Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости администрации
09.11.2009 Бюджет города остается социально значимым
В «Каменском рабочем» недавно опубликован проект городского бюджета-2010. Вдумчивому читателю этот проект дает массу поводов для серьезных размышлений. О бюджете выживания - интервью с начальником городского финансового управления Светланой Жуковой.
— Прежде чем говорить о проекте-2010, хотелось бы понять, куда движется городская экономика и какими доходами располагает местный бюджет сегодня?
— Из кризисной ситуации город не выбрался. Это видно по объемам налоговых поступлений. Они будут процентов на пять ниже прошлогоднего уровня. Местный бюджет очень сильно зависит от ситуации на рынке труда. Есть у людей работа и зарплата, значит, есть чем пополнять городскую казну. По нашим оценкам, поступления налога на доходы физических лиц, а это самый крупный источник доходов нашего бюджета, будут на 20% меньше, чем в прошлом году.
Такая же картина с платежами за негативное воздействие на окружающую среду. Они зависят от объемов производства на промышленных предприятиях. Объемы в сравнении с прошлым годом уменьшились на треть, соответственно сократились и экологические платежи.
Часть выпадающих доходов городу удалось компенсировать за счет увеличения ставки земельного налога. Изменение кадастровой оценки земли дало бюджету дополнительно 40 миллионов рублей.
Существенные потери — 153 миллиона рублей — мы имеем из-за снижения объема финансирования по такой статье, как сбалансированность местного бюджета. Это областные деньги, которые муниципалитету перечислены не были.
Финансовый год мы заканчиваем, имея бюджетный дефицит в 250 миллионов рублей (11%). Экономическая ситуация, прежде всего в металлургическом комплексе города, не позволяет этот разрыв между доходами и расходами свести к минимуму.
— Верстая проект нового бюджета, руководители органов местного самоуправления, ясное дело, никаких иллюзий по поводу быстрого оживления экономики города и притока денег не питали.
— Иллюзий никаких нет, основные источники пополнения городского бюджета остались те же самые. Будем ориентироваться на фактические поступления доходов, в том числе за счет продажи муниципального имущества, увеличение ставки земельного налога.
— В чем все-таки особенности формирования бюджета-2010?
— Проект бюджета формировался на основе метода сметного планирования. Прежде в своих расчетах мы опирались на нормативы бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя — для образования они свои, для здравоохранения, культуры, физкультуры, городского хозяйства — другие. В кризисной ситуации нормативы неуместны.
Учитывая ситуацию в экономике города, продолжающийся рост безработицы, мы делаем серьезную ставку и на неналоговые источники доходов — от продажи муниципального имущества, аренды земли и помещений, оказания платных услуг.
— Принципиальные отличия есть?
— Мы перестали быть территорией-донором. Впервые Каменск переходит в разряд дотационных территорий.
— Вы хотите сказать, что сегодня областное правительство перечисляет денег гораздо больше, чем город собирает сам — в виде налогов, штрафов, арендной платы и т.д.
— Это так и есть. Если в прошлом году доля собственных доходов у нас была 52%, сейчас только 47%. Поэтому с 2010 года Каменск будет получать из областной казны деньги не только на выравнивание бюджетной обеспеченности, но и так называемую дотацию. Сумма этой дотации незначительная — 6 млн. рублей в год. Могу сказать одно — бюджет 2010 года будет очень напряженным.
— Насколько тщательно, на Ваш взгляд, руководители городских управлений — образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта — тщательно подошли к планированию расходов на следующий год?
— Я считаю, тщательно. Надо понимать, что в 2010 год органы местного самоуправления вступают с кредиторской задолженностью. Это долги за жилищно-коммунальные услуги, что отягощает их и без того скромные финансовые возможности. Притом, что в будущем году тарифы на тепло, горячую воду, электричество увеличатся.
— Их не перекрыть такими доходами, как аренда помещений?
— Все дополнительные доходы, которые учреждения социальной сферы получают от аренды помещений, от оказания различных видов платных услуг, в проекте бюджета уже учтены. Так что свободных средств, которые можно было бы использовать помимо бюджетных денег, у ОМСов нет.
Я бы хотела отметить, что суммы расходов на нужды муниципальных образовательных, медицинских и культурных учреждений, городского спорта запланированы на уровне 2009 года.
— На фоне инфляции и роста тарифов финансовые возможности бюджетных учреждений, естественно, сузятся.
— Не исключаю такого развития событий. ОМСам, как и всем остальным, придется экономить, заниматься реструктуризацией, оптимизацией расходов. Несмотря на все сложности, бюджет 2010 года останется социально значимым. На нужды образования, здравоохранения, культуры и спорта Каменска-Уральского планируется израсходовать 63% всех средств, которые поступят в муниципальный бюджет.
— В проекте предусмотрены деньги на капитальный ремонт школьных зданий?
— Да, планируем на эти цели порядка 40 млн. рублей.
— Откуда деньги? Сократите другие статьи расходов?
— Доходный источник определен — земельный налог с территории под жилыми домами. Такой вариант сегодня прорабатывается. Посмотрим, что скажут депутаты.
— Что с финансированием городских долгосрочных целевых программ?
— Из-за отсутствия средств их реализация в нынешнем году была приостановлена. На 2010 год подход будет такой же. За исключением муниципальной программы по переселению граждан из ветхого жилья.
— С первого января будущего года в Свердловской области начнется монетизация льгот на жилищно-коммунальные услуги. В проекте городского бюджета эти расходы учтены?
— Конечно. У нас в 2010 году добавится ряд новых полномочий: финансирование денежных компенсаций федеральным и областным льготникам. По году сумма расходов составит 335 млн. рублей. Средства на эти цели городу будут перечисляться из бюджета Свердловской области. Кроме того, в расходы включены и затраты на переселение граждан из ветхого жилья: 27 млн. рублей — это средства федерального фонда содействия реформированию ЖКХ , 11 миллионов — областные деньги и столько же муниципальные.
— Вы ни слова не сказали о расходах, связанных городским хозяйством. В 2009 году они «похудели» сильнее всех остальных.
— Содержание дорог и улиц к первоочередным расходам муниципалитета не относится. В 2010 году суммы вновь будут снижены — с 42 до 34 млн. рублей. В то же время на 11% увеличится объем бюджетного финансирования по такой статье, как благоустройство территории. Больше денег запланировано на наружное освещение улиц. Почему больше? С нового года увеличивается тариф на электроэнергию.
— Несколько статей расходов остались на уровне 2009 года и даже были увеличены.
— Вы правы. Это касается организации библиотечного обслуживания, предоставления дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения.
— Итак, если суммировать все доходы и все расходы муниципального бюджета, каков будет порядок цифр?
— По доходам мы планируем сумму в 2,234 млрд. рублей, по расходам – 2,336 млрд. Дефицит — 101 миллион рублей.
Эти цифры нельзя назвать окончательными. 30 ноября проект бюджета обсудят на публичных слушаниях, возможно, будут внесены дополнения или изменения. В декабре его должны рассмотреть и принять депутаты городской думы.
Елена Шеремет
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.