Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
02.09.2009 Завод с уральским характером
5 сентября родоначальник алюминиевой промышленности Урала - Уральский алюминиевый завод – отмечает 70 лет со дня выпуска первого товарного алюминия.
У каждого завода, как и у каждого человека, своя, не похожая на другие, судьба, своя неповторимая биография. В летописи Уральского алюминиевого завода нередко встречаются слова «первый», «впервые», «единственный». Именно они во многом определяют место УАЗа в отечественной алюминиевой промышленности, среди родственных предприятий Компании, его значимость и 70 лет спустя после выпуска первой чушки.
Уральский алюминиевый завод был третьим по счету с начала производства отечественного алюминия. Но его предшественники — Волховский и Днепровский алюминиевые заводы уступали по своим масштабам: постановлением Совнаркома «в целях широкого развития алюминиевой промышленности» было принято решение о строительстве на Урале алюминиевого завода мощностью в 50 000 тонн металла. По тем временам, в конце тридцатых годов прошлого столетия, УАЗ был самым мощным предприятием в Европе.
Не случайно 5 сентября 1939 года — день пуска Уральского алюминиевого завода - попал в хронику важнейших событий государственного масштаба. За день до этого, 4 сентября, на страницах «Индустрии» - самой авторитетной промышленной газеты страны — вступлению в строй «гиганта алюминиевой промышленности» Уральскому алюминиевому заводу была посвящена целая страница, которая открывалась шапкой «Есть уральский алюминий!»
А центральное место на ней занимала статья первого главного инженера УАЗа Леонида Бугарева с интригующим названием «Тайна» способа Байера». Именно наши, уазовские инженеры первыми разгадали тайну засекреченного Байером процесса выщелачивания бокситов. И УАЗ первым в стране освоил производство глинозема по способу Байера, став первым алюминиевым предприятием промышленного Урала.
Большое , как известно, видится на расстояньи . Вот и в толстом томе «Российской летописи», где по месяцам расписаны самые значимые для страны события ХХ века, на сентябрьской странице 1939 года читаем:»5 сентября введен в эксплуатацию Уральский алюминиевый завод». Этому событию нашлось место среди таких общеизвестных и общезначимых событий, как принятие Закона о всеобщей воинской обязанности и перемирие между СССР и Японией. И УАЗ всегда подтверждал свое предназначение — верой и правдой служил Отечеству.
В мирных условиях первенец уральской алюминиевой промышленности не проработал и двух лет — началась Великая Отечественная война. Осенью 1941 года на УАЗ стали прибывать железнодорожные эшелоны с эвакуированными сотрудниками и оборудованием родственных заводов: Волхова, Тихвина, Запорожья, ленинградского ВАМИ. УАЗ не просто приютил тысячи специалистов, он взял на себя ношу ответственности за всю отечественную алюминиевую промышленность: в самое тяжелое время первых лет войны Уральский алюминиевый оказался единственным предприятием в стране, производящим алюминий и его сплавы.
За четыре военных года завод увеличил выпуск глинозема и алюминия более чем в 5,5 раз. За успешное выполнение задания правительства по обеспечению авиационной и танковой промышленности алюминием и его сплавами в феврале 1945 года УАЗ был награжден орденом Ленина. Ордена и медали получили более 8 тысяч заводчан. На вечное хранение коллективу предприятия передано Красное знамя Государственного комитета обороны, которое и сегодня торжественно выносится на сцену на всех значимых заводских и городских мероприятиях.
А в одном из залов Центрального музея Вооруженных Сил в Москве представлены слитки уазовского алюминия и силумина военной поры. Это знак высочайшей признательности страны заводу, который в одиночку выиграл битву у алюминиевых гигантов Европы, в очередной раз подтвердив право называться первым.
Но бойцовский характер уазовцев проявлялся не только в военную годину. «Битва» за уральский алюминий, за освоение передовых технологий в производстве глинозема, алюминия и сплавов целенаправленно велась все эти семь десятков лет. В канун 70-летнего юбилея мы решили показать заводчанам фильмы об УАЗе, снятые к его предыдущим юбилейным датам. Каждый из этих кинодокументов интересен по-своему. Но через все эти фильмы красной нитью проходит мысль: начиная с 40-х годов прошлого века все родственные алюминиевые предприятия строились и пускались с помощью специалистов УАЗа и с учетом технических достижений первенца алюминиевой отрасли на Урале.
Наш богатый опыт пуска и освоения как первого крупного предприятия глиноземного производства был широко использован при пуске Богословского и Павлодарского заводов, на Николаевском глиноземном. Трудно найти в России и странах СНГ хоть один алюмниевый завод, который бы обошелся без участия уазовских специалистов как в проведении пусконаладочных работ, так и в эксплуатации. В числе тех, кто внес весомый вклад в развитие отечественной алюминиевой отрасли, такие выдающиеся организаторы производства, как Леонид Бугарев, Иван Чуприянов, Иосиф Пустильник, Александр Эпштейн, Борис Злоказов, Ефим Славский, Виктор Чупраков…
С 50-х годов Уральский алюминиевый завод был первым в отрасли по автоматизации электролизного производства. Вот только один пример. Чушкоукладчик, избавивший от тяжелого ручного труда литейщиков, был изобретен механиком электролизного цеха УАЗа Исаем Аникиным, успешно используется и поныне. Именно на УАЗе впервые введен в эксплуатацию электролизер с самообжигающимся анодом и боковым токоподводом к нему. И многие алюминиевые предприятия страны стали работать по подобию нашего завода.
Богатый производственный опыт позволил уазовцам добиться лучших в стране показателей по расходу электроэнергии на тонну алюминия. И за этим — работа четырех поколений электролизников, десятков трудовых династий, которыми мы по праву гордимся: Решетниковы, Дрин, Яншины, Коровины…
Мы всегда понимали: будущее таких заводов-ветеранов, как наш, - в коренной реконструкции производства. Так было в 1987 году, когда мы начали реконструкцию электролизного производства, и вместо четырех старых корпусов электролиза выросли два новых, оснащенных ваннами с обожженными анодами на силу тока 160 килоампер и двумя блоками газоочистки. В результате мощности по производству алюминия увеличились с 84 до 130 тыс. тонн в год, тогда как выбросы загрязняющих веществ к уровню 1987 года снизились почти в три раза.
Несколькими годами позже мы взялись за реконструкцию глиноземного производства. Ввод в эксплуатацию нового мощнейшего модуля декомпозиции с узлами фильтрации и вакуумного охлаждения — участка 6-Н, который эффективно работает восемь лет, позволил увеличить выпуск оксида алюминия на 50 тыс. тонн в год.
Специалисты завода первыми разработали и запустили в глиноземное производство циклонную печь, не уступающую лучшим образцам западных компаний по энергоэффективности и качеству выпускаемой продукции, не имеющую аналогов на территории России и стран СНГ. В ноябре прошлого года после 3,5 лет эксплуатации циклонная печь показала наилучший результат — ее суточная производительность составила 600 тонн глинозема. По сравнению с используемыми роторными печами, стационарная циклонная печь №6 в 1,5 раза повысила производительность при уменьшении удельного расхода топлива на 40%.
Большим прорывом в развитии глиноземного производства стала разработка технологии и освоение выпуска крупнозернистого глинозема. В декабре прошлого года на УАЗе была произведена 3-миллионная тонна высококачественного глинозема. Это зримый результат восьмилетнего труда не только глиноземщиков, но и представителей экспериментального цеха, отдела технического контроля и цеха кальцинации. Наши специалисты были одними из первых в России, внедривших технологию производства крупнозернистого глинозема в промышленном масштабе. И сегодня объем выпуска высококачественного металлургического глинозема составляет более 90%. Он и сегодня востребован не только в собственном электролизном производстве, но на других алюминиевых предприятиях.
Полтора года на втором участке глиноземного цеха успешно работает уникальный французский фильтр Diastar, не имеющий аналогов в России. Его удельная производительность в 2,5 раза выше производительности фильтров старой конструкции. Только за 6 месяцев 2009 годa он произвел 1,5 млн кубометров алюминатного раствора. С пуском фильтра Diastar заметно улучшилось качество глинозема. В июле на том же участке №2 успешно продолжались начатые в начале этого года испытания синтетического флокулянта французской фирмы SBF, который позволит удешевить себестоимость глинозема.
Более двух лет назад глиноземный цех стал экспериментальной площадкой для строительства опытной установки высокотемпературного выщелачивания бокситов Среднетиманского месторождения, что также открывает новые возможности для развития этого производства. И Уральский алюминиевый снова оказался первым: с начала освоения тиманских бокситов впервые в истории алюминиевой отрасли уазовцы в четвертый раз принялись за разработку технологии переработки отечественного боксита. В апреле прошлого года переработана 7-миллионная тонна боксита СТБР.
С высоты 70 лет беспрерывной работы предприятия видны перспективы развития и глиноземного, и электролизного производства. С остановкой двух старых серий корпусов электролиза, которые были пущены в 1941 году, начался третий этап реконструкции. Он связан с продлением опытно-промышленного участка «Электролиз-300», на котором испытывались электролизеры повышенной силы тока.
За семь десятков лет освоены электролизеры разных технологий. Накоплен богатый опыт модернизации электролизного производства, которые, без сомнения, будет востребован компанией РУСАЛ. Предоставление предприятиям Компании большей самостоятельности в производственной деятельности — это возможность проверить потенциал каждого завода с учетом накопленного опыта, перспектив развития.
Таким заводам, как УАЗ, этого опыта не занимать. 70-летний юбилей завода выпал на период временных трудностей. Но ведь и вся история становления и развития первенца алюминиевой промышленности Урала — это вызов времени, пример стойкости, последовательности действий и поступательного движения вперед. Принятая Компанией программа «Быть первым» помогает искать и находить новые резервы по снижению производственных издержек, активному вовлечению трудового коллектива в программу снижения себестоимости продукции под потребности внутреннего рынка. А с таким коллективом, который сложился на УАЗе, с коллективом, который не только бережно хранит традиции всех поколений уазовцев, но и успешно приумножает их, даже самые большие и сложные задачи по плечу.
Поэтому верим: у Уральского алюминиевого завода есть будущее!
По информации пресс-службы Уральского алюминиевого завода.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.