Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
20.05.2010 Госдума намерена вывести лотерейный бизнес из тени
В комитете Госдумы по бюджету и налогам идет интенсивная работа над совершенствованием законодательства для лотерейного бизнеса. О том, какие проблемы предстоит решить депутатам, корреспонденту рассказал председатель комитета Юрий Васильев.
Юрий Викторович, почему вдруг такое внимание депутаты решили уделить именно лотерейному бизнесу?
Сегодня в мире лотереи — масштабная и динамичная отрасль, приносящая не только большие прибыли их организаторам, но и значительные стабильные доходы в бюджеты государств и во всевозможные благотворительные организации. В среднем в мире ежегодно реализуется лотерейных билетов на сумму 150-160 миллиардов долларов. И доходы от этого позволяют государствам удерживать налоги на более низком уровне и реализовать многие спортивные и гуманитарные проекты.
Потенциальная емкость российского лотерейного рынка оценивается примерно в 22-27 миллиардов рублей в год, а фактически регистрируемая сумма составляет где-то 10 миллиардов рублей. Вот и считайте, сколько денег проходит мимо. Практически во всех странах лотереи проводятся под государственным контролем, предусматривающим четко регламентированные правила, нормы ответственности, порядок проведения лотерей. Все лотерейные компании — и частные, и государственные — публикуют финансовые отчеты о своей деятельности, в которых указывается, сколько денег поступило в фонды государства и на что потрачена прибыль.
У нас, судя по всему, этот контроль ослаблен?
В России долгое время вообще отсутствовала действенная система контроля лотерейного бизнеса. Участие государства главным образом сводилось к выдаче разрешений и регистрации правил проведения лотерей. Доходы бюджета от лотерей были незначительны и даже не выделялись отдельной строкой. В официальных стандартных формах налоговой и бюджетной отчетности такие данные были "скрыты" в общей сумме поступлений налогов на доходы, лицензионных сборов и других.
Тем временем при рациональной организации дела доходы от проведения лотерей могли бы стать значимым источником поступлений в бюджет, достигая 2-3 миллиардов рублей с перспективой роста до 10-15 миллиардов.
То есть наши лотереи — это стихийный бурьян в диком поле бизнеса?
И далекий от правового поля. До 1990 года в стране насчитывалось лишь восемь лотерей. С 1992 года началось активное увеличение как количества организаторов новых лотерей, так и объемов реализации. В целом, по оценкам за 1998-2000 годы, в России ежегодно проводилось более 300 лотерей. И лишь половина их была зарегистрирована. В итоге потери бюджета составляли более 1,2 миллиарда рублей.
В последние годы на российском лотерейном рынке действовало примерно 50 всероссийских лотерей и около 70 местных, учредителями которых являются региональные и муниципальные власти. Такое обилие лотерей, которые часто проводились не специализированными и не лицензированными организациями, порождали на рынке множество нарушений финансового и правового порядка, криминализируя эту отрасль и значительно подрывая доверие населения к участию в лотереях. Значительное распространение получили плохо контролируемые моментальные лотереи, так называемые "лохотроны", где сумма выигрыша почти никогда не совпадает с заявленной. При этом суточный оборот одной бригады, проводящей подобные лотереи, по оценкам, составляет около 100 тысяч долларов.
И как направить эти денежные потоки в нужное русло?
Необходимо выработать ясную позицию государства: кто и какие лотереи должен проводить, как должно регламентироваться распределение доходов, на какие цели они могут использоваться, какой процент отчислять в государственный бюджет.
В связи с этим надо четко, на законодательном уровне проработать тему налогообложения выигрышей граждан, налоговой нагрузки на организаторов лотерей и вопрос о необходимости введения государственной монополии на лотерею. Помимо того в законодательстве должны быть четко зафиксированы правила выдачи лицензий, их количество.
Если удастся создать полноценную правовую базу, выводящую из "тени" лотерейный бизнес, а также найти организационные формы решения имеющихся проблем, то объем лотерейного рынка в России может, по разным оценкам, достигнуть 1,5 - 5 миллиардов долларов, стать реальным внебюджетным источником финансирования программ по развитию спорта, социальной сферы и культуры.
Что конкретно предлагают депутаты?
Различные варианты законопроектов о лотереях рассматриваются в Госдуме еще с 1995 года и постоянно дополняются новыми поправками. Сейчас вместе с правительством идет работа над подготовкой ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях".
Его задача - обеспечить единство системы правового регулирования отношений, возникающих во время проведения государственных лотерей. К примеру, необходима будет справка из налоговой об отсутствии у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов. Эта мера, по мнению разработчиков законопроекта, обеспечит своевременное рассмотрение уполномоченным органом уведомлений о проведении стимулирующих лотерей и принятие объективного решения о регистрации либо о запрете проведения лотереи.
Рассматривается и ряд уточнений, касающихся организации и проведения государственных лотерей, а также порядка проведения конкурса по отбору оператора всероссийской, региональной и муниципальной лотерей. Оператор всероссийской государственной лотереи будет определяться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ по результатам открытого конкурса.
При этом особо важно отметить, что правительству РФ предоставляется право определять срок проведения всероссийской государственной лотереи. Особо отмечу нормативы, которые устанавливают требования к лотерейному оборудованию, терминалам, программам. Готовятся поправки и в ряд законодательных актов, которые позволят исключить возможность проведения азартных игр под видом лотерей. В частности, предусматривается госрегистрация лотерейного оборудования и терминалов, чтобы исключить возможность проведения азартных игр под видом лотерей с использованием технических устройств. Организаторов как государственных, так и негосударственных лотерей предлагается обязать начинать формирование призового фонда не позднее года со дня получения разрешения на проведение лотереи. Иначе у организатора может быть отозвано разрешение на проведение лотереи. Также предлагается обязать организаторов как государственной, так и негосударственной лотереи публиковать в СМИ годовые отчеты.
Уполномоченный орган исполнительной власти наделяется правом обратиться в суд с иском о взыскании целевых отчислений в пользу их получателей в том случае, если организатор лотереи уклоняется от их уплаты. В Кодекс РФ об административных правонарушениях вводятся новые виды противоправных деяний, связанных с законодательством о лотереях.
Будет ли использован ресурс лотерей для финансирования подготовки и организации зимних Олимпийских игр в 2014 году в Сочи?
Такой документ готовит Министерство финансов РФ. Согласно этому документу, единым оператором лотерей может стать "юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее место нахождения в РФ", а также ставшее победителем открытого конкурса минфина. Министерству поручено организовать 12 всероссийских государственных лотерей, в том числе две тиражные в режиме реального времени.
Все первоначальные расходы по организации и проведению олимпийских лотерей несет их оператор "за счет собственных средств". "В дальнейшем все расходы по проведению лотерей, в том числе возмещение стартовых затрат, будут покрываться за счет вознаграждения, выплачиваемого оператору лотерей", - говорится в концепции. Размер вознаграждения в документе не указан. Но авторы предполагают, что он будет составлять не менее 10 процентов объема выручки от продажи лотерейных билетов.
В документе говорится, что все средства будут направлены на финансирование зимней Олимпиады-2014, а также на развитие физкультуры и спорта в России. Также за право использования олимпийской символики оператору необходимо будет заплатить 54 миллиона долларов, заключив лицензионный договор с Оргкомитетом Сочи-2014.
Кроме того, минфин предлагает использовать для продажи олимпийских лотерейных билетов индивидуальных агентов, почтовые отделения, вендинговые автоматы. В министерстве не исключают, что для участия в конкурсе, возможно, создадут консорциум, куда может войти Сбербанк с его крупнейшей в стране сетью отделений.
Справка. Годовой оборот лотерейного бизнеса составляет в США около 30 миллиардов долларов, в Германии — 6 миллиардов, в Японии — 8 миллиардов, в Испании — 6,53 миллиарда, в Италии — 6,5 миллиарда долларов.
В Италии около 15 процентов выручки от продажи лотерейных билетов идет на социальные нужды и около трети — в доходы бюджета.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.