Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
События в стране и регионе
01.02.2013 Вчера Владимир Путин провел расширенное заседание правительства
Основные направления деятельности правительства (ОНДП) стали традиционной формой так называемой "дорожной карты", которой кабинет министров руководствуется в своей деятельности. Подобный документ был у правительства Михаила Фрадкова, был он у правительства Владимира Путина. Теперь ОНДП появился и у кабинета министров Дмитрия Медведева. С той лишь разницей, что ранее ОНДП не презентовался на таком высоком уровне.
"Сегодняшний документ считаю важным. Только мобилизуя все ресурсы, мы можем эффективно работать", - заявил председательствовавший президент Путин. Собранные в ОНДП планы с конкретными показателями, которые должны быть достигнуты к 2018 году, в принципе были хорошо известны. Глава государства закрепил их еще в первых своих майских указах после вступления в должность.
Ситуацию осложняет положение в мировой экономике, которое отражается и на нашей стране.
"Реализовывать наши планы придется в непростых условиях. Очевидно, что возврат к докризисной модели развития, докризисной модели роста невозможен", - заявил Владимир Путин. И даже несмотря на негативные тенденции, в том числе снижения экономического роста, в Кремле и Белом доме не видят смысла ждать, когда настанут лучшие времена.
- Конечно, плыть по течению, пассивно ждать, как будет складываться ситуация в мировой экономике, мы не должны. Нужно действовать активно и искать новые подходы, - указал глава государства. - Если мы хотим быть конкурентоспособными и успешно решать социальные проблемы и задачи, экономика России должна развиваться более быстрыми темпами, чем мировая экономика.
Путин сразу обозначил ряд задач, которые необходимо выполнить, чтобы дать стимул экономике. Это повышение производительности труда в 1,5-2 раза, создание и обновление 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест. Для экономического роста необходимы соответствующие средства, а значит, нужно продолжать работу над деловым климатом, чтобы в страну приходили инвестиции.
- Цель, ради которой мы работаем, она одна - повышение качества жизни граждан, создание условий для того, чтобы каждый человек в России мог реализовать себя, - обозначил общий вектор движения глава правительства, который и был основным докладчиком на мероприятии.
Чтобы это все стало возможным на практике, в условиях, когда "основные риски для развития страны все же не внешние, а внутренние" нужны большие темпы роста экономики. А это, по расчетам премьер-министра Медведева, не менее 5 процентов в год. Только при таких показателях экономического развития государство сможет ответить на запрос общества на новое качество жизни. "Факторы, которые обеспечивали рост экономики в прошлом десятилетии, уже не работают во многом. Потенциал развития в рамках традиционной экспортно-ориентированной модели также практически исчерпан", - подчеркнул премьер. Тем более что страна подошла к тому рубежу, когда сформировался средний класс с новыми требованиями к качеству жизни.
- Да, это очень амбициозная, крайне сложная задача, но она не невыполнима, - уверен председатель правительства. - Как достичь такого роста? Нам нужна, если использовать прежнее определение, пятилетка эффективного развития.
Эти пять лет кабинет министров будет руководствоваться принятыми вчера Основными направлениями деятельности правительства. После месяцев работы над документом все приоритеты сгруппировали по 10 ключевым направлениям.
Первое - деловой климат. Ранее была поставлена задача, чтобы к 2018 году Россия вошла в двадцатку наиболее благоприятных для предпринимательской деятельности стран. Другая сторона медали - это столь необходимые инвестиции. "К 2015 году нам нужны масштабные и стабильные инвестиции на уровне до 25 процентов валового внутреннего продукта", - напомнил премьер.
Второе направление касается дальнейшей международной интеграции России. Существует мнение, что открытость экономики страны порождает негативные последствия. Дмитрий Медведев так не думает: "Конкуренция - это всегда стимул для развития. И экономики, как известно, как парашюты: они хорошо работают, только если они открыты".
Третьим приоритетом действующий глава правительства начал заниматься еще во времена своего президентства, когда заявил о начале модернизации экономики. Глобальное технологическое обновление идет во всем мире, и Россия, считает Медведев, должна быть полноправным участником этого процесса. К 2016 году предстоит довести уровень внутренних затрат на исследования и разработки практически до 2 процентов валового внутреннего продукта.
В рамках четвертого направления внимание будет уделено развитию традиционных отраслей промышленности. В первые полгода работы правительство занималось тем, что планировало как комплексные, так и отдельные госпрограммы по отраслям экономики.
Пятый приоритет - сельское хозяйство. Еще в Давосе Дмитрий Медведев заявил о планах снова вернуть России статус ведущей аграрной державы и кормить весь мир. "В период до 2018 года среднегодовые темпы роста продукции сельского хозяйства должны составить не менее 2,5 процента, производства пищевых продуктов - от 3,5 до 5 процентов", - озвучил премьер плановые показатели.
Шестым направлением премьер назвал развитие инфраструктуры. Сегодня, отмечают в Белом доме, инфраструктурные ограничения являются сдерживающим экономику фактором. По словам главы минэкономразвития, развитие инфраструктуры может как раз дать те 2 процента ВВП, которых не хватает для достижения заданного показателя.
Существенное внимание правительство сконцентрирует на жилищной проблеме. Это седьмой пункт ОНДП. "Чтобы жилье стало доступным, нужно строить намного больше, чем мы строим сейчас, - около 100 миллионов квадратных метров ежегодно, - озвучил глава правительства потребности. - При этом цена квадратного метра должна быть снижена".
Восьмое приоритетное направление правительство объединено в одну большую социальную задачу по развитию демографии, семейной политики, образования, здравоохранения, культуры, охране здоровья. За последние годы в эти сферы направлены значительные средства, но этого мало, уверен глава правительства. "Нужны структурная и технологическая модернизация, новые стандарты услуг", - заявил Медведев.
Правительство в первую очередь хочет закрепить положительный демографический тренд и к 2025 году увидеть в России 145 миллионов проживающих граждан. При этом жить россияне должны в среднем до 74 лет.
Одним из факторов при этом является рождаемость, а следовательно, крепкая семья. "Благополучие современной семьи, желание и возможность иметь детей зависят от наличия работы и доходов родителей, от их жилищных условий, от доступности образования и медицинской помощи", - обговорил премьер все тонкости. Правительство продолжит выплачивать материнский капитал, будет помогать многодетным в решении жилищных проблем. А к 2016 году исчезнут очереди в детские сады.
Более действенной премьер хочет видеть систему профилактики семейного неблагополучия, чтобы не распадались семьи, а дети не оказывались без родителей. Но о тех, кто стал сиротами, государство тоже позаботится.
- Будут предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки граждан, которые решили усыновить ребенка или стать его опекуном, и упрощена сама процедура усыновления или передачи под опеку, а к 2018 году должно вдвое уменьшиться число детей в детских домах и домах ребенка, - заявил глава правительства.
В числе социально значимых задач правительства числится пенсионная реформа. "Рост пенсий в реальном выражении к 2018 году составит от 20 до 28 процентов по сравнению с 2012 годом, - сказал Дмитрий Медведев. - Средний размер трудовой пенсии по старости будет составлять не менее двух прожиточных минимумов пенсионера, и, конечно, он будет зависеть от трудового стажа".
Девятое направление в деятельности правительства - региональная политика. Здесь стоит задача сбалансированного развития территорий и раскрытие потенциала каждого региона. Для этого планируется совершенствовать межбюджетные отношения и создавать условия для опережающего роста собственных доходов регионов.
Наконец, десятым приоритетом Белого дома является совершенствование системы государственного управления. "Без этого вообще невозможно решить поставленные задачи", - убежден Медведев. К 2015 году до 90 процентов граждан страны будут иметь доступ к получению госуслуг по принципу одного окна, а к 2018 году правительство хочет, чтобы не менее 70 процентов госуслуг предоставлялись в электронном виде.
- Иногда есть смысл повторять и прописные вещи. Государство существует для людей, и в сфере оказания услуг современное государство должно вести себя по отношению к человеку открыто, дружелюбно, а работать оперативно и эффективно, - указал премьер-министр.
После доклада Дмитрия Медведева выступили присутствовавшие на заседании губернаторы, а также ряд министров, которые высказывали свое мнение по близким им направлениям. Кто рапортовал о готовности исполнять план, кто ненавязчиво просил денег на его реализацию, кто погружался в детали отдельных сторон программы.
Владимир Путин, внимательно послушав планы кабинета министров, претензий не высказал. Еще накануне он встречался с Медведевым и обсуждал ОНДП. Описанных в нем задач он все равно считает недостаточным для реализации всех намеченных планов. "Для того чтобы решить все проблемы, перед которыми стоит страна, выполнить все обещания, нам нужно сделать больше, чем изложено в ОНДП правительства", - заметил глава государства. Нужно развивать демократические институты, нормативно-правовую базу всех сфер жизни, бороться с коррупцией. В ОНДП правительства эти задачи не описаны, но с повестки дня их тоже никто не снимал.
Владимир Кузьмин
Комментарий
После расширенного заседания под председательством Владимира Путина первый вице-премьер Игорь Шувалов вместе со своими коллегами - вице-премьерами Аркадием Дворковичем, Ольгой Голодец и Дмитрием Рогозиным - рассказали журналистам о конкретике своей работы на ближайшее время.
"Не надо разочаровываться в отношении основных направлений деятельности российского правительства!" - призывал Шувалов. Тем, кто уже успел испытать горечь разочарования, он предложил почитать государственные программы, где подробно расписано, как будут достигаться поставленные перед кабмином задачи. А членам правительства, по его образному выражению, теперь следует собраться в дисциплинированное ядро, чтобы выполнить все написанное.
Одна из важнейших задач на этот год - создание на базе Банка России мегарегулятора финансового рынка, что было поддержано вчера Владимиром Путиным. Планируется, что с 1 января 2015 года будет действовать структура, которая обеспечит сквозной контроль за всем банковским и финансовым сектором в России. Ей же будет передан надзор за негосударственными пенсионными фондами. Шувалов рассказал, что с конца 2013 года до 2015 года Федеральная служба по финансовым рынкам будет функционировать внутри ЦБ в качестве самостоятельной службы. Этот этап начнется уже осенью, после того как будут приняты все соответствующие законы. "Мы рассчитываем, что мегарегулятор заработает уже в текущем году, и люди из ФСФР перейдут на работу в ЦБ", - подтвердил первый вице-премьер.
Решение о передаче функций финансового мегарегулятора ЦБ не в последнюю очередь связано с высокой оценкой работы Сергея Игнатьева в качестве главы этой структуры. Это подтвердил и Шувалов, сказав, что Игнатьев достойно работал все эти годы и является одним из лучших в мире руководителей национальных банков. "Нашему банковскому сектору за эти годы удалось очень многого добиться", - убежден первый вице-премьер. Тем не менее в июне 2013 года третий срок Сергея Игнатьева на посту главы ЦБ истекает, а согласно закону, одно и то же лицо не может занимать этот пост более трех сроков подряд. Шувалов исключил тот факт, что в правительстве или Кремле обсуждается вопрос об изменении законодательства для продления сроков полномочий главы ЦБ, и назвал его "чистой воды спекуляцией". "Наверное, можно принять любой закон, если законодатель посчитает это необходимым. Но мы это серьезно не обсуждали, и от Игнатьева я никогда не слышал пожелания менять федеральный закон под эту специальную операцию", - сказал Шувалов. К тому же президенту и премьеру уже представлен шорт-лист кандидатов на пост главы ЦБ. Первый вице-премьер заверил, что они активно обсуждают его, однако не стал называть фамилии кандидатов. Самому Шувалову возглавить ЦБ не предлагали, да и сам он признался в том, что не хочет этого.
Комментировать экономический блок продолжил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он поддержал идею создания Фонда развития, которую ранее предложило минэкономразвития. Предполагается, что эта структура займется решением задач финансирования инфраструктурных проектов. Министерство предлагает снизить нормативную величину Резервного фонда до 5% с 7% ВВП и направлять полученные сверх 5% нефтегазовые доходы в новый фонд. "Я считаю, что специальный фонд нужен. Будет ли он называться Фонд развития или как-то еще, не имеет значения. Нам важна сама возможность управлять этими средствами специальным образом, решая конкретные задачи и показывая потенциальным соинвесторам, что у нас есть механизм выделения ресурсов на долгосрочной предсказуемой основе", - пояснил Дворкович. Правда, кабмин пока не пришел к консолидированной позиции по вопросам создания и механизму функционирования этого фонда.
Зато у правительства есть четкое понимание того, что нужно сохранить возможность выбора между накопительной и солидарной частями пенсии как постоянно действующую норму. Вице-премьер Ольга Голодец подтвердила, что эта возможность будет дана и за пределами 2014 года. "Президент подчеркнул, что должны быть созданы финансовые механизмы хранения этих средств на совершенно другом уровне, то есть эти средства должны каждому человеку гарантировать реальную доходность. Это один из наших основных приоритетов", - подчеркнула она. При этом Голодец поддержала усиление контроля за негосударственными пенсионными фондами и передачу функции регулирования Центробанку и выразила надежду, что в этом году соответствующие предложения будут подготовлены.
Общение вице-премьеров с журналистами завершил Дмитрий Рогозин, рассказавший, что правительство переходит на иную систему подготовки планов развития оборонно-промышленного комплекса. Новые правила обяжут разработчиков программ вооружений руководствоваться тщательным прогнозом и анализом военных угроз на 30-летнюю перспективу. К 2018 году перед кабмином стоит задача увеличить объем производства в российском авиа- и судостроении в 2,3-2,4 раза по отношению к 2011 году. При этом госпрограмма вооружений на 2016-2025 годы, возможно, будет меньше по объемам финансирования, чем программа на 2011-2020 годы. По словам Рогозина, это связано с тем, что значительные объемы средств, выделяемых в настоящее время, связаны с ускоренной модернизацией Вооруженных сил после долгих лет нефинансирования. "Надеемся, что будущее ОПК будет связано с созданием технологий, новой идеологией производства, то есть с созданием "подкожного жира" для самой оборонки", - резюмировал Рогозин.
Виталий Петров, Российская газета.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.