Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
12.11.2010 Экранная культура не вытеснит книжную
Нужны ли сегодня, в эпоху всеобщей компьютеризации и интернетизации библиотеки? Да и вообще – бумажная книга со страницами и переплетом – может, она отмирает естественной смертью, уступая место электронным устройствам? Какое место занимают библиотеки в сегодняшней жизни?
Об этом и многом другом мы беседуем с директором Центральной городской детской библиотеки Илоной Георгиевной Мякотиной.
– Люди, которые утверждают, что библиотеку полностью заменил Интернет, субъективны в своих суждениях. На сегодняшний день Интернетом в городе пользуются в основном люди молодые и благополучные. Но не забывайте, что в нашем обществе есть еще дети, старики, другие социально незащищенные слои населения. У них нет компьютера, и они не умеют им пользоваться. А в библиотеку люди могут прийти не только за книгой, но и за общением, добрым словом, нужной информацией.
– И все же – есть у Вас опасения, что электронные средства так или иначе вытеснят книгу?
– Тут очень уместно вспомнить фильм «Москва слезам не верит», где герой безапелляционно утверждал, что скоро и театр, и кино исчезнет, а останется лишь одно сплошное телевидение. В итоге – ничего не исчезло. Живы и театр, и кино, и, тем более, книга. На сегодняшний день в обществе существуют параллельно книжная и экранная культуры. Ни та, ни другая не лучше и не хуже. И мы в своей работе активно используем компьютерные технологии, так как понимаем, что без этого сегодня никак.
И Илона Георгиевна продемонстрировала несколько игр-бродилок и головоломок, которые сотрудники библиотеки делают сами. Особенно поразила игра, посвященная Пушкину. Она на самом деле способна увлечь ребенка в мир произведений великого русского поэта: тут и загадки, и раскраски, и мультфильмы. Есть другие игры, в том числе и общелитературоведческие.
– Мы много работаем с детьми из коррекционных школ, которые расположены неподалеку: это школа-интернат № 27, коррекционная школа № 23. Они приходят к нам раз в неделю. Иногда сотрудники библиотеки сами идут к ним. Но беседами о литературе и окружающем мире наше общение не ограничивается: мы собираем для интерната игрушки, книги, наши сотрудники часто относят в интернат овощи и фрукты, выращенные в своих садах-огородах.
А недавно мы стали сотрудничать с комплексным центром реабилитации населения. К нам приходили на экскурсию взрослые люди, инвалиды, самому старшему из которых было уже за тридцать. Однако по уровню сознания их можно сравнить с учениками младших классов. Как с ними работать, о чем говорить? Мы решили для начала рассказать им о городе, о нашем крае. Они листали книжки, один молодой человек сказал, что таких красивых книжек он в жизни не видел. Позже нам звонили сотрудники центра, благодарили, сказали, что визит в библиотеку положительно повлиял на их «воспитанников» и очень просили нас не отказываться от работы с больными людьми. Видимо, в нашем городе не так много мест, куда можно пойти инвалидам.
– Библиотека – информационный центр. Что понимается под этим?
– К нам можно прийти с разными вопросами, и мы поможем найти на них ответ. Например, мы участвуем в корпоративной общероссийской программе «Пионер». Конечно, каждая детская библиотека не может подписаться на все существующие журналы для детей и о детях. Поэтому решили объединиться в корпоративный проект «ПИОНЕР». Он предполагает создание библиографической базы данных журнальных статей. Каждый город расписывает определенное количество журналов, а пользуются этой базой все читатели городов-участников проекта «ПИОНЕР». Раз в месяц обмениваемся базами.
Поэтому мы можем подсказать человеку, который обратился в библиотеку, где, в каких изданиях он может найти статьи на интересующую его тему, даже если этих журналов у нас нет в наличии. Мы можем найти и привезти для наших читателей любую редкую книгу, допустим, из библиотеки Белинского или из Областной детской библиотеки. Можем подсказать литературу по любому интересующему вопросу, например, пятиклашки уже несколько раз спрашивали: «а кто первый понял, что Земля имеет форму шара?»
Кроме того, мы накапливаем информацию на различные темы. Скажем, об участниках войны – жителях нашего города. Причем, в основном эта информация – фотографии, письма, истории – не парадного, а бытового характера. Нам приносят материалы, мы их сканируем, сохраняем. Например, показываем детям, каким был детский сад в годы войны. У нас есть копии блокадных дневников, которые вела наша землячка Лидия Копейкина, и многое другое.
В первом полугодии мы работали со школьниками по проекту «Мы вместе», который учит детей толерантности. Рассказывали о народах, которые населяют Урал – татарах, башкирах, удмуртах, хантах, об их культуре, литературе. А закончился проект фестивалем, на котором дети пели песни на языках разных народов, наряжались в национальные костюмы, играли в национальные игры, готовили национальные блюда.
В наших мечтах – сделать при библиотеке общественную приемную, куда бы можно было обратиться по любым темам, касающимся детства. Думаем выйти с таким предложением на городской родительский совет.
Юлия Кузьмина, информационно-методический центр управления культуры.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.