Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
26.07.2009 Нефть – наше все
Российское правительство начало делить сверхбюджетные доходы. Чтобы справедливо распорядиться дополнительными средствами, кабинет министров вынес этот вопрос на рассмотрение трехсторонней комиссии, в которую помимо членов правительства входят депутаты Госдумы и Совета Федерации.
- Бюджетную добавку сформировало прежде всего изменение конъюнктуры мирового рынка: цена нефти за последнее время поднялась с 40 до 70 долларов, между тем последний кризисный вариант бюджета был утвержден из расчета цены на нефть в 41 доллар, - объяснил происхождение дополнительных финансов В. Якимов, участвовавший в совещании трехсторонней комиссии.
По словам парламентария, около 25 млрд. руб. направлены на дорожное строительство, еще 57 млрд. – на выполнение задач социального и медицинского страхования. Свою долю сверхплановых ресурсов из федерального бюджета получила и Свердловская область. По мнению В. Якимова, состоявшееся заседание – первое, но не последнее: пессимистические финансово-экономические прогнозы начинают рушиться, а казна – пополняться.
Рисковые города
Более сорока депутатов Госдумы и Совета Федерации, представляющих Уральский регион, съехались в Екатеринбург, чтобы обсудить социально-экономическую ситуацию с А. Винниченко, полпредом президента в УрФО.
Как сообщил участвовавший в разговоре депутат Госдумы В. Якимов, парламентарии и сенаторы активно участвуют в антикризисной работе и ведут постоянный мониторинг развития событий в регионе. В частности, наш земляк высказал на совещании свою точку зрения об обеспечении общественной стабильности в моногородах и других территориях повышенного социального риска.
- Специфика Свердловской области такова, что около 70% ее валового продукта обеспечивают «закрытые» города - зависящие от Минобороны или Минатома, и моногорода, чья экономика полностью определяется состоянием градообразующего предприятия: в Качканаре, например, это горно-обогатительный комбинат, в Североуральске - бокситовый рудник, в Верхней Салде - ВСМПО «Ависма» и так далее, – пояснил В. Якимов. – Для городов зависимость муниципального бюджета на 70-80% от одного крупного налогоплательщика – большой риск. Чтобы его минимизировать, необходимо развивать дополнительные производства.
В Свердловской области действует программа размещения производительных сил, но принималась она в докризисных условиях и потому нуждается в существенных коррективах. Кроме того, обратил внимание коллег В. Якимов, при пересмотре структуры региональной экономики и решении вопросов занятости нельзя не учитывать менталитет уральцев. Несмотря на «подъемные», бесплатный проезд членов семьи и провоз багажа, которыми миграционная служба стимулирует перемещение безработных в территории, испытывающие дефицит трудовых ресурсов, мало кто из уральцев решается сменить место жительства. Учитывая это, полпред президента поставил задачу «прописать» для моногородов адекватный обстоятельствам «рецепт благополучия».
Жить хорошо – значит, по стандартам
Местное самоуправление – основа жизни тысяч российских городов, таких как Каменск-Уральский. И прочный фундамент государственного управления. Понимая, насколько благополучие страны зависит от самой близкой к народу власти, правительство России постоянно держит руку на пульсе МСУ. Предметно вопросами развития и совершенствования местного самоуправления занимаются несколько специально созданных советов, возглавляемых президентом страны, премьером российского правительства, председателями Госдумы и Совета Федерации.
Координирует эту многогранную деятельность Всероссийский союз по местному самоуправлению (ВСМС). Вице-председателем ВСМС и куратором союза в Уральском федеральном округе недавно назначен депутат Госдумы В. Якимов.
- Виктор Васильевич, ваш новый общественный пост – закономерное продолжение огромной работы, которую вы начали почти двадцать лет назад - став председателем исполкома, а затем мэром Каменска. Все эти годы муниципалы бьются за свои права и прежде всего – за расширение финансовых полномочий. Есть ли результат, на ваш взгляд?
- Социально-экономическая ситуация, в которой начинало формироваться местное самоуправление в начале девяностых годов, не сравнима даже с сегодняшним кризисом. Думаю, каменцы помнят это страшное время, когда реформы, а затем - дефолт обрушились на страну и город как мороз на нищего, которому негде укрыться и нечем согреться. Защитой от полного паралича производства и социального взрыва тогда были в основном инициатива, предприимчивость, взаимопонимание власти и горожан.
Несмотря на объективные финансово-экономические трудности у местного самоуправления в те годы были более широкие возможности для управленческого маневра. Государство еще не централизовало тогда большинство финансовых полномочий, определяющих благополучие муниципалитета.
С тех пор ситуация поменялась кардинально. Появилась нормативно-правовая база местного самоуправления. Впервые его определение дала Конституция, обновленная в 1993 году. Базовому закону об основах местного самоуправления вообще пять лет. Этим и объясняется несовершенство правовых основ муниципальной власти.
Мне как муниципалу-практику эти проблемы видны и понятны. Поэтому ощущаю себя в Госдуме полпредом местного самоуправления и ставлю задачу-максимум: за срок полномочий добиться реального улучшения законов, влияющих на работу местной власти, на жизнь муниципалитетов.
- Что остается самой большой проблемой МСУ?
- Недостаточное финансовое обеспечение функций, возложенных на муниципальную власть. Это одна из принципиальных законодательных недоработок. Решить проблему можно введением государственных минимальных социальных стандартов. Давно пора законодательно определить, на какой объем публичных услуг и какого качества имеет право каждый гражданин, независимо от местопроживания.
Любая публичная услуга стоит определенную сумму. Для муниципалитета эти средства должны быть просчитаны и гарантированы налогами и местными сборами. Если для исполнения полномочий муниципалитету недостаточно собственной налоговой базы, покрыть дефицит должна федеральная казна. Потому что создание для граждан нормальных условий жизни и развитие МСУ предусмотрено Конституцией РФ.
- Виктор Васильевич, будучи мэром, вы всегда делали ставку на дополнительный ресурс – инициативы гражданского общества.
- Работа в Госдуме и Всероссийском союзе по местному самоуправлению позволяет расширить рамки этих возможностей до межмуниципального сотрудничества. Не секрет, что у муниципалитетов недостаточно средств, чтобы реализовать серьезные проекты в здравоохранении, транспортном обслуживании или, например, подготовке кадров. Самая острая боль - переработка отходов. Поскольку часто летаю самолетом, вижу, как загажены окрестности городов. Безусловно, Каменску или другому городу того же уровня строительство завода по переработке отходов не по финансам. Но вскладчину для нескольких муниципалитетов это вполне реально. На таких условиях и субъект федерации мог бы выступить соинвестором, есть возможность привлечь и средства федеральных целевых программ.
Одним словом, чтобы повышать эффективность управления муниципальной власти, надо уходить от «натурального хозяйства», создавать в регионе коллективную инфраструктуру. В такую финансово-хозяйственную схему логично вписываются и минимальные социальные стандарты.
С коллегами по парламенту и ВСМС мы уже приступили к разработке концепции государственных стандартов. Следующий шаг – сформировать творческий коллектив специалистов, которые детализируют внедрение стандартов, а затем представят их на рассмотрение и утверждение экспертам, государственно-правовому управлению правительства, президенту и Госдуме.
Елена ЖУКОВА.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.