Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюНовостиНовости

Календарь

 Декабрь ′2010 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

Новости

31.12.2010 Александр Мишарин: «Мы начали больше говорить и думать о человеке»

Интервью губернатора Свердловской области Александра Мишарина для телеканалов «4 канал» и «Областное телевидение.

А.Вугельман: – Добрый вечер, на «4 канале» и «Областном телевидении» итоги 2010 года с губернатором Свердловской области Александром Мишариным. Александр Сергеевич, здравствуйте.

А.Мишарин: – Здравствуйте.

А.Вугельман: – Александр Сергеевич, 2010 год практически завершился. Лично для Вас он был удачным?

А.Мишарин: – Да, безусловно. Я думаю, что год для всех был сложным, но результативным и, я бы сказал, успешным. Потому что слово «удача» – это немножко для других, а успех – это для тех, кто работает. Мы работали напряженно и, я считаю, получили результат.

Во-первых, мы провели несколько знаковых мероприятий. В том числе торжества в связи с 65-летием со дня Победы в Великой Отечественной войне. Это событие, которое объединило весь народ независимо от возраста, вероисповедания, политических убеждений. Мы действительно поняли, что нам есть чем гордиться. Чувство патриотизма, которого сегодня иногда так не хватает, здесь как раз было. Уважение к ветеранам, бережное отношение детей к тем событиям, поисковые работы – много таких примеров, которые были во время проведения празднования. Ну, и сам парад, гордость за страну. Мы, собственно, сделали все то, что было поручено Президентом страны, председателем правительства в части предоставления жилья, оказания помощи ветеранам. И самое главное, мы приняли решение продолжить это доброе дело, которое воплотится в программе «Старшее поколение». Она должна включать два основных направления: воздать должное тем, кто всю жизнь посвятил служению Родине, и дать возможность этим людям, имеющим огромный, колоссальный жизненный опыт, активно включиться в общественную жизнь. Считаю – это очень правильно.

Уходящий год запомнился еще и выходом из кризиса. Если вернуться к предыдущему, то стоит отметить, что тогда мы все-таки сомневались, как будет развиваться мировая экономика: будет рецессия или нет, удастся ли нам запустить и реализовать все программы. В этом году мы можем сказать: да, удалось. 116 процентов составил рост промышленного производства (это даже выше, чем по стране в целом). Мы в два раза снизили безработицу, в 10 с лишним раз снизили долги по заработной плате и, по сути дела, вернули ее размеры на докризисный уровень.

Мы запустили ряд новых производств в металлургии. Начался рост в машиностроении, в частности, в транспортном машиностроении – в два раза. Запущены прекрасные новые проекты по производству локомотивов и электропоездов. Выросли объемы энергомашиностроения, выпуска оптического оборудования на 60 процентов. Это все ростки новой экономики.

Но и, что очень важно, мы при этом все больше начали говорить о человеке. То есть у нас появились деньги, у нас бюджет вырос. Мы трижды пересматривали его в сторону увеличения, чтобы добавить средства на программы развития – на дороги, здравоохранение, детские сады. И вообще начали больше уделять внимания человеку. Сейчас цель, которую мы перед собой ставили, – повышение качества жизни людей – становится более заметной. Мы приняли программу по ликвидации очереди в детские дошкольные учреждения: 14 тысяч 600 новых мест в детских дошкольных учреждениях будет создано. К примеру, за предыдущие 10 лет было создано всего 6 тысяч новых мест. И мы понимаем, как развивать это направление. Появятся в следующем году частные детские сады – Президентом такое решение принято. Даны соответствующие поручения, сейчас вносятся изменения в законодательство. Запущена в реализацию программа «Наша новая школа», принято важное решение по повышению заработной платы бюджетникам с 1 декабря, учителям – с 1 сентября. Причем мы ввели так называемую стимулирующую надбавку, размер которой оценивают сами жители – потребители услуг. Если мы говорим об учителях, то это ученики и родители. Если мы говорим о здравоохранении, то это пациенты. И так везде: оценивать того, кто оказывает государственные услуги, должен тот, кто эти услуги потребляет.

А.Стуликов: – Александр Сергеевич, Вы сказали, что в основе всех начинаний то, что  появились деньги. Все-таки интересно – рост доходов – это просто влияние изменений мировой конъюнктуры или в этом есть и заслуга правительства Свердловской области? Вообще как Вы оцениваете работу правительства?

А.Мишарин: – Давайте будем самокритичны: конечно, в первую очередь благодаря изменениям мировой конъюнктуры, то есть имеющимся внешним предпосылкам. Я неоднократно говорил о том, что те меры, которые были приняты правительством Российской Федерации по выходу из кризиса, начали работать. И программа занятости, и программа поддержки основных предприятий, программа по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, дорог и решения, принятые по пенсионной реформе и увеличению пенсий. Это же реальные деньги, которые сегодня идут в развитие и в решение социальных вопросов.

Но, безусловно, здесь есть и заслуга правительства области, без работы которого результатов таких бы не было. Вот, мы говорим о строительстве дорог: есть определенные условия, которые мы должны были выполнить, чтобы этот 1 миллиард 300 миллионов рублей получить на капитальный ремонт дорог в городе Екатеринбурге. Мы запустили, а по сути дела, инициировали программу по моногородам: в Нижнем Тагиле, вспомните, в прошлом году запустили. И три первых города в программе – это города Свердловской области: Нижний Тагил, Асбест и Каменск-Уральский. Я только что был в Каменске-Уральском – он получил очередной транш и эти деньги – 1,1 миллиарда рублей – безусловно, будут работать не только в этом году, но и в следующем году, потому что под них готовы программы.

Мы с вами запустили новые производства: и на Первоуральском новотрубном заводе, и в Верхней Пышме на заводе железнодорожного машиностроения, и на ВСМПО-АВИСМА. Это и наши проекты в области нанотехнологий, энергомашиностроения, и сфере малого бизнеса (сегодня каждое третье рабочее место расположено в малых предприятиях). Мы 2 миллиарда рублей заложили в бюджет будущего года на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства: на гранты, на долгосрочные кредиты и так далее.

Или возьмем направление строительства жилья. В этом году Екатеринбург ввел рекордное за всю историю города количество жилья – миллион квадратных метров! Начиная с августа, мы вышли на докризисные объемы его реализации.

Причем важно, что в реализацию жилищных программ активно включились промышленники, руководители предприятий.

Здесь, кстати, большое влияние оказали подписываемые нами с предприятиями соглашения о социально-экономическом сотрудничестве.

Еще в начале года были некоторые сомнения в том, надо ли это. Сейчас убедились, что это было верное решение, ставшее элементом стратегического планирования, которое предполагает, в том числе, и обязательства предприятий по росту зарплаты (планировали к декабрю выйти на среднюю заработную плату в объеме 20 тысяч 400 рублей и уже выходим). В подписанных соглашениям мы также оговаривали обязательства по объему инвестиций, по прибыли. Это наши с вами бюджетные денежки – налог на прибыль, на имущество  –  все нужно поставить на учет, на баланс, все это узаконить. И я хочу поблагодарить предприятия за понимание и за то, что они поддержали это начинание.

С своей стороны мы, как органы власти, также выполняем обязательства по поддержке и развитию бизнеса на Среднем Урале. К примеру, мы подписали соглашение с Федеральной сетевой компанией и она увеличивает объем инвестиций в Свердловскую область в 5 раз. Это линии 220, 500 киловольт, которые выравнивают возможности наращивания мощностей в каждом городе. Такое же соглашение подписано и с МРСК.

Конечно, залог достижения результата – это объединенная работа всех.

А.Стуликов: – Я чуть-чуть уточню. Став губернатором, Вы сформировали новую команду  – новое правительство. Работой своей новой команды Вы довольны?

А.Вугельман: – Какую оценку Вы им поставили в конце года?

А. Мишарин: – Я считаю, что они работали хорошо, накопили опыт. Как у всех нормальных людей, у них были ошибки. Они их исправляли. Но то, что сегодня они более сильные, уверенные и мы  входим с хорошим заделом в следующий год  – это абсолютный факт.

А.Стуликов: – Выделять, конечно, никого не станете?

А. Мишарин: – Ну, конечно, не стану. Выделим потом, чуть позднее.

Надо сказать, что этот год запомнился еще и политическими событиями: изменили Устав Екатеринбурга, приняли новый Устав области. Соблюли все демократические процедуры. У нас один из самых активных регионов по количеству общественно-политических мероприятий, по участию в них жителей области.

Все изменения у нас прошли спокойно, в рамках закона, без проявлений экстремизма. И это тоже большая заслуга всех, кто занимается обеспечением этих процессов, в том числе и правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность таких мероприятий. Я их тоже хочу поблагодарить.

Гражданский мир и общественное согласие в этом году были важнейшими элементами нашей жизни. Любые попытки накалить ситуацию своевременно и правильно пресекались. И в дальнейшем так будет. При этом все демократические процедуры соблюдались – и это тоже очень важно.

А.Вугельман: – А как Вы вообще оцениваете изменение Устава Екатеринбурга, введение новой системы самоуправления и в самой столице области, и в других городах, в частности, появление сити-менеджеров?

А.Мишарин: – Я всегда говорю, что каждый должен заниматься своим делом. У нас есть представительная власть – это перспектива, это формирование всех общественных процедур, это получение наказов избирателей и планирование их реализации.

Есть исполнительная власть – глава администрации – который должен понимать, как эффективно расходовать имеющиеся средства для выполнения задачи по ведению хозяйства. Это жилищно-коммунальное хозяйство, дороги, транспорт. Реализация всех полномочий, предусмотренных законодательством: социальное обеспечение, выплаты, пособия. Это все должно работать.

Мы запустили важнейший проект «Электронное правительство». Этот проект направлен на борьбу с коррупцией, повышение прозрачности, понимание механизмов взаимодействия между чиновником и гражданином. Здесь тоже должны работать профессионалы.

С другой стороны, есть еще программа развития. Это строительство новых районов, организация подготовки к строительству жилья: выделение новых площадок, проведение всех конкурсных процедур. Это требует профессиональной подготовки  и постоянной хозяйственной работы, невзирая ни на чью волю. Есть бюджет, есть утвержденная программа. Будьте любезны ее выполнить.

В этой части в городе практически сформирована команда. Она несколько меняется и дальше будет совершенствоваться. Эта работа, безусловно, пойдет на пользу.

Что касается Устава области, то и здесь тоже мы приняли ряд важных решений. Сейчас очень важно, чтобы Законодательное Собрание своевременно реагировало на происходящие события.

Вот, представьте себе, что мы бы с неработающей Думой (как это было, когда она по полгода не собиралась) вошли в кризис. Нужно менять бюджет, условия, принимать решения, в том числе по возможности софинансирования на средства, которые выделяет федеральный бюджет. Нужно даже где-то «поджимать» расходы. А у нас – «балаган» и решения не принимаются. Конечно, это неправильно.

Рассмотрим один важный и наглядный пример. У нас сегодня есть очень серьезная задача: увеличить объемы строительства жилья. Она и социальная, и экономическая. Это наполнение бюджета. Мы с вами должны строить один квадратный метр на человека в год. Такая задача нам поставлена Президентом до 2020 года. Но мы должны ее выполнить раньше.

Это 4 миллиона 400 тысяч квадратных метров. Мы построим в этом году 1 миллион 700 тысяч. Значит, нужно посмотреть все законодательство, нужно его изменить, создать условия. Причем жилье «эконом-класса» (так называемое «доступное») не должно стоить больше 3,5 годовых доходов семьи. Возьмем нашу среднюю заработную плату, умножаем на два – получим цену на жилье, о котором я говорю.

Второе: мы должны строить жилье для льготных категорий граждан. У нас должны иметь возможность для улучшения своих жилищных условий работники культуры, образования, здравоохранения, ветераны, молодые семьи, особенно многодетные семьи. А это требует изменения закона, и это нужно сделать в первом квартале 2011 года. Поэтому нам нужна реально и эффективно работающая областная Дума, в которой должны быть люди, профессионально занимающиеся и политикой, и законодательной деятельностью, и реально работающие в бизнесе, знающие ситуацию, какая она есть на самом деле.

Считаю, сейчас у нас работающая Дума. А будущий механизм деятельности однопалатного парламента будет только способствовать эффективности в принятии решений. Кроме того, мы с вами будем избирать Думу и по региональному принципу, и по партийному, что тоже дает каждому человеку возможность не только за партию голосовать, но и за конкретную личность.

А.Стуликов: – Александр Сергеевич, за этот год сменилось много глав муниципальных образований Свердловской области. Уходили по разным причинам, одного, помнится, Вы даже сняли. Как в целом оцениваете работу мэров?

А.Мишарин: – Абсолютное большинство мэров стараются, работают и у них есть результаты. Но есть и те, кто не справляется со своими обязанностями. Кого-то приходится увольнять. Кто-то понимает сам и уходит, что, кстати, тоже нормальный процесс. Предложены новые требования, человек понимает, что он не отвечает им, а потому добровольно идет в отставку. Так было. Так есть. И так будет.

А.Стуликов: – А требования такие прописаны, формализованы?

А.Мишарин: – Требования, конечно, прописаны. Они формализованы в программы, в мероприятия, которые принимаем я и правительство. Мы ставим задачи на еженедельных видеоконференциях.

Но самое главное – есть определенные законом требования и обязанности, которые возложены на руководителей муниципальных образований: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, содержание дорог, эффективное использование финансовых средств, работа с населением. Все это предусмотрено законом.

А.Вугельман: – Александр Сергеевич, все-таки кто главный в нынешней системе власти? Раньше спрашивали: «Кто у вас в городе главный?» и все называли фамилию человека, который за все отвечал. Сейчас как должны складываться отношения между руководителями муниципалитетов?

А.Мишарин: – Кто главный за то, что дороги не убраны? Глава администрации.

А.Вугельман: – …то есть сити-менеджер?

А.Мишарин: – …глава администрации! Мы с вами по-русски говорим, а термины иногда какие-то иностранные употребляем. Причем они даже по-русски звучат подчас не очень прилично.

Кто отвечает за состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве? Опять же глава администрации.

Кто отвечает за то, что у нас сегодня больницы не работают или плохо функционируют? Глава администрации.

Но кто отвечает за направление бюджетных средств? Это дума и глава муниципального образования.

Кто отвечает за то, что выслушаны и учтены требования, наказы избирателей и они включены в долгосрочные программы? Опять же – дума и глава муниципального образования.

Кто отвечает за то, что соблюдаются все демократические процедуры, что работают все общественные организации? Это глава города.

Это очень важно – разделить полномочия, у каждого есть своя определенная сфера ответственности.

А.Вугельман: – Вы говорили сейчас о стратегическом планировании. Впервые в этом году разработана и опубликована Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2015 года. Зачем это сделано, какие заложены основные параметры и как вы будете собирать обратную связь?

А.Мишарин: – С обратной связью все очень просто: есть рабочая группа, есть интернет-ресурс, куда сейчас уже идут предложения. Все они будут обработаны и на основании этой информации будут сделаны выводы и корректировка программы.

Для чего это нужно и важно? Мы поставили задачу: включить в программу социально-экономического развития понятие – «человек и его потребности». То, что нужно жителю Свердловской области от этой программы с точки зрения уровня и качества жизни, приоритетов.

Мы как-то привыкли к тому, что экономическое развитие важно, но оно только инструмент создания условий для жизни. А вот какие это условия, что, например, является приоритетным? Больше дорог нужно построить? Больше здравоохранение развивать? Решить проблему с детскими садами? Запустить программу строительства жилья? Вот ответ на эти вопросы и даст общественное обсуждение.

И еще – в каждой программе есть резервы, которые разработчики, как правило, не всегда видят или не обращают на них внимания. И общественное обсуждение иногда находит эти резервы.

Ну, и третье. Представим на будущее – все обсудили и программа принята, ее нужно исполнять. Безусловно, она будет корректироваться с учетом реалий, но вот сама процедура общественного обсуждения очень важна. Она усиливает обязательность исполнения каждого пункта. Мы такую процедуру  запустили впервые и я уверен, что это пойдет на пользу.

А.Вугельман: – В принципе, сейчас это некий черновик,  чтобы люди критиковали?

А.Мишарин: – Это не черновик. Такие вещи не бывают черновиками. Это основные положения программы. Запущено не только общественное обсуждение. Проект обсуждают политологи, экономисты… Это не значит, что абсолютно все мнения будут учтены. Такого никогда не бывает. Но то, что все мнения будут выслушаны, что они будут рассмотрены и учтены при анализе ситуации, при составлении окончательного варианта программы – это точно.

А.Стуликов: – Вот придет вам такое сообщение на обратную связь: хочу зарплату 60 тысяч рублей, тогда сам решу вопросы с детскими садиками, с передвижением по городу и со всем остальным…

А.Мишарин: – Ну, так зарабатывай, кто тебе не дает 60 тысяч рублей заработать?!

А.Стуликов: – А как программа это поможет сделать?

А.Мишарин: – Если меня спросят, как заработать 60 тысяч, то я десятка два способов скажу, как их заработать (если это будет конкретный человек), исходя из его образования, умственных способностей и возможностей. Но мы-то говорим не об индивидуальных вещах, а о системных.

А.Вугельман: – Как раз населению, которое сейчас обсуждает программу, не очень понятны ее критерии и цифры. Почему, например, нужно поднять посещаемость культурно-массовых мероприятий на 4 процента. Не на 7, не на 10, не на 15? Почему, например, нужно сократить число врачей на один компьютер до 15 человек?

А. Мишарин: – А вот спроси у людей, на сколько, они считают, процентов нужно? Мы говорим, что нам нужно за 5 лет как минимум на четверть поднять посещаемость культурных учреждений. Такой критерий – разделили, получили нужную цифру.

А.Стуликов: – Если культурное учреждение работает, то его и так будут посещать.

А.Мишарин: – Я и говорю, что для этого нужен инструмент. Для этого нужно знать, что делать с учреждениями культуры, вообще для чего они нужны?

А.Стуликов: – Нужно ставить хороших руководителей.

А.Мишарин: – Не только. Не только хороших руководителей.

А.Вугельман: – Помогать им финансово, в том числе.

А.Мишарин: – Да, в том числе создавать им условия, инфраструктуру. Нужно развивать культуру. Мы говорим о театрах, которые нужно развивать, если уж мы о театрах заговорили. И потом, мы же с вами не в изолированном обществе живем. У нас уже есть то, чем мы гордимся. Например, театр музыкальной комедии, который является одним из лучших в стране. Мы гордимся этим? Гордимся! Чем мы помогли этому театру за последнее время? Мало чем. У нас есть театр Коляды, который у всех на слуху, но который едва выживает.

А.Стуликов: – Будет дом для них?

А.Мишарин: – Ну, конечно, мы же должны создавать им инфраструктуру. Помогать им должны.

У нас есть уникальный, хороший, известный в Европе и разных странах мира симфонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса.

Правительство области его поддерживает, в филармонию мы сейчас вкладываем деньги и спонсоры есть. Там есть уникальная коллекция инструментов, которая не пылится без дела – все востребовано.

Это лишь малая часть примеров, которые действительно вызывают уважение и очень позитивно влияют на людей и на имидж города. Благодаря известности симфонического оркестра укрепляется имидж региона. Но в комплексной программе мы должны просчитать все вопросы, необходимые для поддержки оркестра – это воспитание, школа, подготовка новых специалистов. Таких примеров много.

С другой стороны, а насколько у нас доступна эта инфраструктура. Например, цирк. У нас лучший, уникальный цирк в Российской Федерации, потому что у нас лучший директор. Об этом уже можно говорить смело. В этом году мы провели Всемирный фестиваль клоунов. Мы сделали лучшее цирковое представление к 65-летию Победы. Нам даже не дали его у себя провести. Месяц мы его показывали, а на два месяца его увезли в Москву. Сейчас на новогодние праздники у нас идет уникальное представление с животными.

А.Стуликов: – Так в цирке, по-моему, проблем с посещаемостью нет.

А.Мишарин: – Да, но сейчас у нас будет проблема с местами в цирк. Директор просит простую вещь: сделать представление «выходного дня». Дать возможность ребятишкам из малых городов ездить, а еще лучше со своими родителями, из области в Екатеринбург электричкой. А эту электричку нужно сделать доступной, почти бесплатной. Организовать весь процесс, чтобы они могли приезжать семьей, смотрели, отдыхали. Это же хорошее мероприятие, хорошее времяпроведение вместе с семьей, хорошее воспитание. Я возвращаюсь к вопросу, а как это измерить? А когда начинают мерить, говорят: ага, это 4-5 процентов роста – очень «сухая» цифра. Но когда начинаешь ее раскрывать в мероприятии, оказывается, она очень емкая. И так можно говорить по каждому направлению.

Например, увеличить на 70 процентов объем инвестиций. Это колоссальная задача. Тут еще надо пять раз взвесить, подписываться под этим или нет. Для выполнения этой задачи должен быть реализован ряд мощнейших решений. Имидж, международная политика, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, все проекты по особым экономическим зонам, развитие инфраструктуры, реестр, кадастр земли и много чего еще, обучение, переподготовка и тому подобное – целый комплекс мероприятий. И в том числе – соблюдение безопасности, потому что это один из главных рисков. Сегодня мы «славимся» этим. «Что такое Урал? Аааа, это там, где криминал». Этот негативный имидж есть, к сожалению, и это тоже нужно преодолевать.

Или возьмем экологию. Где мы с вами по экологическим вопросам находимся?  Далеко-далеко внизу… Но мы показываем примеры успешного решения проблемы – в этом году на Первоуральском новотрубном заводе запустили один из самых экологически чистых комплексов в черной металлургии. Похожий цех три года назад был запущен в Полевском – на Северском трубном заводе. А сейчас посмотрите – как улучшилась там экологическая обстановка, с жителями поговорите…

Реализуются социальные проекты предприятий. На днях мы заложили  поселок малоэтажных домов – впервые бизнес начал под гарантии предприятия строить жилье для специалистов. Это очень важное начинание, которое появилось в этом году, и мы должны его развить.

И вот если так, системно, собирать основные направления – то в итоге это все выливается в программу.

Кроме того, у программы есть такие «сухие» ориентиры – цели, задачи, целевые показатели, на основе которых мы и можем судить о достижении результата.

А.Стуликов: – Если вернуться к общественному обсуждении -. Вы действительно сами ведете свой интернет-блог?

А.Мишарин: – А что я в этой жизни делаю не сам? Вы, журналисты, отлично меня знаете. За меня, наверное, можно написать, но потом этому человеку достанется. Ответы блогерам я формулирую сам. Да, иногда, из-за нехватки времени, я могу надиктовать ответ. Да, мне помогают с общим анализом поступающей информации (я имею ввиду общий объем публикаций в СМИ) – к сожалению, не всегда у меня есть достаточно свободного времени для того, чтобы самому прочитать все. Но общий контент я знаю и ответы формулирую сам.

А.Стуликов: – Для чего Вам нужен блог?

А.Мишарин: – Как я уже отвечал ранее на этот вопрос, это очень важный элемент обратной связи, один из самых оперативных источников информации. С другой стороны, это же не аналитический труд. ЖЖ позволяет просто и в то же время эмоционально задать тему для обсуждения и в дальнейшем помогает принять более правильные решения, которые выражаются в виде конкретных документов, обязательных для исполнения.

А.Вугельман: – Александр Сергеевич, одной из самых обсуждаемых тем в Вашем блоге стало введение новой системы оплаты труда бюджетников. Главное опасение у людей в том, что размер стимулирующей части зарплаты будет определяться руководителями, а значит, может произойти ее занижение.

А.Мишарин: – Все должно быть как раз наоборот. Не директор должен решать вопросы оплаты, а совет школы, в который входят и родители, оценивающие качество образования, получаемое ребенком в этой школе. На основании этих критериев и решения совета должны выставляться коэффициенты, определяющие стимулирующую надбавку к зарплате, в том числе и директору школы.

В чем отличие новой системы оплаты труда? В том, что она должна отражать качество предоставляемых услуг в здравоохранении, образовании, других социальных сферах с точки зрения тех, кому эти услуги оказываются.

Как могут повлиять на оценку труда получатели услуг? Например, пациент в больнице может оставить свой отзыв в книге жалоб и предложений. Следующий критерий – количество и объем оказанных услуг, результаты мониторинга предпочтений пациентов по учреждениям, рейтинги записи к специалистам. Запущена и «горячая линия», по которой можно пожаловаться на сбои в работе новой системы.

Тем более, что один из важных показателей – новая система оплаты труда не должна приводить к снижению уровня зарплаты при выполнении всех обязательств со стороны специалиста. Это не значит, что если ты работаешь плохо, ты будешь получать столько же, но если ты выполняешь все задания – ты должен получать больше.

У меня на сегодня нет абсолютно точных критериев оценки работы. Это как раз задача профильных министерств, руководства учреждений – такую систему создать. Нормативные документы, которые разработаны, говорят, что работать система должна так. Сейчас нам необходимо откорректировать ее. В образовании по итогам года уже можно делать промежуточные выводы. В учреждениях здравоохранения, культуры, социального обслуживания это необходимо сделать по результатам первого квартала.

А.Стуликов: – Александр Сергеевич, давайте вернемся к детской теме. Меня она очень волнует – через две недели у меня родится дочка и мне интересно, попадет ли она в детский садик? И еще – это у меня третий ребенок и могу ли я претендовать на землю для индивидуального строительства?

А. Мишарин: – Вам что нужнее? Земля или дом, квартира?

А.Стуликов: – Наверное, все-таки дом.

А. Мишарин: – Я считаю, что должна предоставляться не просто земля, а и возможность на ней построить собственный дом.

А.Стуликов: – То есть одной голой земли мало?

А. Мишарин: – Да, нельзя допустить, чтобы возник рынок спекулятивной земли. Должна выделяться земля именно для строительства жилья и мы договорились с депутатами, уже есть поручение правительству в I квартале 2011 года подготовить всю законодательную и нормативную базу для того, чтобы этот механизм заработал. Ведь сейчас закон как таковой принят, но он не работает. Мы должны верно расставить приоритеты и сделать так, чтобы на этой земле началось строительство жилья.

А. Вугельман: – Вопрос в том, что непросто получить землю, но еще более непросто начать строительство. Это сложно, в том числе и финансово. Здесь не обойтись без государственной поддержки. Однажды мы обсуждали эту тему с жителями области в прямом эфире. Звонили люди и говорили – «дали землю, но уже второй год фундамент делаю – не хватает денег».

А. Мишарин: – Думаю, что при существующей практике так и будет. Я поставил задачу по-другому – земля должна выдаваться вместе с возможностью построить жилье. Результат – собственный дом для многодетной семьи. Формы поддержки есть, в том числе и с участием государства. В первую очередь, это обеспечение инфраструктуры – дороги, электричество, газ. Да и само льготное предоставление земли – это уже поддержка. Предложения по технологии строительства – все это позволяет оптимизировать и снижать затраты. Кроме того, не следует забывать, что современные дома должны отвечать всем современным требованиям по энергоэффективности. Новые технологии позволяют экономить от 30 до 50 процентов затрат на отопление. У нас с вами полгода зима, а потом и жара бывает – охлаждать надо, а это колоссальные затраты энергии, которую нужно оплачивать. Это выливается в недовольство, в том числе и тарифами, но это отдельная тема. Большой дом – большие затраты. Но это если не применять современные энергосберегающие технологии. Поэтому энергоэффективность для нас важнейшее направление – и в повышении конкурентоспособности нашей продукции, и в улучшении условий жизни. Поэтому она и вылилась в отдельную программу.

А вот по поводу детских садов – на начало 2010 года очередь в детские сады была 69 тысяч. Было предоставлено 14 600 мест. На сегодня очередь 57 тысяч детишек. В 2011 году будет предоставлено не менее 14 тысяч дополнительных мест за счет строительства новых садиков, возврата зданий, разрешения проблемы с частными детскими садами. Сейчас законодательство не позволяет субсидировать частные детские сады, но работа ведется. В «Российской газете» будут опубликованы санитарные нормы и правила, по которым будут работать в том числе и эти учреждения и плюсом к этому нужно ввести поправки в законодательство об образовании. Мы поставили задачу – ликвидировать за три года эту очередь.

А.Стуликов: – Моя дочка пойдет в детский сад?

А. Мишарин: – Да, а к тому времени Вы можете родить еще одну (смеется).

А.Вугельман: – Вообще, говоря о 2011 годе, какие планы и, если коротко, какие направления будут основами Вашей деятельности?

А.Мишарин: – Первое. Мы должны продолжить начатые проекты. Мы должны поставить во главу угла человека. И начать программы, которые сегодня приняты: повышение зарплаты бюджетникам, реализация мероприятий по развитию спортивных сооружений. Это:  6 ФОКов, 8 лыжных баз, 6 полей с искусственным покрытием, закончить реконструкцию Центрального стадиона в Екатеринбурге, начать строительство круглогодичного манежа для игры в футбол, школы водных видов спорта в Екатеринбурге и ряд других проектов. Мы должны запустить программу «1000 дворов», продолжить программу по ремонту дорог. В следующем году предстоит вести две новые станции метрополитена. Необходимо завершить строительство участка кольцевой автодороги между Пермским и Нижнетагильским трактами. И это существенно разгрузит транспортную ситуацию, даст возможность для защиты экологии города. Нам нужно продолжить работу по запуску инновационных проектов – это и «ИННОПРОМ», и строительство «Екатеринбург – Экспо». Это и начало проекта «Титановая долина», и новые возможности, которые нам предоставляют государство и правительство. 

Нам предстоит реализовать мощнейшую программу модернизации здравоохранения. Мы в этом году на развитие здравоохранения направили 32 миллиарда рублей, в следующем заложили в областном бюджете 36 миллиардов рублей и плюс почти 5 миллиардов из средств федерального бюджета на модернизацию здравоохранения, внедрения федеральных стандартов и реализацию проекта «Телемедицина». То есть более 40 миллиардов рублей будут направлены на развитие здравоохранения – никогда такого не было. Эти средства пойдут на создание 12-ти межмуниципальных медицинских центров, на увеличение количества ОВП, а четверть этих средств – на развитие детской медицины, как сказано в Послании Президента.

Предстоит продолжить реализацию проекта «Наша новая школа», программы по детским садам и увеличению мест в детских дошкольных учреждениях. Это и программа «Старшее поколение» и реализация задач в рамках закона «О ветеранах труда Свердловской области».

У нас запланировано много интересных международных событий. Я считаю, что следующий год будет очень активным. В политическом плане – это будет год выборов в Государственную Думу. У нас очень хорошо идет позиционирование города Екатеринбурга. Это центр Урала и для его развития предстоит много сделать.

А.Стуликов: – Есть такая поговорка: «Как год встретишь, так его и проведешь». Как год проведете, мы поняли, а как встречать будете?

А.Мишарин: – Встречать, как все люди – нормально. В семье, дома…

А.Стуликов: – Всю семью соберете?

А.Мишарин: – Думаю, что всю не соберу, есть уже желающие уехать отдохнуть, но большую часть – да.

А.Стуликов: – А подарки уже приготовили?

А.Мишарин: – Конечно.

А.Вугельман: – Александр Сергеевич, большое спасибо за то, что нашли время с нами поговорить. У Вас есть возможность поздравить телезрителей с Новым годом.

А.Мишарин: – Я с большим удовольствием это сделаю! Во-первых, хочу поблагодарить всех жителей Свердловской области за ту большую работу, которая была проделана в 2010 году. За итоги 2010 года, за участие в огромном количестве общественных мероприятий, за советы и активную позицию, она очень помогала нам всем в решении задач, которые мы поставили. Ну, а о наступающем годе всегда хочется думать, как о годе лучшем.

2010 год был хорошим, а 2011-й – хотелось бы, чтобы был лучше.

Я хочу, чтобы в каждой семье было добро, порядок, чтобы дети уважали старших, чтобы взрослые любили и гордились своими детьми и с уважением относились к своим родителям. И я хочу, чтобы следующий год был для каждой семьи годом решения важных проблем.

Желаю всем здоровья, добра, благополучия, мира – и побольше улыбаться!

Официальный портал губернатора Свердловской области

вернуться