Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости
01.10.2008 Зачем Каменску новый театр?
Участники общественных слушаний в Каменске-Уральском единогласно проголосовали за принятие трехлетнего плана развития города. Согласно ему муниципалитет планирует выделить в общей сложности 10 миллионов рублей на проектные работы по строительству нового здания городского театра. Наш корреспондент узнал мнение художественного руководителя "Драмы номер три" Людмилы Матис по этому поводу.
Корр.: Людмила Степановна, в последнее время в городе стали ходить разговоры о строительстве нового здания театра в Каменске-Уральском. У многих возникает вопрос: у театра есть здание – зачем новое?
Л.М.: Любое здание имеет свое предназначение и требует особой архитектуры. В школе, например, без классов обойтись невозможно, то есть нужно большое количество кабинетов стандартного размера и вместимости. Невозможно представить себе солидный институт без римской аудитории. Это функциональная особенность здания. Больница тоже должна иметь свои архитектурные принципы для того, чтобы качественно выполнять задачи: операции тяжело делать в неприспособленном для этого помещении. То же самое со сферой культуры и искусства. Театр и Дворец культуры (ДК) – это разные вещи, хотя на отдаленный взгляд очень похожие. Причем разница в их функциях глубоко технологична и принципиальна.
Корр.: ???
Л.М.: Попробую объяснить. ДК изначально приспособлен для свободного посещения всеми желающими кружков художественной самодеятельности и других досуговых секций. Потому и строились типовые дворцы в советское время с одним главным входом и свободным доступом практически в любое место здания. Здание же театра имеет строгое разделение на две части, сообщение между которыми практически перекрыто. Простой зритель не может запросто попасть за кулисы. И в этом кроется глубинный смысл, тоже имеющий корни в деятельности театра. В театральном зрительном зале встречаются два мира: мир художников (актеров, режиссеров, сценографов) и мир, будем так говорить, простых людей. Именно через рампу (это линейная конструкция светильников на краю сцены, предназначенная для нижней подсветки артистов – прим. ред.) происходит обмен мыслями, чувствами, и, в конечном счете, энергетикой. До прихода в зрительный зал эти миры не должны пересекаться, и в этом великая мудрость и волшебство театра. Этому должна быть подчинена архитектура такого здания. Человек, входящий со стороны зрительской, не должен видеть изнанку сцены. Не нужно видеть, как говорила Анна Ахматова, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Поэтому в любом театральном здании предусмотрен парадный вход – для зрителей (он, обычно, бывает закрыт, когда нет спектаклей) и служебный, через который входят творцы сценического действа. И тут снова всплывает цитата, возможно неточная, из Андрея Макаревича: «не дай вам Боже никогда взойти на сцену, с той стороны, где светится «Служебный вход». Почему? – это уже тема отдельного разговора. Жизнь с той стороны непростая, и как говорят сами театралы, здесь может работать только тот, кто не может здесь не работать.
Корр.: Но ведь служебный вход можно устроить. Наверняка есть другие выходы из здания.
Л.М.: Можно, но мы никогда не сможем закрыть парадный, а тогда теряется вообще смысл этой перестройки.
Корр.: Почему?
Л.М.: Мы никуда не денемся от досугового центра, который достался театру в наследство от ДК «Строитель» с его коллективами художественной самодеятельности. А я уже объясняла, насколько разнятся эти образования по сути своей деятельности. На самом деле это здание сейчас делят три учреждения. Кроме двух названных – у нас работает библиотека. И ей и досуговому центру необходим свободный доступ посетителей с улицы. В том, что мы в этом мешаем друг другу, ни они, ни мы не виноваты. Мы живем в этом знании по-соседски и входим в положение друг друга.
Корр.: Если бы не было досугового центра и библиотеки – вам было бы лучше?
Л.М.: Не все так просто. Я уже сказала, что есть большая разница в самом архитектурном принципе между ДК и театром. Но есть и тонкости. Театр – это целое производство, нужны гримерки, нужны цеха для производства костюмов, декораций, париков. В репертуарном театре, где в течение месяца идет множество разных спектаклей, необходимо пространство для хранения мягких и жестких декораций, костюмов, деталей оформления, то есть огромное количество производственных и складских помещений. В зале нужен особый звук и особый свет. Сейчас в театре катастрофически не хватает современного сценического света, но… это тоже тема другого разговора. Все должно быть приспособлено для качественного восприятия зрителем театрального действа, а оно по своей природе более чувствительно к атмосфере, чем, например, эстрадный концерт. Для создания соответствующей атмосферы и кассовый зал должен быть приятным, даже не так – БОГАТЫМ он должен быть. То же самое относится и к гардеробу, и к креслам в зале, и к буфету. И богатство тут не столько в объеме вложенных денег, сколько в художественном вкусе.
Корр.: Людмила Степановна, скажите, а зачем столько производств держать в одном здании, ведь сейчас столько разных фирм, которые готовы изготовить любую вещь?
Л.М.: Да, меня часто спрашивают, зачем вам цеха, ведь все это можно заказать на стороне. Но в том-то все и дело, что, например, мебель для домашней кухни можно заказать, а потом просто получить в готовом виде, главное, чтобы она соответствовала заказанным параметрам. Она нужна для технологических целей, то есть для превращения продуктов в блюдо. Мебель же в театре, по большому счету, как собственно и все, находящееся на сцене, должна производить впечатление. А его точность, как многие догадываются, зависит от таких нюансов, которые иногда даже невозможно сформулировать. Именно поэтому производственные цеха должны постоянно контролироваться художником- постановщиком и быть доступными для него иногда круглосуточно. Тут, порой, имеют значение миллиметры и полутона. Хотя, надо сказать, даже и при наличии цехов театру все равно не обойтись без подрядчиков, и мы так тоже работаем.
Эти театры уже есть.
Корр.: Но ведь «Драма номер три» существует в городе больше 80-ти лет. Неужели мысль построить отдельное здание пришла только сейчас?
Л.М.: Ну, во-первых, давайте, разложим все по полочкам. «Драма номер три» вообще существует не больше трех лет. Такое название Каменский театр драмы приобрел в то время, когда туда пришло новое руководство и я в его составе. Новым именем мы дали понять, что в театре начинается новая жизнь. Именно так называлась в 20-х годах прошлого века передвижная театральная труппа, которая в 1943-ем году осела в нашем городе и стала основой для создания в нем профессионального театра. Так что театральная история в нашем городе насчитывает чуть больше 60 лет. Ну а теперь – к главному. Строительство театра в городе – это история с бородой. В руководстве Каменска-Уральского, тогда еще в советском руководстве, уже с 70-х годов жило это стремление. Этим занималась Альбина Наумовна Артес – очень серьезный и неравнодушный сотрудник городской власти. Тогда проводился опрос, по результатам которого было принято решение выбрать место и пригласить архитекторов для разработки проекта. В это вкладывались деньги, потом почему-то все затихло, и проект лег в архив. Было это еще до перестройки. И до последнего времени тема не поднималась. Я понимаю, люди пережили тяжелые времена, связанные с выходом России из экономического кризиса, многие голодали, и было не до того. Но сейчас очень важно не опоздать. Меня вот что удивляет. Ведь сразу после Великой Отечественной войны в городе был построен ДК УАЗа. Вряд ли тогда было легче, чем в постперестроечное время. Примерно тогда же было построено и здание нынешнего Детского культурного центра. Тогда, видимо, понимали, что нужна духовная пища, душа должна питаться – это залог выживания. Тогда открывались эти культурные центры. А что сейчас?
Сейчас мы открываем, чаще всего, магазины. Это все замечательно. Я сама очень люблю ходить по современным супермаркетам. Это удобно, это красиво. Но! Через несколько лет, если мы будем только лить металл и ходить по магазинам – я не знаю, что за люди будут жить в этом городе и будут ли вообще жить. Мировая история знает множество примеров гибели целых цивилизаций, слишком озабоченных техническим прогрессом и прагматизмом. Ведь если не тренировать душу, то со временем в мозгу, разобщенном с сердцем, может возникнуть резонный вопрос, например, – зачем ухаживать за больным родственником, ведь это колоссальная потеря времени? И такие мысли, знаем это по криминальной хронике, многим уже приходят. Прагматичный девиз «Нет человека – нет проблемы», похоже, уже властвует в умах наших современников. И Каменск – не исключение. Нетренированная душа, не пережившая эмоционально ни одной человеческой истории (Я здесь имею ввиду не только театр), не имевшая опыта сострадания, потому что постоянно находилась в состоянии развлечения, такая душа уступит тренированным мыслям. И тут уже недалеко и до самого страшного. Нельзя говорить о культуре и искусстве в последнюю очередь, в нас слишком много темных инстинктов, нельзя давать им волю.
Ну а теперь вернемся к частностям. Театр напоминает человеку о человеческом и очень важно, чтобы об этом говорилось в стенах, которые сами по себе выражают идею человечности. Для этого совершенно не подходят стены безликие и обшарпанные. Ибо впечатление от здания неизбежно дает отсвет на то, что в нем происходит. Наша страна вышла из экономического кризиса. Теперь надо вовремя вспомнить о душе. Так и бессмертный Шукшин говорил «Нам бы про душу не забыть». Это теперь, я считаю, самая актуальная государственная задача.
Корр.: Вот Вы говорите вспомнить о душе. Но спросите простого человека с улицы что бы ему хотелось посмотреть в театре. И Вам большинство ответит – что-нибудь легкое, не обременяющее, страшного и в жизни хватает. Как с этим быть?
Л.М.: Да я прекрасно понимаю тех, кто так говорит. И я иногда хочу прийти в театр и отдохнуть, проблем и мне в жизни хватает. В такие моменты с удовольствием смотрю легкую комедию, да если она еще со вкусом сделана – просто прелесть… НО, нельзя же питаться только одним десертом, ведь авитаминоз может случиться, цинга. Так же и в питании души, ей тоже необходимо разнообразное питание. Ее еще нужно тренировать. Как? Классики уже дали ответ – душу ощущаешь только тогда, когда она болит. Сами знаете, от попсы она даже не заноет. Настоящее искусство, даже если оно говорит о страшных вещах, не может оставить человека в подавленном состоянии, с чувством безысходности. Трагедия – это всегда история преодоления. А пример преодоления, казалось бы, безысходных обстоятельств ох как нужен каждому из нас и именно в нашей обыденной жизни. Человек, вышедший после такого спектакля из театра, скажет своему знакомому: слушай сходи, я конечно весь уревелся (уревелась), но все равно, так здорово, это так все про нас! Да и, к тому же – из личного театрального опыта: если светлый человек ставит спектакль, он все равно будет светлый, о каких бы страшных вещах в нем не рассказывали. Погиб герой? – да, но ведь он столько доброго сделал людям. Любящие сердца не соединились? – да, но ведь это была любовь и именно благодаря трагедии мы поняли, что она настоящая.
Корр.: Ну и напоследок очень простой вопрос – зачем Вам это все надо?
Л.М.: Я думаю о Каменске-Уральском именно потому, что думаю о себе. Это город, который я выбрала для жизни. Это то место, где мне хочется жить. В большинстве городов мира, которые гордятся своей историей, основой ансамбля центральной площади являются три здания: ратуша, собор и театр. По моему убеждению, в этом глубокий смысл. Ведь административное здание есть в любом поселении, даже в деревне из 10 дворов. Деревня, в которой построена церковь – уже является селом, а вот полноценным городом село может стать только тогда, когда в нем появляется театр. Именно в театре горожане осознают себя общностью. Театр всегда был, и до сих пор остается местом общения и отдыха городской элиты. И дело не в том, что богато отделанный ДК тоже подходит для этих целей. Дело, как уже было сказано, в самой конструкции здания. Тем более, и это уже давно не секрет, у театральных зданий особая энергетика. Это оттого, наверное, что в процессе работы над пьесой здесь чаще, чем в других местах, задумываются над исконно человеческими проявлениями: любовью и ненавистью, честью и предательством, жизнью и смертью. По большому счету, об этих вещах нужно постоянно помнить любому человеку, который думает о людях, а чиновнику это, извините, по должности делать положено.
Корр.: Тогда еще один вопрос. Каким Вам видится новый театр?
Л.М.: Прежде всего, мне хочется, чтобы театр в Каменске-Уральском был украшением города. Чтобы, видя его издалека, хотелось бы подойти поближе и как следует рассмотреть. Хочется, чтобы горожане приводили сюда своих гостей, отмечали бы здесь семейные праздники. В Омске, например, есть традиция – перед тем как сесть за новогодний стол, сходить на театральное представление. Каменский театр должен быть абсолютно оригинален по архитектуре. Только в этом случае он станет достопримечательностью, ради которой к нам поедут туристы – Правительство области уже давно ведет работу по повышению туристической привлекательности региона. И в этом смысле мы двигаемся в одном направлении. Здание должно быть уютным для зрителя и удобным для его служителей. В нем не должно быть тысячного зала, который есть в нынешнем здании. В таком пространстве очень сложно говорить о сокровенном. Одним словом – праздник. Он должен начаться с первого взгляда на театр, затем продолжиться в кассовом зале, в гардеробе, ну и, конечно же, в самом сердце - в зрительном зале, где встречаются два мира и вырабатывают тем самым, позитивную душевную энергетику. Часть ее каждый зритель несет в свой дом и, в конечном итоге, она влияет на весь город. И тогда в этом городе с каждым годом захочется жить все большему количеству людей.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.