Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюСобытия в стране и регионеСобытия в стране и регионе

Календарь

 Март ′2012 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

События в стране и регионе

23.03.2012 В госдуму представлен законопроект, регулирующий условия отбывания административного ареста

Государственная Дума в первом чтении рассматривает законопроект "О порядке отбывания административного ареста".

В МВД России считают, что документ полностью соответствует международным правовым стандартам. Проблем в этой сфере более чем достаточно, что признают и сами правоохранители. Сможет ли новый закон сделать отбывание административного ареста, пусть это и недолгий срок заключения, более гуманным, не унижающим человеческое достоинство, рассказал "Российской газете" статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел России генерал-лейтенант полиции Сергей Булавин.

Сергей Петрович, понятно, сидеть за решеткой и неприятно, и неудобно во всех отношениях. Понятно и другое - человек попадает под арест не для санаторного лечения. Чем вызвана необходимость в изменении законодательной базы в этой сфере? И почему потребовался именно новый закон, а не правительственное постановление или, скажем, ведомственная инструкция?

Сергей Булавин: Гуманизация правоохранительной системы должна носить комплексный характер, и появление нового закона - один из важнейших элементов этого процесса.

Закон не просто инструктирует сотрудников, а обязывает их действовать в соответствии с базовыми принципами - гуманизм, уважение человеческого достоинства и соблюдение в отношении лиц, подвергнутых административному аресту, общечеловеческих гуманитарных требований. В законопроекте прямо прописано, что отбывание административного ареста не может иметь целью причинение физических или нравственных страданий.

Подзаконные акты и ведомственные инструкции в отношении административного ареста и порядка его отбывания у нас были и раньше. Безусловно, можно подкорректировать их, поставить новые "заплатки" на обветшавшее пальто. Где-то проследить, чтобы штукатурка со стен не отлетала и помещения отапливались по норме, чтобы телефоны в помещения не передавались, кормили получше. Но это лишь верхушка айсберга, ведь эти типичные нарушения - следствие общего отношения к организации отбывания административного ареста.

В правовом государстве должно быть все урегулировано законодательно: какие условия содержания предоставляет государство гражданину, подвергшемуся административному аресту, каковы рамки законных требований сторон, как гарантируется сохранность здоровья и жизни человека.

Без закона кардинальных улучшений не произойдет. Если не сменить идеологию, если хотите, психологию работы, мы можем создать условия для новых нарушений.При этом административный арест, как вид наказания, носит исключительный характер - он связан с ограничением прав и свобод гражданина, что согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации можно сделать только в соответствии с федеральным законом. Так что, это не узковедомственный вопрос, где можно обойтись "правилами внутреннего распорядка", а принципиальные требования к демократическому правовому государству, которые должны быть закреплены именно законом.

Наряду с законопроектом, о котором мы говорим, вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, где мы прописываем норму о регулировании порядка отбывания отдельным федеральным законом.

- Каким образом отражены в законе общепризнанные гуманистические требования? Речь идет о нормах размещения задержанных, времени для сна и отдыха?

Сергей Булавин: Прежде всего, установлены нормы санитарной площади на одного человека: не менее 4 квадратных метров. Предусмотрена возможность размещения арестованных лиц в общих и одиночных помещениях по личному заявлению и, конечно, при наличии возможности. Установлены требования по соблюдению норм гигиены, по раздельному отбыванию ареста мужчинами и женщинами, а также больных инфекционными заболеваниями или нуждающихся в особом медицинском уходе. Оговорено предоставление медицинской помощи.

По законопроекту предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные и столовые принадлежности, даже при необходимости - предметы личной гигиены: зубная щетка, расческа и другое. Гарантированы также не менее 8 часов сна в ночное время, не менее часа - дневная прогулка, ежедневное трехразовое питание.

Законопроектом предлагается закрепить право на свидания с родственниками, защитниками и иными лицами, распоряжение собственными денежными средствами для оплаты телефонных звонков. Что особенно актуально для административно-арестованных лиц, дается право на получение посылок и передач, один оплачиваемый им самим телефонный звонок в сутки продолжительностью до пятнадцати минут. Кроме всего прочего, законопроект гарантирует вежливое обращение со стороны сотрудников, тайну переписки и телефонных переговоров.

Есть такой важный момент: арестованные должны быть предупреждены, если в их камерах установлены для наблюдения аудио- или видеотехника.

- А как насчет выполнения общественно полезных работ?

Сергей Булавин: Выполнение каких-либо общественных работ в воспитательных целях, о котором вы сказали, исключено. Исправительные работы - теперь другая статья и отдельный вид наказания, не имеющий отношения к административному аресту. Поэтому красить заборы и мести тротуары лица, подвергнутые административному аресту, уже не будут. Отбывать свой срок административного ареста они будут в изолированном помещении, где будет время осмыслить содеянное. С другой стороны, в законопроекте конкретизированы обязанности лиц, подвергнутых административному аресту. Они обязаны выполнять законные требования администрации, не совершать действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, жизни и здоровью других лиц.

При этом хотел бы заострить внимание, что предлагаемое законопроектом расширение юридических гарантий лицам, подвергнутым административному аресту, соответствует требованиям базовых международных актов в этой сфере. То есть Всеобщей декларации прав человека, Своду принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению, принятых ООН, и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

- Вы представляете от МВД в Госдуме проект нового закона. Как вы считаете, есть ли в парламенте понимание актуальности проблемы со спецприемниками и изоляторами временного содержания? Знают ли депутаты, как реально обстоят дела, и готовы ли поддержать законопроект?

Сергей Булавин: Депутаты, особенно представители профильного комитета Госдумы, который возглавляет Ирина Яровая, прекрасно знают остроту проблемы и ее масштаб. У нас были обсуждения и дискуссии в профильном комитете Госдумы. Буквально в понедельник, 19 марта, с условиями содержания лиц, арестованных в административном порядке, знакомились в спецприемнике Москвы N 1 депутаты Госдумы Татьяна Москалькова, Геннадий Гудков и Дмитрий Горовцов. Кстати, им эти условия показались вполне достойными. В регионах руководители территориальных органов МВД России тоже контролируют условия содержания административно арестованных лиц, причем совместно с депутатами, правозащитниками, членами Общественных советов. В России в настоящее время действует 214 помещений, где ежегодно по решению суда отбывают наказание наши сограждане.

По данным за 2011 год, порядка 30 процентов подвергаются административному аресту за правонарушения в области дорожного движения. Около 25 процентов - за мелкое хулиганство и порядка 18 процентов - за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. За неуплату административного штрафа или самовольное оставление места отбывания административного ареста - около 17 процентов.

А вообще, наказание в виде назначения административного ареста предусмотрено двадцатью семью статьями Кодекса об административных правонарушениях. Думаю, что это наглядно иллюстрирует масштаб проблемы. С 1 января 2012 года финансирование всех объектов МВД России осуществляется из федерального бюджета, так что будем решать проблему, исходя из наших бюджетных параметров.

Могу сказать, что в МВД России уже прорабатываются проекты по строительству новых и реконструкции действующих спецприемников, а также перепрофилирования подобранных объектов.

- Предлагается ли в законопроекте прекращать отбывание административного ареста, если в семье у арестованного случилось что-то серьезное? Это было бы по-настоящему гуманно.

Сергей Булавин: Есть такая законодательная новелла, но решение принимается только в судебном порядке. Мы предлагаем закрепить возможность прекращения или приостановления судьей отбывания административного ареста при возникновении у лица, в отношении которого применено наказание, исключительных личных обстоятельств. Например, смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб арестованному или его семье. Очевидно, что это - принципиально новый подход в обеспечении прав граждан, отбывающих административный арест. И в этом вопросе мы рассчитываем на законопослушность и сознательность граждан. По окончании срока, предоставленного судом для решения возникших личных проблем, он должен вернуться под арест.

- А если не вернется?

Сергей Булавин: Разыщем, приведем, и будет дальше отбывать наказание, да еще и новый срок получит. Законопроектом "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" он рассматривается в одном пакете с нашим законом, предусматривается введение административной ответственности за уклонение от отбывания административного ареста или невозвращение в случае приостановления исполнения постановления об административном аресте.

- Как общественность сможет проконтролировать условия содержания арестантов?

Сергей Булавин: Общественный контроль за деятельностью органов правопорядка занимает в процессе реформирования МВД России одно из приоритетных мест. Применительно к теме административного ареста - законопроект действительно предполагает усиление общественного контроля за обеспечением законных прав человека в местах отбывания административного ареста. Он устанавливается конкретными статьями законопроекта наряду с ведомственным и судебным контролем, а также прокурорским надзором. Согласно статье 16 законопроекта, администрации обязаны создавать условия для работы общественников.

Кстати, особая статья будущего закона - забота о здоровье арестантов. Они обязательно должны пройти при поступлении в места отбывания административного ареста медицинское освидетельствование и могут рассчитывать на медицинскую помощь, если она потребуется.

Администрация должна обеспечивать личную безопасность подвергнутых административному аресту, нести ответственность за их здоровье и жизнь.

Михаил Фалалеев, Российская газета

вернуться