Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюСобытия в стране и регионеСобытия в стране и регионе

Календарь

 Апрель ′2012 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

События в стране и регионе

13.04.2012 "Пора вернуть замполитов"

На "Деловом завтраке" в "Российской газете" начальник УГИБДД по Свердловской области Юрий Демин рассказал о сегодняшнем положении дел в Госавтоинспекции, о недостатках и проблемах системы, предложил свой вариант реформы ГИБДД и поделился соображениями о том, как следует водителю выстраивать диалог с инспектором, чтобы максимально смягчить возможные санкции за нарушение.

Российская газета: Юрий Алексеевич, прошла реформа МВД: милицию переименовали в полицию, сотрудников аттестовали. Сейчас поступает много предложений, в том числе и от общественности, о том, как следует реформировать ГИБДД. Одни предлагают уволить всех и нанять по-новой, другие говорят, что нужно максимально сократить штат сотрудников, а для контроля за дорогами повсюду установить авторегистраторы нарушений ПДД  и так далее. А что бы вы сделали, чтобы служба ГИБДД стала работать эффективнее?

Юрий Демин: Я считаю, что, во-первых, надо позаботиться о материально-техническом оснащении службы. Штат сотрудников уже сократили, и теперь мы не можем следить за всеми проблемными участками на дорогах. Поэтому нужно устанавливать как можно больше высокотехнологичных приборов, которые автоматически выявляют и фиксируют различные нарушения ПДД. Это сняло бы многие проблемы: нет прямого контакта инспектора с водителем - нет взаимных придирок и претензий. Но я, к сожалению, вынужден констатировать: сегодня мы существенно отстаем от других регионов (например, от Татарстана и Краснодарского края) по оснащенности службы такой "умной" техникой. В Екатеринбурге есть лишь три рубежа, где работает система автоматической фиксации нарушений ПДД. Четвертый, на Бебеля-Таватуйской, сейчас монтируется. В Нижнем Тагиле, Серове, Каменске-Уральском и Первоуральске работают только передвижные приборы автофиксации, хотя в таких больших городах неплохо было бы сделать и стационарные. Да, с 1 января все управления ГИБДД финансируются из федерального бюджета. На приборы и высокие технологии стали выделять больше денег, и это радует. Однако мы и тот же Татарстан к этому этапу пришли с разными стартовыми позициями. Они будут форсированно развиваться и дальше, а нам придется догонять.

РГ: Областные власти как-то поддерживают Госавтоинспекцию материально?

Демин: Доходит порой до смешного. В прошлом году из Москвы мы получили стационарную систему автоматической фото- и видеофиксации КРИС-С. Чтобы область выделила 20 миллионов рублей на проектирование, монтаж, наладку и настройку прибора, нам пришлось приложить недюжинные усилия. Как бы то ни было, КРИС-С установили. Но сразу возникла другая проблема: чтобы рассылать "письма счастья" нарушителям, нужны деньги на конверты. Мы снова идем в областной минфин. Там говорят: мы с вами об этом не договаривались. Как в том анекдоте: "А ведь не было разговора, что мы вас по пути к коммунизму еще и кормить будем!". Как же работать? Штрафы-то ведь целиком перечисляются в казну области! Мы и говорим: выделите нам из этих денег немного на конверты. Четыре месяца шла дискуссия. Сейчас наконец деньги дали. Распечатка и рассылка "писем счастья" снова возобновились. 

РГ: С муниципалитетом договариваться о материальной поддержке или софинансировании каких-то проектов не пробовали?

Демин: Пробовали, но есть определенные проблемы. В Екатеринбурге, к примеру, есть три прибора "Паркон", которые следят, чтобы люди не припарковывали машины в запрещенных местах. Я говорю Александру Эдмундовичу Якобу: купите еще пять таких же аппаратов, глядишь, и тротуары в центре от автомобилей освободим. А он мне отвечает: мы бы и рады купить, но нас прокуратура тут же поймает на нецелевом использовании средств. Это действительно серьезная проблема. Недавно на "круглом столе" областные и федеральные депутаты обсуждали инициативу о том, чтобы финансировать ГИБДД мог не только федеральный бюджет, но и областной, и местный. Не знаю, одобрят ее в думе или нет.

РГ: Хорошо, с финансированием все ясно. А что делать с кадрами? Устраивает вас профессиональный и человеческий облик ваших сегодняшних подчиненных?

Демин: Увы, невозможно с каждого сотрудника взять расписку о том, что всю оставшуюся жизнь он не будет нарушать закон: не поедет на красный сигнал светофора, не украдет. В связи с этим мне кажется, что пора вернуть в наши ряды замполитов, как это раньше было. Замполит всегда знает все о каждом из сотрудников: у кого какой характер, какие проблемы (родители заболели, с женой поссорился  и так далее). Он сможет безошибочно определить, кто в данный момент попадает в группу риска, и принять разумные меры. Наша служба ведь вредная. Не случайно стаж сотрудника, работающего на линии, исчисляется из расчета год за полтора.

Чего греха таить, есть огромная проблема и с образованием. Сегодня, к счастью, стараниями заместителя министра внутренних дел, бывшего начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения Виктора Николаевича Кирьянова Орловский юридический институт МВД снова начал готовить специалистов для работы в ГИБДД. Ведь одно дело, когда у сотрудника за спиной лишь двухмесячные курсы повышения квалификации, и совсем другое, когда он имеет университетскую базу по профессии. Но одного профильного вуза мало: он не способен подготовить столько специалистов, чтобы всем региональным подразделениям хватило. Поэтому, увы, часто к нам приходят устраиваться на работу люди, которые не знают о профессии ровным счетом ничего. Начинаешь спрашивать элементарные вещи - ответить не могут.

РГ: А какая сейчас в вашем ведомстве средняя зарплата?

Демин: От 30 до 40 тысяч рублей. Но наивно полагать, что она одинаковая у всех. Сержант, до реформы получавший 8-10 тысяч рублей, сейчас получает 18-19. Офицер, конечно, больше. И это правильно. Я вообще считаю, что на службе Госавтоинспекции все должны быть офицерами.

РГ: По вашим наблюдениям, стали сотрудники лучше работать, когда зарплату повысили?
 
Демин: И да, и нет. Бывает, ездишь по территориям и диву даешься: вроде бы заработок вырос, а работать все равно не хотят. Приезжаю я, например, в деревню. Спрашиваю у инспектора: сколько зарплата? Отвечает: столько-то. А это как, нормально для деревни? Да,   говорит,  хорошо. Ну так почему работать-то не хотим? Психология у людей сегодня такая. Я вот воспитан иначе: была зарплата, не было ее  - мы все равно работали. А сегодня не так. Поэтому я убежден: порядок можно навести, лишь жестко спрашивая с нерадивых подчиненных и поддерживая, поощряя энергичных и допропорядочных.

РГ: Палочная система работает в ГАИ до сих пор? Есть ли у сотрудника план по количеству штрафов, которые он должен выписать?

Демин: Нет никакого плана. Его существование было бы полнейшим абсурдом. У нас в управлении такое правило: сотрудник может вообще не выявлять нарушений ПДД, но в таком случае и дорожных происшествий на его участке быть не должно. Задача ведь не в том, чтобы какой-то план по количеству выписанных штрафов выполнять. Мы должны обеспечивать безопасность. В первую очередь мы пресекаем грубые нарушения ПДД: управление автомобилем в нетрезвом виде, выезд на встречную полосу и другие подобные, потому что они могут привести к трагедии.

РГ: А как тогда понять такую ситуацию. Еду в сторону фабрики "Конфи", железнодорожный переезд. Стоит пробка, рядом - экипаж ГАИ. И нет чтобы разрулить затор, инспектор стоит и выписывает штрафы за остановку на  переезде. Который, к слову, на моем веку ни разу не использовался по назначению. Я говорю: "Ребята, вы бы лучше помогли пробку разогнать". Отвечают: "Если бы нас сюда отправили помогать, мы бы помогли. А нас сюда поставили протоколы составлять, так что не взыщи".

Демин: Человек должен думать головой. Если его туда направили, так, наверное, надо при необходимости встать на перекресток, ручным регулированием позаниматься, и тогда ни пробки не будет, ни нарушения. Он для людей должен работать. А подобные высказывания сотрудников, к сожалению, говорят об их безразличии к своей работе.

РГ: Вашими устами да мед пить…

Демин: Я и раньше получал жалобы на этот переезд, поручал разобраться главе ГИБДД Екатеринбурга  и вот слышу вновь. Значит, буду действовать иначе: туда выйдут сотрудники со скрытой камерой, отснимут и пробку, и работу сотрудников ГАИ. Потом я снова пообщаюсь с начальником городской автоинспекции, уже более аргументированно.

РГ: Еще одно маленькое наблюдение: в последнее время расплодилось очень много автошкол, объявления висят буквально на каждом столбе. Вы бы поручились, что все они дают хорошие знания и навыки?

Демин: Нет, конечно. Плохие автошколы - это наша головная боль. Люди снимают помещение, каким-то образом получают лицензию на право образовательной деятельности и начинают зарабатывать. Цель многих нынешних школ - просто получить деньги с курсанта, а не научить его чему-то. Контролировать их мы не можем - по федеральному закону это прерогатива министерства образования. Но мы ведем статистику: до четверти выпускников этих псевдошкол в течение года после получения прав попадают в ДТП. Понятно, какой там уровень подготовки. Компетенция инструкторов сомнительная. Я встречал одного из них: у него из образования только техникум, зато 38 нарушений ПДД за спиной. Какой урок он сможет преподать курсантам? То-то и оно, что никакого. К сожалению, нет сегодня жесткого нормативного документа, который бы регламентировал деятельность этих школ. Хорошей системы контроля за ними нет, и мы тут ничего изменить пока не в состоянии. Но мы тесно работаем с прокуратурой для того, чтобы исправлять эту ситуацию.

РГ: Юрий Алексеевич, представьте, что вы не сотрудник ГАИ, а обычный водитель. Вы нарушили, но нарушение не грубое. Вас останавливает инспектор. Как надо себя с ним вести?

Демин: Лучше сразу признаться: виноват, нарушил, обещаю впредь больше такого не допускать. Дайте сотруднику ГАИ понять, что вы не злостный нарушитель. Он проверит по базе, нет ли за вами неоплаченных штрафов. Если нет, то, вероятнее всего, отпустит. Так что надо быть вежливым и уметь выстраивать нормальный диалог. А у нас, к сожалению, часто бывает иначе. Водитель открывает окно буквально на 5 сантиметров, у него в салоне магнитола надрывается. Инспектор представляется, а сидящий за рулем начинает изводить его: не слышу мол, громче говори! Понятно, сотрудник ГАИ "заводится", нервничает  и срывается на вас в конце концов, что, безусловно, неверно. Составляет протокол, хотя мог бы и отпустить. Автолюбитель в отместку пишет жалобу, что, мол, инспектор грубил, не представился и так далее.

РГ: В прошлом году были ситуации, когда целыми ротами арестовывали гаишников в Астрахани, в Волгограде. У нас такое может случиться?

Демин: Надеюсь, здесь такого не будет. У нас есть контрольно-профилактический отдел (КПО), который следит за любым проступком сотрудника, работает по каждому заявлению от водителя. Бывает, в КПО приходят командиры подразделений, говорят, что у них есть сомнения по поводу добропорядочности кого-то из подчиненных. Специалисты берут того под негласное наблюдение, и бывает, подозрения подтверждаются. Сегодня все просто: если есть подозрения, подтверждаемые фактами, мы собираем документы, направляем в следственный комитет. Тот проверку провел, дело возбудил, сотрудника из органов уволили по отрицательным мотивам. Такое у нас уже бывало, и не раз, и мы никогда этого не скрывали. Лучше предавать такие инциденты огласке - это работает как профилактика.

РГ: Как складываются отношения с автомобильным сообществом?

Демин: Хорошо. Мы, напомню, одними из первых среди силовых структур создали свой портал. Каждый день к нам приходят десятки электронных сообщений с жалобами, обращениями. Мы понимаем: чем больше поток информации от людей, тем больше доверия к инспекции. Поэтому стараемся отрабатывать каждое обращение.

Мы готовы работать со всеми сообществами автомобилистов, если это взаимодействие несет в себе хоть какой-то конструктив. Вспомните прошлый  год, Первоуральск. Тогда там дорог по существу не было: яма на яме! Люди жаловались постоянно. Мы пригласили первоуральских автомобилистов к себе, а потом поехали в Первоуральск - и вместе составляли акты обо всех кошмарных участках дорог. Акты отправили в муниципалитет и прокуратуру. Реакция была быстрой: против общественности никто не пойдет! Поэтому сотрудничать с автосообществами нужно всегда, если, повторю, это имеет положительный эффект, а не нацелено на популизм. Благодаря такой позиции отношение к нам, гаишникам, меняется к лучшему: автомобилисты все более корректно относятся к нашим сотрудникам, Интернет все более объективен в оценках наших действий.

РГ: Кстати, про отношение к вам лично. Была история, когда вы буквально за неделю-две добились того, чтобы машины из гаража правительства области были растонированы. Отношения с правительством не испортили?  

Демин: Вы знаете, нисколько. Сотрудники технического надзора ГИБДД выявили нарушения по тонировке, выдали руководству автохозяйства Свердловской области предписание. Начальник мне позвонил и сказал, что все сделано. И состоялся хороший рабочий диалог, говорю: "Ведь статус высокий, ответственность, зачем портить репутацию". 

Тут еще что важно? В отличие от многих других регионов в нашей области очень хорошо развита информационная сфера: Интернет и другие средства массовой информации работают крайне быстро, автомобильное сообщество очень активное, автомобилисты - принципиальные! Считаю, нет никакого смысла скрывать или замалчивать что-то, неправильно это.

Вот последняя история из таких: с водителями председателя Ззаконодательного собрания Бабушкиной. Первый ее водитель попался на "встречке". Сразу пошли звонки: "А нельзя ли как-нибудь решить вопрос?"… Я сам звоню председателю Заксобрания Бабушкиной: "Вы знаете, ведь грубейшее нарушение ПДД допущено!" Она объясняет ситуацию: "Он по делам службы торопился, хороший парень!" Верю, торопился, наверное, хороший парень! Но протокол мы составим, а все его героические заслуги пусть уже оценивает судья.

Когда второй водитель также нарушил правила, я был в нашем подразделении в Нижнем Тагиле. Мне звонят, докладывают: "Снова задержали водителя Бабушкиной! Уже другого, на другой машине". Я спрашиваю: "Ну, вы ведь знаете, что делать?" Да, отвечают, составить протокол и отправить в суд. Правильно… Искренне считаю - все должны знать: есть такое понятие, как неотвратимость наказания. Рано или поздно за все ответ нужно держать. И так будет с каждым, кто нарушил правила. И неважно, чей он водитель.

РГ: Есть два совершенно разных подхода к организации дорожного движения - в Екатеринбурге и в Челябинске. На Южном Урале стараются создать максимально благоприятные условия для транспорта. А у нас считают, что идти на поводу у автомобилистов нельзя, иначе машин станет еще больше и они заполонят весь город. Вы какую точку зрения поддерживаете?

Демин: Я однозначно на стороне соседей. Раньше Челябинск был городом, который стоял в пробках; проехать было невозможно. А сегодня там просто рай для водителей:  настроили разноуровневых развязок, запустили автоматическую систему управления дорожным движением, сделали уширения дорог перед перекрестками, и пробок не стало. Не то  что у нас в Екатеринбурге! Я твердо убежден: не получится запретить въезд личных автомобилей в центр. В таком случае надо будет расставлять знаки, выставлять кругом экипажи ГАИ, чтобы те следили за соблюдением запрета. У нас такой возможности нет. Паркинги строить надо, надо продумывать городскую логистику, от этого нам никуда не уйти. Сегодня нет другого варианта, кроме как выжимать из городской инфраструктуры все, на что она способна.

Надежда Гаврилова, Свердловская область, Российская газета

вернуться