Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
15.10.2010 Проект бюджета на 2011 год представлен депутатам палат Законодательного Собрания Свердловской области
14 октября председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин по поручению губернатора Александра Мишарина выступил на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области. Глава областного кабинета министров представил депутатам регионального парламента проект областного бюджета на 2011 год.
(Ниже приводим текст доклада председателя правительства Свердловской области А.Л. Гредина )
Уважаемые участники совместного заседания палат Законодательного Собрания Свердловской области!
В Свердловской области, как и во всей Российской Федерации, продолжается реализация основных положений Стратегии развития нашей страны до 2020 года, сформулированной руководителями нашего государства – Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым и Председателем Правительства России Владимиром Владимировичем Путиным.
Следуя этим курсом, мы уже сегодня должны заложить прочный фундамент для тех значительных преобразований, которые предстоит осуществить в Свердловской области в течение ближайших десяти лет.
Сегодня Свердловская область динамично развивается и поступательно выходит из кризиса. Мы, по-прежнему, занимаем одну из лидирующих позиций по многим важнейшим социально-экономическим показателям.
Так, индекс промышленного производства по полному кругу организаций в январе-августе 2010 года составил 115,4% к уровню соответствующего периода 2009 года.
Наибольший рост физических объемов промышленного производства достигнут в машиностроительном комплексе: в производстве транспортных средств и оборудования ИПП составил 183,8% к уровню января-августа 2009 года, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 164,8%.
Стабильно высокими темпами роста на протяжении текущего года развивается горнометаллургический комплекс – основа промышленности нашего региона. В металлургическом производстве индекс промышленного производства в январе-августе текущего года составил 115,4% к соответствующему периоду 2009 года, в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических – 122,4%.
Активно наращивают объемы производства предприятия деревообрабатывающей промышленности и химического производства (ИПП за январь-август 2010 года порядка 120% к аналогичному периоду 2009 года), легкой промышленности (108-112%).
По году мы прогнозируем, что по объему отгруженной промышленной продукции приблизимся к 1 триллиону рублей.
Положительная динамика в промышленности оказывает мультипликативный эффект на всю экономику области.
Растут объемы грузоперевозок. Так, за январь-август 2010 года грузооборот всех видов транспорта увеличился на 6,9% к соответствующему периоду 2009 года и составил 128,9 млрд. тонно-км, за тот же период перевезено 150 млн. тонн грузов – это на 8,8% больше, чем в январе-августе 2009 года. По итогам 2010 года грузооборот составит порядка 200 млрд. тонно-км.
Хорошая динамика сохраняется в розничной торговле – 111,4% в сопоставимой оценке к уровню января-августа 2009 года, и в сельском хозяйстве – 111%.
Существенно улучшилась ситуация на рынке труда Свердловской области. Численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 38,7% с начала года и по состоянию на 14 октября составила 56387 человек.
Уровень регистрируемой безработицы сократился с 3,83% на начало года до 2,37% по состоянию на 14 октября 2010 года.
Безусловно, стабилизация ситуации в экономике Свердловской области оказывает положительное влияние на показатели рентабельности предприятий.
За январь-июль 2010 года прибыль прибыльных организаций по кругу крупных и средних организаций увеличилась в 1,9 раза к соответствующему периоду 2009 года, и составила 80,8 млрд. рублей.
По итогам года прибыль прибыльных организаций ожидается на уровне 155 млрд. рублей.
Увеличивается уровень доходов населения Свердловской области.
В августе 2010 года среднемесячная номинальная заработная составила 19135 рублей. По итогам года мы ставим задачу выйти на 20400 рублей, это составит 117% к уровню 2009 года.
Вне сомнения, результаты нашей совместной работы могли быть еще значительней, если бы не новое для всех нас испытание – аномально засушливое лето нынешнего года.
Борьба с природными пожарами серьезно скорректировала наши планы, потребовались большие, ранее не запланированные финансовые затраты и огромные усилия во избежание тяжких последствий. Ущерб, нанесенный стихией природе нашего края, экономике области, окончательно еще не посчитан. Но уже сегодня ясно, что это потребует значительного отвлечения бюджетных средств. Главное – нам удалось спасти людей.
В среднесрочной перспективе экономика Свердловской области будет находиться на стадии восстановительного роста и, по оценкам, в 2012-2013 году сможет компенсировать спад, возникший в результате негативного влияния экономического кризиса. В 2011 году валовой региональный продукт Свердловской области составит порядка 1,1 трлн. рублей, в 2013 году уже 1,4 трлн. рублей.
Объем отгруженной промышленной продукции в 2011 году прогнозируется на уровне 1 трлн. 90 млн. рублей
Динамика развития транспорта в Свердловской области в прогнозном периоде будет соответствовать темпам роста промышленного производства. В 2011-2013 годах среднегодовые темпы роста грузооборота транспорта составят 102,5-104%.
Темпы роста оборота розничной торговли Свердловской области в прогнозном периоде до 2013 года могут превысить среднероссийские показатели в среднем на 2-3 процентных пункта и составят 112,2-114,7% в действующих ценах в год. В 2011 году оборот розничной торговли составит 750-760 млрд. рублей.
Прогнозируется умеренный рост в сельском хозяйстве – 103,8-104,3% в сопоставимых ценах в год.
По прибыли прибыльных организаций Свердловская область в 2011 году выходит на уровень 2008 года – объем прибыли прибыльных организаций прогнозируется на уровне 178-185 млрд. рублей (100-103,7% к уровню 2008 года).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2011 году ожидается на уровне 22,1-22,4 тыс. рублей (126-128% к уровню 2008 года).
Прогнозируемый фонд оплаты труда в 2011 году составит 434-442 млрд. рублей – 109-111% к уровню 2010 года (125,5-128% к уровню 2008 года).
Правительством Свердловской области осуществлён ряд последовательных мер по привлечению дополнительных доходных источников поступлений в бюджет:
- внедрена практика заключения двух - и трех - сторонних соглашений с крупнейшими налогоплательщиками по обеспечению своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств;
- начата работа по привлечению на территорию Свердловской области новых налогоплательщиков.
В этих целях Правительство Свердловской области внесло в Законодательное Собрание Свердловской области два законопроекта:
Первый законопроект – по налогу на прибыль организаций предполагает снижение на 4,5 процента ставки налога для вновь созданных организаций на 5 налоговых периодов.
Второй законопроект дает значительные преференции организациям по налогу на имущество для вновь введенных основных фондов, а также направлен на развитие транспортно-логистической инфраструктуры Свердловской области.
Необходимо отметить, что указанная инициатива Свердловской области получила положительный резонанс среди хозяйствующих субъектов Российской Федерации.
За короткий промежуток времени в Правительство Свердловской области обратились ряд машиностроительных компаний также вышли с инициативой по созданию новых производств на территории области (Уралвагонзавод, УОМЗ, ДЭЗИРО). А так же ряд операторских компаний с предложением о их регистрации на территории Свердловской области. Первая из них - «Вторая грузовая компания» ОАО «РЖД» уже зарегистрирована. И это пополнит областной бюджет 2011 года налогом на прибыль в объеме до 1,0 млрд. рублей.
Уважаемые депутаты! Бюджет 2011 года имеет ряд отличительных особенностей.
Первое. Доходная часть сформирована по максимально оптимистичному варианту - 140,6 млрд. рублей. Это почти на 6 процентов выше уровня 2010 года, и на 2 процента выше уровня 2008 года.
Прогноз налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составит 101,8 млрд.рублей, или 117% к уточненному прогнозу 2010 года. (Рост к факту 2008 года – 2 %).
Основными доходными источниками бюджета являются:
- налог на доходы физических лиц – 39,6% от суммы налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета;
- налог на прибыль организаций – 26,5%;
- налог на имущество организаций – 10,0%.
Коротко остановлюсь на основных источниках.
Прогноз консолидированного бюджета по налогу на прибыль составляет 37,4 млрд.рублей, что на 25% выше уточненного прогноза 2010 года.
Прогноз консолидированного бюджета по налогу на доходы физических лиц составляет 55,7 млрд.рублей (на 11% выше уточненного прогноза 2010 года и на 1,3% выше уровня 2008 года), в том числе поступления в областной бюджет 33,0 млрд. рублей (на 9% выше прогноза 2010 года и соответствует факту 2008 года).
Прогноз по налогу на имущество организаций составляет
14,0 млрд.рублей, что на 13% выше уточненного прогноза 2010 года. (рост к факту 2008 года – 55%).
Исполнение прогноза доходов, заложенного в проекте бюджета, потребует от Правительства, органов местного самоуправления напряженной работы по мобилизации доходов в бюджеты.
Необходимо продолжить работу, направленную на легализацию заработной платы, на повышение прибыльности организаций реального сектора экономики и на погашение задолженности по платежам в бюджет.
Для создания дополнительного экономического стимула муниципалитетам к наращиванию доходной базы в 2011 году мы возвращаемся к практике стимулирования муниципальных образований, на территориях которых в 2010 году увеличатся поступления налогов по сравнению с 2009 годом. И на эти цели в бюджете 2011 года предлагается направить 200 млн.рублей.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в сумме 10,1 млрд. рублей, что на 15% выше первоначально утвержденного объема безвозмездных поступлений на 2010 год (8,8 млрд. рублей).
Значительная часть межбюджетных трансфертов из федерального бюджета распределяется в течение финансового года. Ожидаемый объем безвозмездных поступлений в текущем году составит 22,9 млрд.рублей. И мы рассчитываем получить в будущем году средства на уровне текущего года.
Второе. По итогам согласительных процедур с активным участием депутатов было принято решение об увеличении расходов местных бюджетов на 1,6 млрд. рублей, а в целом на 2011 год оценка расходных полномочий муниципальных образований по сравнению с текущим годом увеличена на 23 процента и составила 45 млрд.рублей.
В целях реализации поручений Губернатора Свердловской области Александра Сергеевича Мишарина, предложений рабочей группы Президиума Совета глав муниципальных образований предусмотрены дополнительные средства на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности - на приобретение и установку приборов учета потребления ресурсов – 0,3 млрд.рублей.
Значительно увеличены оценочные расходы муниципальных образований на дорожную деятельность по сравнению с 2010 годом – на 0,7 млрд.рублей – в среднем на 56 процентов.
Объем дотаций из областного бюджета местным бюджетам в расходах областного бюджета составляет 5,6 млрд.рублей, что больше 2010 года на 1,1 млрд.рублей.
В проекте бюджета 2011 года средства, обеспечивающие сбалансированность прогнозов местных бюджетов составили
3,5 млрд.рублей и увеличены по сравнению с 2010 годом в 2 раза.
Предусмотрено предоставление кредитов бюджетам муниципальных образований на частичное покрытие дефицитов местных бюджетов на срок до трех лет в объеме 200 млн. рублей.
Кроме того, на социально-экономическое развитие муниципальных образований через областные целевые программы предусмотрено более
7 млрд.рублей субсидий.
(Справочно: программа по детским дошкольным учреждениям – 2,2 млрд.руб., метро – 2 млрд.руб., строительство объектов коммунальной инфраструктуры и газификация – 1,5 млрд.руб., переселение из аварийного жилья -0,2 млрд.руб., подготовка градостроительной документации -0,3 млрд.руб., ремонт школ – 0,1 млрд.руб.).
Третье. Расходы консолидированного бюджета на 2011 год на 11% превышают уточненные прогнозные проектировки расходов на 2010 год, и составят 156,4 млрд. рублей.
Объем расходов областного бюджета на 2011 год составит 120,8 млрд. рублей, или 132% к первоначально утвержденному объему расходов текущего года, и 109% к уточненному. Общая сумма расходов соответствует фактическому объему расходов в 2008 году.
В полном объеме учтены средства на увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы на 7% с 1 декабря 2010 года и на 6,5%
с 1 июня 2011 года. Это позволит осуществить переход на отраслевую систему оплаты труда всей бюджетной сферы и довести стимулирующую часть до 20%, а в некоторых отраслях и до 30%.
Четвертое. Бюджет 2011 года, как и в предыдущие годы, является социально-ориентированным. Доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы в консолидированном бюджете составит
110 млрд.рублей, или 70% от общей суммы расходов. В текущем году такие расходы составляют 97 млрд.рублей. (Рост расходов на социальную сферу в консолидированном бюджете составит 13%).
Наибольшую долю в общей сумме расходов – 30% – составляют расходы на образование (46,6 млрд.рублей). По сравнению с 2010 годом расходы выросли на 8,5 млрд. рублей, в том числе на 2,2 млрд.рублей за счет программы по развитию детских дошкольных учреждений, на 700 млн.рублей за счет программы развития образования.
Расходы на здравоохранение и физическую культуру составляют 20% (или 31 млрд.рублей) от общей суммы расходов консолидированного бюджета. По сравнению с прогнозом текущего года расходы выросли на 4,9 млрд.рублей, в том числе платежи за неработающее население в ТФОМС увеличены на 1,3 млрд.рублей (и составили 7,8 млрд.рублей).
Расходы на реализацию законов социальной направленности (без учета целевых федеральных средств) предусмотрены в объеме 18,3 млрд.рублей и составляют 12% от общей суммы расходов. По сравнению с прогнозом текущего года расходы выросли на 2,1 млрд.рублей, в том числе за счет принятия новых социальных обязательств:
- на реализацию закона о ветеранах труда Свердловской области -366 млн.рублей;
- на выплату ежемесячных пособий членам семей отдельных категорий граждан, погибших при исполнении служебных обязанностей военной службы-27 млн.рублей.
На обеспечение жильем детей-сирот предусмотрено 350 млн.рублей, или на 31 млн. рублей больше, чем в текущем году.
На обеспечение жильем молодых семей предусмотрено 125 млн.рублей, или на 30 млн.больше, чем в 2010 году.
Пятое. В 2011 году мы будем активно внедрять методы программно-целевого планирования.
Мы отошли от формирования расходов на обеспечение целевых программ и капитальное строительство по остаточному принципу.
В последние годы в Свердловской области сложилась ситуация, при которой 95% расходов областного бюджета приходилось на текущие расходы и лишь около 5% – на долю затрат капитального характера.
В 2009 и 2010 годах бюджет области был сориентирован в основном на финансирование текущих расходов, при этом доля затрат капитального характера резко сократилась.
Причина понятна, – в период кризиса необходимо было профинансировать все принятые областью обязательства, не допустить задержки выплаты заработной платы, реализовать законы социальной направленности.
В соответствии с поручением Губернатора Свердловской области Александра Сергеевича Мишарина Правительством Свердловской области проведена полная ревизия всех областных целевых программ.
Целевые программы максимально приближены к федеральным. В программах предусмотрены показатели, отражающие эффективность их реализации. Предусмотрено ежеквартальное рассмотрение хода реализации программ на правительстве. Кроме того, программы укрупнены. К примеру, на 2010 год только в сфере здравоохранения было утверждено нормативными актами 8 программ. При этом финансировались не все.
На сегодняшний день утверждено 24 программы (в том числе 16 вновь разработанных и 8 действующих, из которых 4 утверждены законами).
Планируется увеличить долю расходов на финансирование целевых программ с 4% в 2010 году до 17% в 2011 году, а объем финансирования увеличить почти в 5 раз – с 4 млрд.рублей в 2010 году до
18,5 млрд.рублей в 2011 году.
Наибольший объем расходов областного бюджета предлагается направить на реализацию следующих программ:
1) развитие транспортного комплекса – 7,6 млрд. рублей. Мы ставим задачу в 2011 году завершить строительство первой линии метро в городе Екатеринбурге, и открыть движение до станции «Чкаловская», а также завершить строительство обхода города Екатеринбурга.
На дороги в сельской местности по программе «Уральская деревня» запланировано 500 млн.рублей, что в 1,5 раза больше, чем в текущем году.
2) По программе развитие сети детских садов планируется ввести дополнительно 7 тыс. мест в детских дошкольных учреждениях.
3) В рамках программы по развитию жилищного комплекса предусмотрена реализация мероприятий по развитию малоэтажного жилищного строительства, развитию газификации, модернизации объектов коммунального хозяйства. В развитии газификации мы отдаем приоритет доведению природного газа до жителей области. Более 9 тысяч жилых домов и квартир получат возможность газификации в 2011 году.
На программы, направленные на решение социальных задач в 2011 году, предусмотрено порядка 5 млрд. рублей. В рамках программ планируется строительство туберкулезного диспансера в Екатеринбурге с завершением I очереди в 2012 году, реконструкция Дворца молодежи и ремонт Кадетского корпуса, строительство футбольного манежа, горнолыжных комплексов «Гора Белая» и «Гора Долгая», 5 ФОКов, 8 лыжных баз, 6 футбольных полей. Кроме того, в 2011 году планируется завершить работы по реконструкции детской филармонии и строительству 4 школ, обеспечить ввод в строй в 2011 году роддома в Верхней Салде.
Выделяемые ресурсы максимально сконцентрированы на завершении объектов высокой степени готовности, которые планируется сдать к концу 2011 года.
Будет продолжена работа по привлечению инвестиций, что позволит обновить действующие производства, создать новые рабочие места, существенно пополнить бюджет.
Мы планируем создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры, таких как особая экономическая зона, индустриальные парки и технопарки, инжиниринговые центры и бизнес-инкубаторы.
Будет уделено повышенное внимание взаимодействию с Внешэкономбанком, Российской венчурной компанией, корпорацией Роснанотех для привлечения их финансовых ресурсов. В частности, планируется создание регионального венчурного фонда совместно с Роснанотех.
В 2011 году будет осуществлять свою деятельность Корпорация развития Среднего Урала, основными задачами которой станет содействие в реализации инвестиционных проектов, таких как:
- создание индустриального парка на территории Свердловской области, привлечение резидентов, подготовка инженерной инфраструктуры;
- реализация проекта по строительству международного выставочного центра.
Уважаемые депутаты Областной Думы! Уважаемые члены Палаты Представителей!
Для обеспечения финансирования бюджета развития в 2011 году дефицит областного бюджета предусмотрен в объеме 8,9 млрд.рублей.
Напомню, что первоначальный размер дефицита в 2010 году составлял 9,3 млрд.рублей (справочно : уточненный – 6,0 млрд.руб.).
Еще раз подчеркну, что бюджет 2011 года очень напряженный. Для покрытия дефицита Правительству предстоит наладить системную работу с предприятиями по увеличению доходной базы, выработать комплекс мер по задействованию всех возможных источников пополнения бюджета.
Но хочу отметить, что мы с вами закладываем основы динамичного развития экономики Свердловской области в будущем.
Для успешного решения стоящих перед нами задач у нас есть все необходимое – ресурсы, потенциал, знания и опыт.
Достигнутые на сегодня результаты стали возможны во многом благодаря вдумчивой, настойчивой, целенаправленной деятельности Законодательного Собрания Свердловской области.
Надеюсь на то, что наша совместная и слаженная работа принесет высокие результаты в обеспечении дальнейшего социально-экономического развития родной Свердловской области и повышении качества жизни Уральцев.
Благодарю за внимание.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.