Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости культуры
23.04.2013 Замечательный пример в истории логистики
27 апреля 310 лет исполняется Железным караванам. В честь этого события в краеведческом музее им. Стяжкина открылась тематическая выставка.
Железные караваны – один из замечательных исторических примеров в мировой истории логистики. 27 апреля 1703 года от пристани на реке Чусовой в путь двинулись 40 судов. Груз был послан значительный: 323 пушки, 12 мортир, 15 гаубиц, 1110 пудов железа. С Каменского завода продукцию отправляли до Уткинской пристани, что на реке Чусовая в 176 верстах от завода, по зимнику на крестьянских подводах.
Там они грузились на суда для сплава – струги, дощаники, коломенки, барки, и, когда река вскрывалась, суда спускались на воду и отправлялись в далекий путь. От Уткинской слободы плыли до Чусовых городков промышленников Строгановых, потом – по Каме через Сарапул и вверх по Волге от Казани до Нижнего Новгорода. От Нижнего Новгорода путь каравана проходил по Оке, а после – по Москве-реке. Если груз везли до Москвы, то дорога занимала около трех месяцев: прибывали в Москву в начале июля. Если же нужно было попасть в Санкт-Петербург или Архангельск, то путь железных караванов затягивался на полтора года. После зимовки в Твери караваны вновь отправлялись в путь и к концу лета прибывали в Северную столицу.
Понятно, что путь Железных караванов легким не назовешь. В гребцы нанимали, а порой и забирали насильно, окрестных крестьян. По дороге от тяжелой работы люди заболевали, порой гибли, особенно часто – в начале пути, где коломенки и барки бились о скалы. По мелководным Оке и Москве груженые суда часто тянули на конной тяге, или в упряжь вставали бурлаки.
Тем не менее, этот нелегкий путь наши современники решились повторить как минимум дважды. Первая из экспедиций состоялась в 2000-м году и была посвящена 300-летию Каменска-Уральского. Её инициатором стал туристический клуб «Тропари» и его руководитель Аркадий Мацкевич. На двух катамаранах четыре сменных экипажа преодолевали водный путь от пристани в поселке Усть-Утка в Пермской области – из той самой Уткинской слободы – до Санкт-Петербурга. Участники экспедиции везли с собой ядро для каменской пушки, которая хранится в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Несмотря на все трудности пути, ядро было доставлено в целости и сохранности. Путешествие заняло более трех месяцев.
Второй раз прошла по этому маршруту команда каменских предпринимателей в 2006 году. Путь «Железных караванов» они прошли на катерах примерно за месяц. Но даже использование современных технических средств не сделало этот путь легким путешествием. Проходя маршрут, каменцы доставили в библиотеки городов по пути следования книгу Владимира Шевалева «Каменские пушки в судьбе Отечества».
О современных путешественниках на открытии выставки в краеведческом музее рассказывали Аркадий Мацкевич и Павел Лейч, который являлся координатором этих двух экспедиций. На выставке представлены фото участников, их судов, а также парус с подписями всех участников современных «Железных Караванов».
Информационно-методический отдел СКЦ.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.