайство на пересмотр приговора, чтобы пересчитали наказание по новым правилам и отпустили за штраф. Но родственники только замахали руками: "Да вы что! Даже если все продадим, не наберем столько".
Пикантно, что критики закона опасались, мол, коррупционеры начнут в массовом порядке откупаться от тюрьмы. Но слухи о несметных богатствах пойманных взяточников оказались преувеличены. Многим оказалось легче отсидеть, чем отдать все, что нажито посильным нечестным трудом. Чувствительными стали наказания и за мелкие взятки. Недавно врач в Тульской области, выдавший липовых больничных на 2500 рублей, получил штраф в 70 тысяч. Тогда как раньше ему скорее всего назначили бы условный срок. Так что брать в карман становится разорительно.
Владислав Куликов, Российская газета
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.