Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Июль ′2010 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

29.07.2010 Конкурс на освоение бюджетных средств выигрывают слабые и недееспособные

Председатель правительства РФ Владимир Владимирович Путин на совещании во вторник поднял очень важную тему о несовершенстве законодательства, связанного с проведением конкурсов и аукционов.

Мы в регионе постоянно сталкиваемся с последствиями этого несовершенства. По опыту знаю, что, опираясь на нормы Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", очень сложно решать задачи по размещению заказов, основываясь на критерии их качественного исполнения подрядчиками.

Очевидно, что слабостью закона является то, что в нем не регулируется положение о том, чтобы организация - исполнитель госконтракта имела бы соответствующий опыт и ресурсы. Приведу пример: сейчас несколько заказчиков судятся с одной организацией, по вине которой оказались недостроенными важные социальные объекты в нескольких районах Нижегородской области. Этот подрядчик попросту не исполняет контракты и срывает работу другим исполнителям. Кроме этого, уже были случаи, когда победители конкурсов поставляли поддельную продукцию, не говоря уже о поставках продукции низкого качества. Действующая нормативная база не позволяет нам ставить эффективный заслон на пути таким подрядчикам еще на стадии приема заявок для участия в конкурсных процедурах.

Другой важной проблемой ФЗ N 94 является то, что единственным критерием выбора победителя при проведении конкурсов и аукционов по-прежнему остается цена.

Учитывая все эти недочеты, мы уже направляли наши предложения по внесению изменений в закон, однако они не были приняты во внимание. Возникающие проблемы при размещении заказов являются очевидными не только для нашей области, поэтому я считаю необходимым вернуться к вопросу об изменении положений закона. Считаю необходимым еще раз обратиться в правительство РФ с предложениями по совершенствованию нормативной базы о размещении заказов.

Как работает федеральный закон о госзакупках, который подвергся критике на селекторном совещании по борьбе с природными пожарами, выяснили наши корреспонденты.

Масло за 80 рублей

- С закупками происходят "странные" вещи, - говорит Ольга Пехото, главный врач орловского областного перинатального центра.- Недавно в конкурсе на поставку сливочного масла победил поставщик, предложивший его по цене чуть выше 80 рублей за килограмм. Разве бывает такое сливочное масло? Тем не менее у поставщика имелся необходимый пакет документов.

Причем это принимает повсеместный характер. Лариса Дорохина, председатель контрольно-счетной палаты Воронежа, рассказывает:

- В 2009 году мы провели проверку организации питания в школах и детсадах. Механизм следующий: школы, исходя из доведенных лимитов, формируют заявки, которые выставляются на конкурс, где происходит сброс суммы контракта до 45 процентов (то есть предполагается, что фирма будет кормить детей не на 30, а на 15 рублей). Причем цены на отдельные продукты должны снижаться пропорционально сбросу общей суммы, но этого не происходит - одни цены завышаются в разы, другие урезаются до смешного. Мы встречали в контрактах рыбу по рублю за килограмм. Ее либо не поставят, либо поставят по заниженной цене или не в том объеме. То же самое по лимонам, зелени, ряженке. В заявке и аукционной документации все нормально, а в контракте цена снижена. Что происходит дальше? Половина полученных подрядчиком денег идет на накладные расходы. Детей кормят, пока есть деньги, затем на те же 45 процентов (а в детсадах и того больше), на которые произошел сброс, заключают дополнительное соглашение. То есть бюджетные средства выделяются снова.

Еще несколько лет назад название компании "Строймастер" было гарантией высокого качества строительно-ремонтных работ, среди которых, например, реконструкция областного Дворца спорта.

Удивлю ценой

Наверное, поэтому в 2007 году уже имевшую серьезную кредиторскую задолженность компанию допустили к участию в конкурсах на строительные работы по одному из ростовских стадионов и на строительство домов в Новошахтинске в рамках программы реструктуризации шахтерских территорий. Оба конкурса компания выиграла, что называется, "на ленточке", уступив в стоимости выполнения работ. Но, получив доступ к бюджетным деньгам, успокоилась - фирма уже была в долгах, как в шелках и не имела никаких ресурсов для того, чтобы выполнить обязательства.

Похожая ситуация была с конкурсом на закупку угля для шахтеров-пенсионеров из Ростовской области. Его выиграли две фирмы: одна с московской пропиской, другая - с местной, новочеркасской. Обе они были учреждены за два месяца до проведения торгов и вышли на конкурс с ценой в 2 тысячи 700 рублей за тонну угля, в то время как минимальная стоимость тонны угля этой марки у производителя в то время была равна 3,5 тысячи рублей. После этого обе фирмы пытались через подставных представителей купить топливо у угольных компаний Ростовской области, которые тоже участвовали в конкурсе, но проиграли его, предложив реальные цены. В итоге Минэнерго России и минпромэнерго Ростовской области пришлось решать вопрос об отмене результатов проведенного конкурса.

Хитрости темной игры

Орловской областной психиатрической больницей при размещении заказа на поставку лекарственных средств было допущено к участию в запросе котировок ЗАО "Медифармсервис". Котировочная заявка предприятия не имела подписи руководителя и главного бухгалтера, однако комиссия признала этого поставщика победителем запроса котировок.

А спустя год прокуратура вскрыла еще один любопытный факт. Оказывается, победитель, устанавливая самую низкую цену на свой товар, "забыл" включить в нее расходы на перевозку и страхование. А после заключения контракта потребовал дополнительную плату.

Но гораздо чаще организаторы торгов идут на уловки, чтобы сократить число участников. В частности, условия аукциона пишутся "под определенного участника". Например, одна из больниц разместила заказ на поставку прикроватных тумбочек. Большинство условий, предъявленных к товару, были стандартными - такие тумбочки производят сотни предприятий. И лишь одно условие резко сократило число возможных соискателей до нескольких единиц: тумбочка должна была быть не просто белой, а с бежевым верхом. Перестраивать производство из-за одного заказа потенциальные поставщики не стали. В итоге победу одержал поставщик, на складе у которого как раз "завалялись" тумбочки с бежевым верхом.

По схожему сценарию в марте текущего года прошли торги по передаче в доверительное управление крупнейшего агрохолдинга региона "Орловская Нива". Условия были составлены так, что из всех потенциальных региональных соискателей под них подходил только один, и ставший победителем.

Поразительное совпадение и принесло победу соискателю, за 14 миллионов рублей получившему право распоряжаться холдингом с активами свыше 3 миллиардов рублей.

Пустышки наступают

В Ульяновске из-за победителя аукциона, который оказался фирмой-"пустышкой", более чем на месяц затянулось начало долгожданного ремонта дорог.

В нынешнем году конкурс на выполнение ямочного ремонта (а дороги в городе после морозной зимы были как после бомбежки) выиграло ООО "Департамент ЖКХ Тольятти", предложившее самую низкую цену.

В конце мая мэрия Ульяновска заключила с фирмой муниципальный контракт. Однако работы не начались ни через неделю, ни через месяц. Драгоценное время было упущено. Городские власти приняли решение подать на тольяттинцев иск в арбитражный суд для того, чтобы расторгнуть контракт. Мэрии пришлось изыскивать средства для того, чтобы пустить их на "горящий" ямочный ремонт - этим занялось местное предприятие.

Антикоррупционный или коррупционный?

Проблемы, связанные с необходимостью выполнения требований федерального закона о госзакупках, возникают в Смоленской области постоянно. Закон, который вроде бы считается антикоррупционным, за последние годы стал причиной целого ряда крупных коррупционных скандалов. Схема используется, в общем, одна: например, некая организация в ходе аукциона получает подряд на ремонт социального учреждения. Сначала ее директор выбивает аванс, потом с подачи местных властей, поленившихся посмотреть, как на объекте идут дела, или проигнорировавших эту обязанность, - большую часть остальной суммы, после чего исчезает бесследно - порой, даже не приступив в работе.

До сих пор проблемы такого рода выливались в скандалы местного значения, но в этом году региональные власти и администрация областного центра начали подготовку к торжествам, посвященным 1150-летию Смоленска. Общий объем средств, которые предстоит освоить к середине 2013 года в рамках этой работы, составляет свыше 16 миллиардов рублей, в этом году - около 2,6 миллиарда рублей. Все подрядчики, привлекаемые к выполнению запланированных работ, должны выбираться на конкурсной основе - проектные организации, строительные и дорожно-строительные компании, фирмы, специализирующиеся на реставрации объектов культурно-исторического наследия, и так далее. И уже сейчас понятно, что выполнить все, что намечено, не получается. Например, приступить к запланированному ремонту семи улиц Смоленска стоимостью 600 миллионов рублей городские власти до конца августа не сумеют.

Конкурс по выбору подрядчика городские власти провели, победителя определили, но проигравшая сторона сочла, что игра идет в одни ворота. В территориальное управление ФАС была направлена соответствующая жалоба, специалисты антимонопольной службы провели проверку и действительно выявили нарушения, допущенные городскими властями в ходе организации конкурса. Его результаты были отменены, и теперь конкурс нужно проводить повторно. Благоприятные для проведения дорожных работ летние месяцы безвозвратно уходят, и жители Смоленска уже горько иронизируют, что асфальт снова будут укладывать в снег.

Комментарии.

Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор: - То, что федеральный закон N 94 недостаточно проработан и способствует не столько упорядочению практики государственных и муниципальных закупок, сколько разрастанию коррупции и многомиллиардным бюджетным потерям, нынче секрет Полишинеля. В то же время до сих пор законодатели предпочитали стыдливо обходить неурегулированные вопросы стороной. Что же требуется изменить в первую очередь?

Ст. 8 "Участники размещения заказов" не конкретизирует требования к участникам, ограничиваясь лишь общими формулировками типа "участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель".

Такая постановка вопроса - открытая дверь для фирм-однодневок, хозяева которых не скрывают своих намерений выиграть конкурс, получить предоплату и тут же смыться. Мошенников нисколько не пугает то, что их организацию внесут в реестр недобросовестных поставщиков, завтра они придут с документами другой конторы.

Решить эту проблему при помощи установления "возрастного ценза" участников нельзя: коррупционные отношения между некоторыми "предпринимателями" и потерявшими совесть налоговиками зашли столь далеко, что нынче "пластмассовые" фирмешки могут преспокойно сдавать балансы с минимальными показателями на протяжении года и более и только потом выйти на "серьезное дело". Бухгалтерская отчетность за четыре последних квартала - вот тот способ, при помощи которого можно избавиться от проходимцев. Еще один момент: члены комиссий должны отбраковывать заявки от структур с оборотами в несколько тысяч или десятков тысяч рублей, но претендующих на заключение многомиллионных контрактов.

В законе должно быть четко закреплено, что представители государственных и муниципальных организаций, объявляющих о предстоящем размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, при необходимости могут и должны выдвигать дополнительные требования к потенциальному контрагенту, связанные со спецификой контракта. И это не только и не столько квалификационные требования, сколько наличие финансово-хозяйственного опыта в данной сфере, обладание необходимой материальной базой, предоставление отзывов по предыдущему взаимодействию с государственными или муниципальными структурами.

Экономия бюджетных средств, ради которой многие заказчики вынуждены жертвовать качеством, зачастую приводит к самым неблагоприятным последствиям. Экономить бюджетные деньги нужно не путем вынужденного потворствования заявкам с наиболее низкой ценой, а при помощи борьбы с коррупцией при заключении государственных или муниципальных заказов.

Почему бы нормативно не закрепить положение, по которому в случае подтверждения правоохранительными структурами после соответствующих процессуальных действий факта вымогательства "отката" за предоставление государственного или муниципального заказа, организация, взрастившая "оборотня", должна будет выплатить стороне, подвергнувшейся "наезду", сумму, равную предполагавшейся взятке? Юристы, безусловно, более точно сформулируют данное положение, но совершенно очевидно, что оно резко остудит пыл мздоимцев.

Высказанные предложения, без сомнения, дискуссионны и, наверное, не лишены недостатков. Но неужели для того, чтобы решиться на несколько смелых шагов, нам по-прежнему нужен начальственный окрик?

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б.Соловьева:

- Совершенно неправильно ставить во главу угла цену товара или услуги, особенно когда речь идет о квалифицированных услугах. Никто из нас не хочет плохо учиться, плохо лечиться. Но когда исполнитель выбирается по принципу - кто меньше запросит, то и учеба, и лечение, и тушение пожаров будут наверняка некачественными. И мы получаем тот самый случай, когда скупой платит дважды, а то и трижды.

Лев Якобсон, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ:

- Первоначальная идея 94-ФЗ была в том, чтобы исключить какие-либо контакты между заказчиком и поставщиком (исполнителем). Поэтому от заказчика требовалось очень четко сформулировать требования к товару или работе. Это хорошая идея, но как показала практика, она хороша для простых товаров и простых услуг, но она не работает в сложных случаях. Например, при оказании таких специфических услуг, как тушение лесных пожаров.

Именно поэтому закон постоянно правится. И сегодня во многих случаях 94-ФЗ уже отошел от исходной идеи и продолжает отходить дальше. Вот сейчас будет новое исключение - для борьбы с лесными пожарами. Поэтому 94-ФЗ нужно оставить лишь для простых случаев, а для всего остального надо забыть о нем и применять совершенно другую практику - ту, которая себя оправдала.

Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок "Тендеры.ру":

- "Беда" 94-ФЗ не только в свете пожаров, - в невозможности установления при проведении конкурентных процедур (аукционов, запросов котировок и т.д.) квалификационных требований для поставщиков. В результате этого мы сегодня и имеем ситуацию, когда заказ размещался заблаговременно, поставщики выбирались по минимальной цене, а пожары выходят тушить неподготовленные люди с лопатами, а не спецтехника и профессионалы. И это общая проблема закона, вне зависимости от предмета закупки.

Квалификацию необходимо вернуть в госзакупки, но ни в коем случае не дать права устанавливать требования к ней непосредственно госзаказчикам.

Российская газета

вернуться