Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Новости администрации
13.10.2009 Михаил Астахов: «Жизнеобеспечение города не должно зависеть от доброй воли собственников энергоресурсов»
События вокруг отопительного сезона в Каменске-Уральском стали для главы города Михаила Астахова поворотными. На весах лежали просроченные долги коммунальщиков и социальные обязательства власти перед 100 тысячами горожан. Мэра прессовали со всех сторон: генераторы, областные чиновники, прокуратура и милиция. Михаил Астахов решил отстаивать интересы населения в строгом соответствии с законом, чего бы ему это не стоило. Подробности — в интервью с главой города М.С. Астаховым.
— Михаил Семенович, в большинство жилых домов, детсадов, школ и больниц Красногорского района тепло уже подано. Скажите, можно было решить этот «горячий» вопрос без противостояния с энергетиками?
— А мы и решали его путем переговоров и исключительно в правовом поле.
Другое дело, что у этой проблемы очень глубокие корни, связанные с многолетними долгами за тепло и горячую воду. Экономический кризис и смена собственника в Каменской коммунальной компании проблему только обострили.
— Что Вы имеете в виду?
— До создания в августе прошлого года частной управляющей компании «ДЕЗ» жилищным фондом города управляло муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика». Долг этого учреждения перед Каменской коммунальной компанией превысил 380 млн. рублей. ККК на протяжении четырех лет пыталась взыскать многомиллионную задолженность в судебном порядке. Об этом свидетельствуют исполнительные листы МУ «ДЕЗ» на общую сумму в 380 млн. рублей, полученные компанией по решению суда. До кризиса часть долгов муниципального учреждения удавалось гасить — за счет кредитных ресурсов и субсидий областного бюджета, сейчас такой возможности просто нет.
— Энергетики открыли задвижки, но какой ценой? Каменская коммунальная должна передать ТГК-9 исполнительные листы муниципального учреждения «ДЕЗ» на 132 млн. рублей. Еще 170 миллионов ККК предстоит заплатить по мировому соглашению, подписанному с генераторами.
— Мы могли потерять гораздо больше. Городскую власть принуждали дать согласие на введение в Каменской коммунальной компании и управляющей компании «Дирекция единого заказчика» оперативного управления ТГК-9.
Для всей системы жизнеобеспечения Каменска-Уральского эти действия могли иметь необратимые последствия.
— На пресс-конференции Вы заявили журналистам, что не исключаете повторной попытки передела собственности на рынке коммунальных услуг Каменска-Уральского.
— Пока проблема долгов не урегулирована, вероятность принудить власть к незаконным действиям велика. Сегодня мы разрабатываем пакет мер, которые, я надеюсь, позволят избежать новой попытки установления полного контроля над жилищно-коммунальным комплексом Каменска-Уральского. Одной из таких мер является проведение конкурса на транспортировку тепловой энергии. Чтобы у победителя был стимул поддерживать городские тепловые сети в работоспособном состоянии, участникам конкурса будет предложено взять их в концессию, а не в аренду. Кто выиграет конкурс, тот и будет оказывать эту услугу потребителям.
— Как скоро состоится первый конкурс?
— В ноябре этого года. У Каменской коммунальной компании заканчивается срок аренды муниципальных сетей, по которым транспортируется тепло от двух котельных СТК — на улице Парковой и в поселке Ленинский. Конкурсная документация уже подготовлена. Концессия предполагает инвестиции в инженерные сети, которые эксплуатирует частная компания.
— 8 октября на съезде промышленников и предпринимателей Свердловской области, который состоялся в Первоуральске, Вы заявили о том, что энергобезопасность городов или районов не должна зависеть от доброй воли собственников котельных и ТЭЦ.
— Пример запуска тепла в нашем городе продемонстрировал эту зависимость ярче некуда. Государству пора понять, что систему жизнеобеспечения территорий нельзя отдавать на откуп частникам. 131-м федеральным законом вся полнота ответственности (по обеспечению населения услугами электро-, тепло-, водо-, газоснабжения) возложена на органы местного самоуправления. Гораздо больший эффект, на мой взгляд, может принести развитие института муниципально-частного партнерства, где обе стороны заинтересованы в качественном оказании коммунальных услуг населению.
— Согласитесь, такую проблему, как задолженность населения, бюджетных учреждений, мелких собственников перед генераторами эти мероприятия не решат.
— Действительно, из-за сокращения бюджетного финансирования воду городские учреждения не в полном объеме рассчитываются за тепло и горячую воду. Сегодня их задолженность перед ККК составляет более 23 млн. рублей.
Согласно опросу ВЦИОМ, 15% россиян платят за коммунальные услуги несвоевременно. Думаю, в Каменске этот показатель примерно такой же. Причем, большинство должников отнюдь не бедные люди.
События, которые рано или поздно могли закончиться для Каменска банкротством предприятий ЖКХ, — это серьезный урок для всех. Если мы не хотим повторения октябрьских событий, значит, должны оплачивать все жилищно-коммунальные услуги своевременно. Это касается и населения, и бюджетников, и частных предприятий.
Муниципалитет, чтобы защитить потребителей тепловой энергии и горячей воды от переплаты, конечно, принял упредительные меры — я имею в виду решение об установке узлов учета на 330 домах, которые были приобретены в рамках 185 федерального закона. Думаю, работу по приборному учету теплоресурсов мы продолжим и в будущем году.
— Безусловно, это решение администрации нужное и своевременное. Однако оно не снимает вопроса прозрачности платежей за жилищно-коммунальные услуги.
— Прозрачность расчетов обеспечит внедрение федеральной системы «Город». Эту систему СКБ-банк презентовал управляющим компаниям 22 сентября. В ближайшие недели она начнет действовать. Жители, придя в свой ЖЭУ или управляющую компанию, смогут оплатить здесь не только коммуналку, но и штрафы ГИБДД, сотовую связь, детский сад и т.д.
— По населению и управляющим компаниям все понятно. Но где гарантия, что Каменская коммунальная перечислит все поступившие на ее счет деньги генераторам?
— С того момента, как в ККК сменился собственник, поводов сомневаться в финансовой дисциплинированности транспортирующей организации не возникало. Деньги потребителей сегодня разделены по генерирующим компаниям, четко видно кто, кому и сколько заплатил за предоставленную услугу. Другое дело, что ежемесячного перечисления управляющей компанией «ДЕЗ» 60-ти млн. рублей за услуги Каменской коммунальной все равно недостаточно. Этих средств не хватает для того, чтобы оплатить счета энергетиков в полном объеме. К тому же ДЕЗ хоть и крупный, но не единственный клиент ККК. Предложение одно — контролировать поступление средств еще жестче и не накапливать долги.
— Кстати, а как Вы расцениваете озвученную всеми СМИ информацию правоохранителей о том, что Каменская коммунальная компания растратила 250 миллионов рублей.
— Официальные результаты прокурорской проверки еще не представлены. Да, уголовное дело возбуждено, но следователи УВД свою работу не закончили и дело не передано в суд. Тем не менее, все сестры по серьгам уже получили. А как быть с презумпцией невиновности?
Как показывает практика последних лет, такие дела становятся очень распространенными. Одни рассыпаются сразу, другие доходят до суда. В любом случае обвинять нынешних руководителей ККК в растрате столь крупной суммы денег, я думаю, некорректно.
Возвращаясь к тому, с чего мы начали интервью, подчеркну еще раз — все действия в отношении коммунальных предприятий Каменска-Уральского и муниципальной власти, предпринятые на фоне крупного (419 млн. рублей) долга перед генераторами, были нацелены на то, чтобы изменить статус-кво на коммунальном рынке нашего города. Наша задача — не допустить их повторения в дальнейшем.
Елена Шеремет
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.