Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
04.12.2009 ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В ЗАМКЕ ТАУЭР
Премьера спектакля «100 дней Анны Болейн» камерного театра «Артель» состоялась 29 ноября.
Спектакль, поставленный по мотивам пьесы Максуэлла Андерсона, весь вне традиционных, набивших неистребимую оскомину, представлений о связи прошлого и современности. Уже входя в зал (маленький такой, даже не верится, что в нем может произойти нечто значительное), ощущаешь эту заданную отстраненность от того, что сейчас здесь будет происходить: меж зрителями и сценой висит мелкое сетчатое полотно, которое не исчезает до самого конца спектакля. Это странное полотно, сотканное из четырех лоскутов, – стена? зеркало? – как бы изначально отсекает все наши попытки провести аналогии меж XVI-м веком и современностью. Нам – не быть там, им – не быть здесь. А на пороге этого бытия-небытия – некий образ в хламиде: сидит, скорчившись, мешая публике занять свои места, и ни на что не реагирует.
В программке спектакля сей образ обозначен как Судьба (Рок). Роль без слов (даже меньше, чем «кушать подано»). Это – наш поводырь из мира «перед зеркалом» в мир «зазеркалья» XVI-го века. Это – главный сюрреалистический символ спектакля. А впрочем – главный ли?
Всего три актера играют этот спектакль. В оригинальной версии Максуэлла Андерсона, кстати, действующих лиц более двадцати. А здесь – только Король, Королева и их Рок, коего, естественно, они не замечают, и который не злой и не добрый, а просто неизбежный – и никуда от него не деться. Король Генрих Восьмой – лидер, сильная личность и одновременно раб своей страсти. Анна – тоже сильная женщина, ставшая королевой вопреки всем существующим законам. Могли ли они быть счастливы? Могут ли вообще быть счастливы две сильные личности в браке?..
В любом случае, спектакль – об отношениях. Между мужчиной и женщиной. О том, что, хотим мы того или нет, они могут быть и такими. Очень сложными – и грубыми, и простыми одновременно.
Об актерах и режиссере.
Точное название спектакля «1000 дней Анны Болейн (версия вторая)». Первая версия была поставлена и с успехом прошла в 2004 году. Вторая – принадлежит «перу» Людмилы Ивановой, хотя, разумеется, как всякий ремейк, основательно подпитана от первоисточника. И сценография претерпела не самые значительные изменения. Видимо, к чести Людмилы Ивановой, она не побоялась привнести в созданный ею театр «Артель», доселе позиционировавший себя как театр сугубо классических форм, некие элементы сюрреализма.
Исполнитель роли короля Генриха Сергей Григорьев настолько органичен в своей роли, что порой кажется, что мы, зрители, все в его власти, и только он один волен нас казнить и миловать – даже сквозь сетчатую стену. Он проживает жизнь своего героя так, словно она топором палача прошла и по его сердцу. Он любит, страдает, ненавидит – и все-таки убивает свою королеву.
Анна Болейн – Елена Сахарова – более сдержанна в своих эмоциях, ее задача – сохранить лицо и честь, несмотря ни на что. Вся ее жизнь – путь от греха на плаху, от пролитой крови к искуплению. Актриса сумела (с помощью режиссера, конечно) подать свой персонаж так, что Анну становится жаль не в момент перед казнью, а в момент грехопадения. «Пускай прольется кровь!», – говорит королева – тем самым обрекает на смерть и самое себя…
Спектакль этот – зрелище не из легких, но его все-таки стоит посмотреть! Очень повезло тем, кто попал на премьеру 29 ноября (она состоялась на площадке театра-студии «Да здравствуют дети!»), – второй показ состоится, скорее всего, только после Нового года.
Антон Енотов
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.