Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости культуры
12.10.2009 «Ты избран музам славным послужить…»
Три музыкальных, две художественных и две школы искусств — именно столько учреждений дополнительного образования детей работает сегодня в Каменске-Уральском. Преподают в них более 250 педагогов. В начавшемся учебном году приступили к занятиям более 2500 детей. Родители вносят плату за обучение, однако две трети затрат берет на себя муниципалитет.
Как известно, большинство талантливых каменских детей, которые становятся стипендиатами главы города, дипломантами и лауреатами региональных и международных конкурсов и прославили город, взрастили именно здесь: в стенах музыкальных и художественных школ подрастающее поколение получает академическое образование.
В начале октября начальник городского управления культуры Юрий Гаргуль предложил заместителю главы администрации города по социальной политике Денису Миронову познакомиться с этими учебными заведениями на месте. Показать, как обстоят дела, какие проблемы приходится решать педагогам, каких успехов они смогли достичь, как на деле прививают самым обычным детям любовь к музыке, танцам, изобразительному искусству…
«Знатоками музыки не рождаются, а становятся» (Д.Шостакович)
Первая музыкальная школа появилась в Каменске ещё в 1944 году. Сначала учебные классы размещались в бараке, в здание на улице Строителей переехали в 1956-м. В 60-е годы открылись еще музыкальные школы — на Октябрьском и Ленинском поселках. Второй «корпус» ДМШ №1 сейчас находится на Челябинской.
Образовательные услуги музыкальных школ были и остаются востребованными, но время вносит свои коррективы. И теперь наряду с традиционным курсом обучения, во всех музыкальных школах города отрыты отделения раннего эстетического развития для дошкольников. Родители приводят сюда малышей в четыре-пять лет, потом больше половины из них остаются учиться по основной программе. С каждым годом желающих становится всё больше, и никакая реклама нашим «музыкалкам» не нужна.
По словам директора ДМШ № 1 Александра Петрова, педагоги все-таки считают главным дать детям базовые знания и профессиональные навыки — для того, чтобы они смогли продолжить образование, поступить в колледж, музыкальное училище или вуз. Правда, по этому пути идут немногие — примерно 3% выпускников, зато о каждом таком своем ученике педагоги вспоминают с особой теплотой.
Очень важно, считают педагоги, правильно мотивировать детей. Ведь музыкальное образование — все-таки дополнительное, значит, необязательное. Поэтому нужно создать для каждого ситуацию успеха. Хорошо, если действительно незаурядные способности, а если их нет? В ДМШ № 1 нашли выход: учредили сразу два конкурса инструментальной музыки, где дипломы III степени получают все участники. Есть и более высокие степени, но факт остается фактом: у каждого в результате есть награда, что не может не радовать преподавателей, родителей, самих юных музыкантов, которые при этом пополняют свой портфолио. Такая система, по общему мнению, оправдывает себя абсолютно. Поэтому преподаватели продолжают придумывать и другие конкурсы.
Главные герои учебного процесса в музыкальной школе — фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, гитара, домра… Но рядом с пианино теперь часто стоит синтезатор, а в концертном зале с роялем соседствует клавинола. Уроки музлитературы и сольфеджио уже невозможно представить без хорошей акустической аппаратуры и мультимедиа.
— Наши педагоги прививают детям музыкальный вкус, учат их ценить настоящую музыку, — говорит Юрий Гаргуль. — И, согласитесь, хорошо, когда в кругу семьи или в школе ваш сын или дочь могут аккомпанировать, например, на гитаре, исполнить этюд или спеть песню.
«Там, где искусство будоражит мысль, бесценен след, оставленный руками…» (неизвестный автор)
Если в музыкальных школах прививают интерес и любовь к музыке, то в художественных — приобщают подрастающее поколение к живописи и другим видам изобразительного искусства.
В Каменске — две «художки». Сейчас в них занимается около 700 юных каменцев. И здесь — особая атмосфера. В классах — мольберты, в просторных коридорах и холлах — картины современных художников, лучшие работы учеников, бюсты, барельефы…
Методфонд детской художественной школы №1 — настоящий музей. Здесь собрана солидная коллекция различных предметов, которые преподаватели используют на уроках: старинные самовары, керамические горшки, кувшины и кухонная утварь из прошлого, выстроилось в ряд целое собрание причудливых бутылок и бутылей… Рядом — гнутые и мятые духовые инструменты: каждый — художественный образ, говорят преподаватели. Всё это и многое другое юные художники рисуют с натуры на занятиях.
Помещение первой художественной строилось и проектировалось по целевому назначению. Поэтому кабинеты здесь просторные и светлые, но выставочного зала нет, а это, по мнению педагогов, серьезный недостаток. Зато есть другие интересные, особенно с точки зрения стороннего наблюдателя, помещения: кабинет керамики, столярная мастерская, кабинеты преподавателей, где они оттачивают свои умения. Просто необходим школе действующий самодельный офортный станок, востребована и печь для обжига керамики…
А в ДХШ № 2 другие достопримечательности: выставочный зал, знаменитая стена Леонардо, древнегреческая роспись на стенах и действующий камин. Все это, говорит директор Галина Сысолятина, без сомнения, развивает художественный вкус детей, а значит, идет на пользу учебному процессу. Привлекает подростков и нравится родителям учебная программа «Аваллон».
Каждый преподаватель художественной школы — сам художник и мастер, поэтому их имена хорошо знакомы каменцам. Но еще с большим удовольствием преподаватели рассказывают о своих учениках, достигших успехов. Из разных городов страны и даже из-за рубежа они поддерживают свою альма-матер: их работы служат наглядными пособиями и образцом для подражания, а новые методические разработки, которые они присылают, помогают повысить качество обучения.
Как и в музыкальных школах, в художественных детей «отбирают» по способностям (во второй художественной помогает в этой работе штатный психолог). Однако и здесь есть теперь группы развития для дошкольников.
«Ни одно искусство не замыкается в самом себе» (Цицерон)
Пожалуй, самыми демократичными учреждениями дополнительного образования в Каменске-Уральском считаются детские школы искусств.
В ДШИ №1 180 учеников занимаются на музыкальном и эстетическом отделениях, ещё 95 — на отделении хореографии. В ДШИ № 2 учеников в общей сложности более 800 — это танцоры, музыканты, лингвисты, художники… В обеих пользуется популярностью отделение раннего развития, куда приходят заниматься дошкольники. Приоритет у тех, кто не попал пока в детский сад.
Самым востребованным направлением в школах искусств сейчас является хореография. Директор ДШИ №1 Ангелина Романова комментирует:
— В отличие от коллективов художественной самодеятельности в нашей школе обучение танцам ведется по государственным программам - это академическое образование, и потому требования к воспитанникам более жесткие. Выпускникам мы выдаем документ об окончании учебного заведении, с которым они смогут продолжить профессиональное образование.
— Но мы мечтаем о том, чтобы открыть в Каменске настоящую школу хореографии,- поясняет начальник городского управления культуры Юрий Гаргуль. — Думаем, что она должна быть построена на Южном. Рассматриваем типовые проекты уже существующих школ. К сожалению, чтобы реализовать этот проект, нужны немалые средства, которых пока в бюджете нет.
Зато есть хороший кадровый потенциал. Танцевальные классы первой школы искусств размещаются сейчас в ДК «Юность». Занимаются с детьми четыре профессиональных хореографа и концертмейстеры. Результаты радуют всех: в архиве творческого коллектива —множество дипломов и других наград. Профессиональный хореограф есть теперь и в штате ДШИ № 2.
— Образование в школе искусств подразумевает всестороннее эстетическое развитие детей. Поэтому ученики очень часто выбирают не одно, а два отделения, а то и три, — рассказывает директор второй школы искусств Татьяна Субботина. — Особое внимание уделяем детям-инвалидам из центра «Росток». Хороший стимул для каждого нашего ученика — участие в конкурсе «Жемчужина» и концертах, где каждый может и других посмотреть, и себя показать. Есть среди наших учеников и дипломанты, и лауреаты различных конкурсов.
Поздравляя педагогические коллективы учреждений дополнительного образования с профессиональным праздником, зам. главы по социальной политике Денис Миронов, в частности, сказал:
— Приобщение детей к творчеству, мировой культуре, культуре России рождает у каждого из них желание понять собственные силы и возможности. Так у ребенка появляется желание творить, узнавать новое, ценить прекрасное, доброе, вечное. Так растет элита Каменска — умные, интеллигентные, интеллектуально развитые, воспитанные, добрые люди — наше будущее. Спасибо вам за всё, что вы делаете.
Надежда Кузнецова
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.