Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
24.11.2011 Президент Медведев сделал жесткое заявление о европейской ПРО и российской безопасности
Вчера Дмитрий Медведев выступил с телеобращением, в котором дал оценку ситуации, сложившейся в результате развертывания странами НАТО системы противорактной обороны в Европе, и ответных мерах России.
Уважаемые граждане России! Моё обращение к Вам связано той ситуацией, которая сложилась вокруг противоракетной обороны государств НАТО, сложилась в Европе.
Напомню историю. Она довольно сложная и с Соединёнными Штатами, и со странами НАТО по тем вопросам, которые касаются противоракетной обороны. Я вспоминаю, что когда Президент Соединённых Штатов в сентябре 2009 года пересмотрел планы своего предшественника по противоракетному строительству Соединённых Штатов в Европе, мы отреагировали на это вполне позитивно.
Данное решение было разумным, и оно помогло заключить важный Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, который был подписан не так давно, и в котором чётко зафиксирована неразрывная взаимосвязь между стратегическими вооружениями и противоракетной обороной. Ещё раз хотел бы сказать, что это было большим достижением.
Однако затем Соединённые Штаты начали реализацию нового противоракетного плана, получившего название так называемого поэтапного плана. Именно он вызывает нашу озабоченность. Дело в том, что в перспективе он предусматривает размещение соответствующего потенциала ракет и других противоракетных средств вблизи российских границ и в примыкающих к России акваториях.
Год назад на саммите Совета Россия - НАТО в Лиссабоне мною была выдвинута инициатива создания в Европе совместной системы противоракетной обороны (если заниматься ПРО, то мы предложили заниматься этим совместно), системы, построенной по принципу секторов, когда каждая сторона отвечает за определённый сектор.
Более того, мы и далее делали предложения, мы были готовы к её дальнейшей модификации с учётом мнения натовских партнёров. Но так, чтобы сохранить главное, а главное в том, что Европе не нужны новые разделительные линии, ей нужен единый периметр безопасности с равноправным юридическим участием российской стороны.
Я убеждён, что и сегодня подобный подход открывает уникальные возможности для выхода России и Североатлантического альянса на подлинное стратегическое партнёрство. Ведь трения и конфронтацию в наших отношениях могут заменить принципы равноправия, неделимости безопасности, взаимного доверия и предсказуемости.
К сожалению, Соединённые Штаты Америки, а вслед за ними и другие натовские партнёры не проявили серьёзной готовности двигаться в этом направлении. Они не собираются, во всяком случае на сегодняшний день, учитывать нашу озабоченность архитектурой европейской ПРО на данном этапе, а нас лишь убеждают, что их планы не направлены против России. Причём говорят: "Это не против вас, вы не волнуйтесь", - что называется, успокаивают.
Но это на уровне исполнительной власти, а законодатели в некоторых странах прямо говорят "имейте в виду - это против вас". А когда мы ставим вопрос о том, чтобы положить это на бумагу в форме чётких недвусмысленных юридических обязательств, следует жёсткий отказ.
Мы занимаем разумную позицию, мы готовы обсуждать статус и содержание таких обязательств, но наши коллеги, наши партнёры должны понимать - эти обязательства не могут быть общими, они не могут быть голословными. Их надо сформулировать таким образом, чтобы Россия не на основе обещаний, каких-то заверений, а по объективным, а именно военно-техническим критериям могла судить, как действия Соединённых Штатов, НАТО в области противоракетной обороны соотносятся с их декларациями, что они делают, не ущемляются ли наши интересы, не взламывается ли стратегический ядерный паритет. А это основа современной безопасности.
Мы не согласимся участвовать в программе, которая через относительно короткий промежуток - пять, шесть, может быть, восемь лет - способна ослабить наш потенциал сдерживания. Именно эта программа европейской ПРО начала осуществляться. И, к сожалению, её реализация идёт всё более быстрыми темпами: она осуществляется в Польше, Турции, Румынии, Испании. А нас ставят перед свершившимися фактами.
Конечно же, диалог с Соединёнными Штатами и НАТО в области ПРО будет продолжен. Об этом мы условились с Президентом Соединённых Штатов Бараком Обамой совсем недавно в ходе нашей встречи, где я вновь предельно чётко изложил наши озабоченности. Время для того, чтобы прийти к взаимопониманию, ещё есть. И у России имеется политическая воля для достижения необходимых договорённостей, которые могут открыть принципиально новую страницу в наших отношениях с Соединёнными Штатами и Североатлантическим альянсом.
Если партнёры честно и ответственно подойдут к задаче учёта наших законных интересов, интересов в сфере безопасности, то тогда, я уверен, мы сможем договориться. Если же нам будут предлагать "сотрудничать" или, скажем откровенно, работать против наших же собственных интересов, наш общий знаменатель мы не сможем достичь, он у нас не получится. И нам придётся давать иные ответы, а наши действия будут выстраиваться сообразно реальному развитию событий, причём на каждом предстоящем этапе реализации американского плана.
В связи с этим мною приняты следующие решения.
Первое. По моему поручению Министерство обороны России незамедлительно введёт в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в городе Калининграде.
Второе. В рамках создания системы Воздушно-космической обороны России в первоочередном порядке будет усилено прикрытие объектов стратегических ядерных сил.
Третье. Стратегические баллистические ракеты, которые поступают на вооружение Ракетных войск стратегического назначения и нашего Военно-Морского Флота, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками.
Четвёртое. Вооружённым Силам мною поставлена задача по разработке мер, обеспечивающих при необходимости разрушение информационных и управляющих средств системы ПРО. Указанные меры являются адекватными, эффективными и малозатратными.
Пятое. Если перечисленных мер будет недостаточно, Российская Федерация разместит на западе и на юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО. Одним из таких шагов станет развёртывание ракетного комплекса "Искандер" в Калининградском особом районе.
Будут подготовлены, а по мере необходимости реализованы и другие мероприятия по противодействию европейской составляющей американской противоракетной обороны.
Далее.
При неблагоприятном развитии ситуации Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над вооружениями.
Кроме того, учитывая неразрывную взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, могут возникнуть основания для выхода нашей страны из Договора об СНВ. Это предусмотрено самим смыслом договора.
Тем не менее, ещё раз хотел бы подчеркнуть: мы не закрываем дверь ни для продолжения диалога с Соединёнными Штатами и Североатлантическим альянсом по вопросам противоракетной обороны, ни для практического сотрудничества в данной сфере. Мы к этому готовы.
Однако путь к такой работе лежит через создание чёткой правовой базы нашего взаимодействия, такой базы, которая обеспечит учёт наших законных интересов. Мы открыты к диалогу и рассчитываем на разумный и конструктивный подход со стороны наших западных партнёров.
Стенограмма опубликована на сайте www.kremlin.ru
В Белом доме знали о планах Москвы. Но отказываться от развития ПРО не намерены
Делать "удивленные глаза" в ответ на заявление президента РФ Дмитрия Медведева относительно возможных действий России в ответ на развертывания элементов ПРО США в Европе в Вашингтоне было бы просто некорректно.
Американские политики и законодатели в конгрессе прекрасно знали, что Москва именно таким образом может ответить на реализацию "противоракетных планов". Впрочем, все прогнозы о возможной реакции России на дальнейшие односторонние действия США в области ПРО в Европе наверняка соответствовали взглядам многих влиятельных голосов в американском внешнеполитическом истеблишменте на эту проблему - несмотря на грозные заявления, Россия не пойдет по пути конфронтации с США, так как это не в ее интересах. В пример неоднократно приводилась история с выходом Вашингтона из советско-американского договора по ПРО от 1972 года, в ответ на который Москва предпочла ограничиться рядом гневных заявлений, но так и не стала приостанавливать свое участие в Договоре СНВ-1. По этой же аналогии Белый дом, Госдепартамент и Пентагон, видимо, рассматривали и все неоднократные заявления российского руководства о возможности выхода из Договора СНВ-2 в ответ на дальнейшее наращивание противоракетного потенциала у границ России. В Вашингтоне считали это лишь игрой на обострение в ходе сложных переговоров с Россией относительно адаптированных и поэтапных противоракетных планов США. В том, что они действительно поэтапные, сомневаться не приходится - оформление договоренностей с Румынией, Болгарией, Турцией, Испанией, заход в Черное море противоракетного крейсера ВМС США "Монтерей" и другие мероприятия по налаживанию инфраструктуры ПРО в Европе - выглядят неприкрытым игнорированием озабоченностей Москвы.
Отчасти по внутриполитическим причинам республиканцы в конгрессе США яростно выступают против любых действий, ограничивающих развитие ПРО, - в Белом доме не стали всерьез рассматривать и российское предложение о юридических гарантиях ненаправленности систем ПРО против друг друга. Хотя проблема администрации Барака Обамы в этом вопросе действительно заключается в том, что вопросы ПРО на Капитолийском холме чрезвычайно идеологизированы, а любой международный договор, теоретически ограничивающий развитие этих систем, просто не пройдет через сенат. Впрочем, Белый дом, возможно, исходил также из других, причем весьма конъюнктурных соображений.
Как отмечал в интервью "РГ" старший научный сотрудник и директор программы контроля над вооружениями Брукингского института Стивен Пайфер, "даже если бы США и Россия подписали юридические обязывающее соглашение по ПРО сегодня, а, скажем, через 10 лет возник гипотетический кризис, который потребует использовать возможности этой системы, неужели вы думаете, что президент США или президент России запретит своим военным использовать ракеты-перехватчики? Поэтому на самом деле, если смотреть на вещи реально, подобное соглашение не имеет большого смысла".
Таким образом, подстраховываясь "на всякий непредвиденный случай", Вашингтон, оказавшись не в состоянии преодолеть пресловутый "дефицит доверия", в итоге рискует полностью сорвать начавший набирать обороты российско-американский процесс контроля над вооружениями. Другой американский эксперт, исполнительный директор Центра национальных интересов США Пол Сандерс в беседе с "РГ" отмечал, что начавшие реализовываться планы ПРО уже чисто технически остановить крайне сложно. "Пентагон, являясь большой бюрократической машиной, потратил огромные средства на развитие этих систем. Теперь уже не так важно, изменять ли планы ПРО из-за позиции России, какого-нибудь союзника США или отношения к ПРО части американского правительства. Это действительно стало проблемой запущенного бюрократического процесса, изменить который не только трудно, но и очень дорого и данный фактор также необходимо учитывать.
В ходе "политологических посиделок" в Вашингтоне американские эксперты и даже представители действующей администрации любят, зачастую, довольно упрощенно рассуждать о том, почему Москва негативно относится к планам ПРО. Это происходит якобы потому, что "русским никогда не нравилась ПРО США, поскольку они технологически сильно отстали от нас в этом вопросе и не могут конкурировать на равных". В общем-то отсюда и соответствующее отношение ко всем российским инициативам.
Но гораздо более тревожным выглядит факт того, что в ходе слушаний в сенате США по утверждению кандидатуры посла США в России Майкла Макфола последний очень четко заявил о том, что "никто не должен удивляться, если к следующему саммиту НАТО в Чикаго США так и не договорятся с Москвой по ПРО". Кроме того, заявил Макфол, "с Россией или без нее, США продолжат реализацию своих планов в области ПРО". Это высказывание в полной мере отражает видение руководства Белого дома перспектив достижения понимания по этой самой серьезной проблеме, которую Россия и США так и не смогли до настоящего времени "перезагрузить".
Если безопасность не гарантирована. Что Россия противопоставит американским ракетам в Европе?
Отказ западных государств предоставить Москве юридические гарантии того, что радары и ракеты НАТО не станут целиться в сторону России, заставил наших военных задуматься об ответных мерах.
Генштаб предлагает
Эти решения требуют детальной проработки и, как правило, носят асимметричный характер. Окольцовывать страну таким же количеством пусковых установок и радиолокационных станций, которые американцы в ближайшие годы построят неподалеку от наших границ, не имеет смысла. Поэтому на развертывание в Европе американской стратегической ПРО российский Генштаб, скорее всего, ответит шагами в двух направлениях. Первый связан с наращиванием возможностей национальной системы предупреждения о ракетном нападении. Второй - с усилением группировки средств поражения.
Не секрет, что в России уже разрабатываются новые перехватчики ракет.
Способно ли наше оружие обеспечить огневое поражение американской ПРО? С уничтожения их наземных объектов может справиться оперативно-тактический комплекс "Искандер-М".
Несколько лет назад заявление российского руководства о возможной переброске в Калининградскую область этого новейшего оружия сильно встревожило натовцев. В Вашингтоне заговорили о необходимости "перезагрузки" отношений с Москвой. Но дальше слов дело, к сожалению, не пошло. Теперь дислокационные планы по "Искандерам" военные могут воплотить в жизнь. Причем ракетные комплексы могут поставить на боевое дежурство не только в Калининградской области, но также на юге страны и, по договоренности с Минском, - в Белоруссии.
Щит и меч
Чем опасен "Искандер" для наших вероятных противников? Если говорить кратко, то это и щит, и меч. Комплекс с интервалом в одну минуту может стрелять двумя боеприпасами, в том числе крылатой ракетой, и управлять ими на всем протяжении полета. По своей мощности вооружение "Искандера" эквивалентно ядерной бомбе. Что обычная, что крылатая ракета летят на расстояние более 300 километров и несут боевую нагрузку, не превышающую полтонны. Непредсказуемая траектория и невидимость для радаров, которую гарантирует технология "стелс", делает "Искандер" практически неуязвимым для американских "Пэтриотов" и их европейских аналогов.
Поэтому эксперты утверждают: эта боевая техника незаменима для уничтожения всех существующих в мире противовоздушных и противоракетных систем, а также военных аэродромов, армейских центров управления и связи. Несомненным достоинством "Искандера" является его мобильность. Скрытно перемещаясь с места на место, комплекс неопознаваем для противника и гарантирует внезапность нанесения ракетного удара.
Некоторые эксперты предположили, что следующей ответной мерой станет ускоренная замена стратегических "Тополей" ядерным "Ярсом" с разделяющейся головной частью и перспективным комплексом преодоления противоракетной обороны. В принципе такой вариант тоже не исключается. Тем более что он не противоречит международным обязательствам России по договору СНВ-3.
Вынужденный ответ
Через неделю в наших Вооруженных силах официально пропишутся войска Воздушно-космической обороны. К ним перейдут функции ПРО. Для их эффективного выполнения в России уже создается Единая космическая система обнаружения и боевого управления - ЕКС. В ее состав войдут спутники нового поколения и модернизированные командные пункты. По оценке специалистов, после принятия ЕКС на вооружение российская система предупреждения о ракетном нападении сможет отслеживать старты баллистических, оперативно-тактических и тактических ракет, откуда бы они ни запускались.
Сегодня в наземный эшелон системы предупреждения о ракетном нападении входит семь отдельных радиотехнических узлов с радиолокационными станциями типа "Днепр", "Дарьял", "Волга" и "Воронеж". Они могут обнаруживать баллистические цели на расстоянии от 4 до 6 тысяч километров. Наращивание технических возможностей таких объектов военные связывают с РЛС высокой заводской готовности "Воронеж-М" и "Воронеж-ДМ".
Первая уже несет боевое дежурство в местечке Лехтуси под Санкт-Петербургом. Другую собрали под Армавиром. Еще две таких станции будут отслеживать ракетные старты из Калининградской и Иркутской областей.
Понятно, что все эти шаги Россия предпринимает не от хорошей жизни. Ведь с подачи американцев НАТО в одностороннем порядке приступило к реализации своих противоракетных планов. США, в частности, договорились о развертывании в польском местечке Редзиково 96 ракет системы "Пэтриот". На юге Румынии скоро появятся перехватчики средней дальности SM-3, а Турция готова принять на своей территории американский радар передового базирования AN/ TPY-2. Кроме того, администрация Обамы получила разрешение испанского правительства о базировании в местных водах американских боевых кораблей с многоцелевым зенитным ракетным комплексом "Иджис" на борту. То есть Пентагон начал поэтапно наращивать систему ПРО и на национальной территории, и у европейских партнеров. По прогнозам российского Генштаба, к 2020-му у американцев может появиться оружие, готовое уничтожать межконтинентальные баллистические ракеты. У Северной Кореи и Ирана таких комплексов нет. Зато они имеются у России, и спокойно смотреть на военные приготовления Запада в Москве, конечно, не собираются.
Единая, но суверенная
О секторальной системе европейской противоракетной обороны стоит поговорить отдельно. Когда президент РФ Дмитрий Медведев впервые озвучил эту идею, кое-кто предположил - речь идет о готовности России сбивать все ракеты, которые полетят через нашу территорию в Западную и Восточную Европу. И об ответных обязательствах натовцев.
Для военных с той и другой стороны такое предположение выглядит, мягко говоря, натянутым. Дело в том, что любое государство, обладающее силами и средствами ПРО, будет сбивать ракеты на подлете к своим границам и без международных соглашений. Национальные системы противоракетной обороны для того и создавались, чтобы не допустить подобных атак. Тем более, что определить, предназначается "болванка" твоей стране или летит транзитом, невозможно.
Другое дело, если системы ПРО различных государств интегрированы в единую схему. Тогда идет обмен информацией о стартах ракет с территории третьих стран и выработан общий алгоритм ответных действий. Здесь принцип секторальной ответственности выглядит достаточно перспективным. Он не означает, что каждая сторона будет иметь по два ключа - один к своим комплексам, другой - к оружию партнера. Средства поражения, как были, так и останутся в единоличном ведении России и НАТО. Однако управление арсеналом ЕвроПРО может осуществляться из единого пункта сменными расчетами и экипажами.
Североатлантический альянс мог бы взять на себя прикрытие Западной и Центральной Европы, наша страна - Восточной. А общим вкладом в укрепление спокойствия стали бы данные со спутников и радиолокационных станций национальных систем.
Вашингтон засекретил информацию. Но Россия сможет получить ее от союзников.
Очередная попытка Вашингтона подняться в глазах Москвы до уровня максимально жесткого переговорщика оказалась настолько бесперспективной, что ее вряд ли кто-нибудь вообще воспримет всерьез.
Официальный представитель американского госдепартамента Виктория Нуланд в ходе брифинга для прессы объявила, что США больше не будут передавать России информацию об обычных вооружениях в Европе. Комичность подобного заявления заключается в том, что при этом Вашингтон продолжит делиться отныне "запретными" для Москвы данными со всеми союзниками Кремля. К примеру, с Белоруссией. Нет сомнений, что в Минске будут польщены такой "эксклюзивной" информацией из-за океана, но вряд ли откажут российским военным в том случае, если те попросят поделиться американским "секретиком".
Вот и западные эксперты, цитируемые "Ассошиэйтед Пресс", подчеркивают, что речь идет скорее о символическом жесте со стороны Вашингтона в отношении Москвы. Тут же встает вопрос: тогда зачем вообще стоило все затевать? Нуланд пояснила: "…решение было принято после неудачных попыток реанимировать Договор об обычных вооруженнных силах в Европе (ДОВСЕ)". Она также отметила, что аналогичные меры, вероятно, примут и союзники США по НАТО.
Позиция Москвы по этому вопросу давно известна и вряд ли изменится. Еще в 2007 году Россия наложила мораторий на выполнение ДОВСЕ. В Кремле неоднократно заявляли, что со времени подписания договора в 1990 году военно-стратегическая ситуация в Европе кардинально изменилась: Организация Варшавского договора перестала существовать, а блок НАТО продвинулся далеко на Восток. После чего союзниками по альянсу стали те государства, которые в ДОВСЕ продолжали де-юре считаться потенциальными врагами. В итоге договор связал по рукам лишь одно государство - Россию. ДОВСЕ серьезно ограничивал возможности нашей страны по передвижению Вооруженных сил по собственной территории.
Впрочем, мораторий со стороны России стал реальностью лишь после того, как американцы приступили к реализации своих планов по размещению ПРО в Восточной Европе. Параллельно страны НАТО отказались ратифицировать адаптированную версию ДОВСЕ. Немедленной реакции со стороны Вашингтона на объявленный Россией еще в 2007 году мораторий не последовало. Все эти годы США продолжали снабжать Россию информацией об обычных вооружениях в Европе. И вот только сейчас вдруг разразились ответными запретами.
Подобный шаг, противоречащий уверениям Белого дома в желании продолжать сотрудничество с Россией по разоруженческой тематике, напрямую связан со все более очевидным провалом российско-американских переговоров по ПРО. Москве в очередной раз предлагают поверить американцам на слово. Кремль в ответ дал понять, что поверит лишь "перезагрузке" в письменной форме. Иными словами: гарантии ненаправленности новейших систем противоракетной обороны США против России принимаются Москвой исключительно на бумаге. Но, вместо того чтобы продолжить перезагружаться, Белый дом, очевидно, вернулся к давно доказавшей неэффективность тактике наказания несговорчивых оппонентов.
Договор об обычных вооружённых силах в Европе был подписан 19 ноября 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО и шести государств-участников Организации Варшавского договора (ОВД). Соглашение вступило в силу 9 ноября 1992 года. Документ устанавливал равновесие обычных вооружённых сил государств - участников двух военно-политических союзов на более низком, чем прежде, уровне, ограничивая размещение их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между военными блоками.
В НАТО остались довольны тем, что Россия не закрыла дверь для переговоров по ПРО
"Мы приняли к сведению речь президента Медведева и пристально ее изучим", - заявила официальный представитель альянса Оана Лунгеску.
По ее словам, угрозы разместить ракеты в непосредственной близости от стран союзников и членов НАТО не полезны. "В то же время мы приветствуем слова президента Медведева, что Россия не закрывает дверь для продолжения диалога с США и НАТО по противоракетной обороне и готова к практическому сотрудничеству в этой сфере", - добавила Лунгеску.
Глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер считает, что НАТО и Россия могут и должны договориться о совместной системе безопасности в Европе.
По словам дипломата, с военно-стратегической точки зрения он хорошо понимает обеспокоенность России. Поэтому так важно, чтобы были найдены возможности для разработки общей с Москвой системы европейской безопасности, как было заявлено на саммите в Лиссабоне. Ведь очень легко доказать, что стратегические оборонительные интересы сторон, особенно в вопросах противоракетной защиты, не противоречат, а дополняют друг друга. Все упирается в то, чтобы это убедительно продемонстрировать.
Соединение российской системы ПРО с элементами противоракетной системы НАТО соответствовало бы общим интересам. Две системы можно было бы связать с помощью общего центра обмена информацией. Это технически намного проще, но повысило бы эффективность двух систем, дало синергетический эффект, полагает Вольфганг Ишингер.
По мнению высокопоставленного дипломата, правительство ФРГ не совершает никакой ошибки, когда старается держаться подальше от дебатов на эту тему. Потому что это, в первую очередь, дело России и США. Но на неофициальном уровне, где обсуждаются возможные решения, было бы совершенно правильно и необходимо, чтобы такой важный член НАТО, как Германия, участвовал в обсуждении перспектив общеевропейской системы безопасности.
Заявления президента России о планах дислокации в Калининградской области ракетных комплексов "Искандер" не стали новостью для Литвы, заявила министр обороны республики Раса Юкнявичене.
По ее словам, "Россия модернизирует, укрепляет свои вооруженные силы вокруг Балтийских государств и Финляндии". "По поводу "Искандеров" и вооружений сходного характера очевидно, что это попытки России укрепить свои переговорные позиции при обсуждении системы противоракетной обороны". Предложения России, чтобы ПРО была общей и разделила Европу на определенные территории, глава оборонного ведомства Литвы считает неприемлемыми для НАТО. "Не может быть так, чтобы территорию государств НАТО защищала от ракет Россия", - заявила Юкнявичене.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.