Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
10.04.2008 Колледж – миллионер
Как потратить 42 миллиона, хорошо знают в Каменск-Уральском политехническом колледже: в 2007 году это учебное заведение стало обладателем президентского гранта. Напомним, тогда, год назад, в конкурсе принимали участие 266 учебных заведений среднего профессионального образования со всей России, победителей осталось 76, наш КУПК занял пятнадцатое место. В результате из федерального бюджета на развитие и внедрение инновационной программы был выделен 21 миллион рублей. Точно такую же сумму, как того требует программа софинансирования, спонсировали колледжу предприятия города.
Как удалось реализовать полученные немаленькие суммы, рассказывали руководители колледжа на совместном совещании городского совета по профобразованию и штаба по контролю за реализацией планов-графиков по национальным проектам под руководством заместителя главы администрации города по экономике Галины Богдановой. Сюда были приглашены все ответственные лица, которые отвечают за нацпроекты на территории Каменска, представители промышленных предприятий и учреждений профобразования. Директор колледжа и его коллеги рассказали о том, что удалось сделать, с какими трудностями пришлось столкнуться. Отчет о проделанной работе стал познавательным и поучительным.
Гранты, как известно, просто так не дают. Прежде чем заявить о своих претензиях на миллионы, коллектив колледжа разработал объемную инновационную программу –слушателям представили весьма внушительный том, который дополняют другие документы. В силу специфики учебного заведения, в КУПК пока решили ограничиться новациями только при обучении специалистов металлургического профиля. Выпускник новой формации, по мнению педагогов, должен владеть не только профессионально-техническими знаниями и навыками, но и в полной мере – информационно-коммуникативными. Следовательно, нужно разработать новые программы, а для этого по максимуму – обновить материально-техническую базу, приобрести совершенно новые, современные станки и оборудование и повысить квалификацию педагогов.
- Работа над разработкой программы очень сплотила наш коллектив и выявила множество проблем, - рассказывает заместитель директора колледжа по научно-методической работе Наталья Николаевна Токарева. – Чтобы их решить, как временная структура был создан координационный совет. Далее были созданы совет по качеству, маркетинговая служба и служба по трудоустройству. Также актуально на сегодняшний день формирование положительного имиджа учебного заведения – для этого потребовалось расширить информационную службу. Кроме того, инновационная деятельность повлекла увеличение нагрузки на методистов, поэтому несколько человек в штат приняли дополнительно.
В инновационной программе колледжа прописаны изменения в учебном плане. В частности, на весь период обучения студентов введена дополнительная дисциплина – информационная культура, поскольку именно информационные технологии учащиеся колледжа применяют при изучении специальных дисциплин, в том числе и металлургического профиля: студенты учатся управлять производственными процессами не вручную, как это было раньше, а при помощи специальных компьютерных программ.
Кроме того, сегодня Каменск-Уральский политехнический колледж готовит специалистов по заявкам работодателей, фактически на его базе сформирован отраслевой ресурсный центр для металлургических предприятий Каменска.
Преподаватели колледжа вспоминают, какой огромный вал работы обрушился на их плечи, когда решили бороться за грант, а когда его уже получили – забот стало ещё больше. Фактически за шесть месяцев года нужно было не только найти деньги для софинансирования, но и потратить их, и отчитаться. Директор колледжа Евгений Тетерин говорит, что члены комиссии просто лишились отпуска, да и учебный процесс тоже пострадал. Зато когда начинается перечисление и обзор того, что закупили, привезли, установили, отремонтировали – доказательств не требуется: выложились по полной программе.
Назовем лишь некоторые перемены, произошедшие менее чем за год. В колледже установлен мощный сервер. 200 компьютеров объединены в локальную сеть, почти все – с выходом в Интернет. Сейчас решается вопрос о компьютеризации общежития. Возможно, этим сегодня мало кого удивишь, но вот лингафонный кабинет, где можно изучать иностранный язык фактически в режиме on-line есть далеко не в каждом учебном заведении.
По последнему слову техники оборудованы аудитории, лаборатории и мастерские. Даже поверхностный осмотр дает представление о масштабах преобразований. Новые микроскопы, лабораторные печи, вытяжные шкафы, весы, фрезерные, сверлильные, токарные станки, станки с ЧПУ – самые современные, с лицензионным программным обеспечением, которое, кстати, обошлось КУПК в шесть миллионов рублей. Все это устанавливается в соответствии с требованиями пожарной безопасности, с учетом температурного режима, требованиями гигиены. Например, в лаборатории литейного производства теперь есть печи, которые имитируют процесс литья, что соответствует инновационной программе. В комплект входит также мебель, столы и приспособления для проведения опытов.
20 кабинетов – это половина учебных площадей – отремонтированы полностью: новые окна, современная отделка, новая мебель, мультимедийиные экраны, интерактивные доски. К слову, использование интерактивных методов обучения, позволяет сократить количество аудиторных часов и увеличить время практических занятий.
В актовом зале – новые кресла, акустическая система, полы и стены. Для уборки предусмотрели даже моющий пылесос. Пострадавший два года назад от пожара спортзал также восстановлен и обновлен.
Все эти приобретения – лишь подспорье в реализации инновационной программы, которая предполагает введение дополнительных учебных дисциплин по рекомендациям предприятий. Например, Синарский трубный завод уже прописал свои профессионально-технические компетенции, которые преподаватели должны учесть в учебных планах и рабочих программах. В перспективе – создание интегрированных учебных курсов и непрерывного цикла подготовки специалистов.
Уровень подготовки кадров становится выше, а значит, должны повышать квалификацию и преподаватели вплоть до обучения в аспирантуре с выходом на защиту кандидатских. Для всех мастеров производственного обучения предусмотрена обязательная стажировка на предприятиях.
Евгений Тетерин уверен: за 42 миллиона стоит бороться и рисковать, несмотря на массу сопутствующих трудностей. Первая из которых и, пожалуй, основная – это предельно короткие сроки реализации средств. Не два или три миллиона нужно было потратить, а сорок два – всего лишь за полгода. Закон требует участвовать в тендерах, а это ещё два месяца. Заказы на технологическое оборудование предприятия иногда принимают только за полгода, и оно не всегда соответствует нужным параметрам. К тому же, весь процесс осложняется «бумажными» проблемами: везде нужны подтверждения, справки, отчеты…
Зато уже теперь, несмотря на то, что ремонт в техникуме все ещё продолжается, преподаватели смогли оценить преимущества новой техники: учебный процесс стал доставлять радость и педагогам, и студентам. А ещё Тетерин благодарен руководителям наших промышленных предприятий, откликнувшихся на его призыв о помощи:
- У многих учебных заведений, претендовавших на грант, не нашлось финансовой поддержки. Им отказали «старшие братья» - заводы. Но наши предприятия не такие, они хорошие. Кончено, инициатором был Борис Смоляницкий, который смело сказал: будем бороться за грант. И РУСАЛ выделил 10 миллионов. По-крупному поддержали нас КУЗОЦМ, КУМЗ, «СинТЗ». Откликнулись завод «Исеть», «Энергоавтоматика», «Энергопакет», УЦМР, «Металл-комплект» - кто 30 тысяч дал, кто 300. Добавили два миллиона своих внебюджетных средств. И все финансовые вопросы были закрыты.
Да, трудно найти 42 миллиона, трудно их и потратить, но в таких случаях в хорошем смысле цель оправдывает средства. О заслугах КУПК говорить не приходится: в городе он давно стал кузницей кадров. Деятельность коллектива не раз оценили и в масштабах страны, только в прошлом году за реализацию инновационной программы колледж стал лидером средних профессиональных учебных заведений России.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.