Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюСобытия в стране и регионеСобытия в стране и регионе

Календарь

 Март ′2012 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

События в стране и регионе

15.03.2012 Союз потребителей предлагает законодательно ограничить размер процентов по кредитам

Главные проблемы для российских потребителей: кредиты, оплата коммуналки и зарубежный туризм.

За пять лет количество обращений в Союз потребителей России от обиженных граждан выросло вдвое. За правовой помощью в последнее время обращается более 400 тысяч человек в год. Об этом накануне Международного дня защиты прав потребителя сообщил "Российской газете" президент СПРФ Петр Шелищ. Растет и количество судебных исков. Только СПРФ помогает подготовиться к судебному разбирательству примерно трем тысячам граждан, столкнувшихся с нарушением прав на потребительском рынке.

Шелищ назвал три главных "болевых точки" российского потребительского рынка. Это, во-первых,  ситуация с потребительскими кредитами и взысканием просроченных долгов; во-вторых, оплата и качество жилищно-коммунального обслуживания и, в-третьих, большое количество нарушений в сфере зарубежного туризма.

"Во всех этих направлениях бизнес действует примерно одинаково - обычной практикой стало навязывание потребителям невыгодных им условий договоров, сводящих к минимуму риски предпринимателя, не выполняющего свои обязательства перед клиентом, - поясняет Петр Шелищ. - Это не что иное, как  злоупотребление принципом свободы договора. Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Можно. Основную часть нарушений потребительских прав  можно было бы предотвратить, если в интересах заведомо более слабой стороны таких отношений - потребителя законодательно прописать существенные условия договоров и утвердить обязательные формы типовых договоров на каждую такую услугу. Тогда все условия индивидуального договора, противоречащие типовому, будут ничтожными, и многостраничные, набранные мелким шрифтом тексты предлагаемых сегодня договоров, в которых потребитель просто не в состоянии выделить несколько действительно важных для него условий, потеряют смысл".

Конечно, признает эксперт, это огромная  законотворческая работа, но в результате потребители будут лучше защищены, им станет проще отстаивать свои интересы в суде. Союз потребителей России сформулировал конкретные предложения и по каждому из перечисленных трех наиболее проблематичных направлений.

О микрокредитовании "по-российски", когда небольшие суммы денег выдаются без особых проблем, но под огромные проценты, "Российская газета" писала неоднократно (см., в частности, "Минизайм по максиставке" от 7 февраля 2012 года). В результате в огромные долги влезают самые незащищенные группы - пенсионеры, молодежь, люди, не имеющие стабильной работы. "Мы предлагаем законодательно ограничить плату заемщика за любой потребительский кредит, независимо от того, кто его выдал: банк, микрофинансовая организация или, например, "автоломбард" под притворный договор купли-продажи с отсроченным исполнением, - говорит Петр Шелищ. - А для людей, срочно нуждающихся в ссуде в связи с трудными жизненными обстоятельствами, должны быть созданы региональные государственные учреждения, ссужающие необходимые средства под справедливый процент". Таким образом, считают в Союзе потребителей, можно резко сократить просроченную задолженность.

Чтобы защитить туристов, СПРФ предлагает параллельно со стандартным бумажным ваучером оформлять электронные "путевки", а данные о них передавать в государственную информационную систему. Это повысит ответственность туркомпаний. Кроме того, можно ввести  индивидуальное страхование  каждого договора на случай его неисполнения.

Наиболее сложная ситуация в сфере жилищных и коммунальных услуг, где частный бизнес нередко тесно связан с местными чиновниками, а потому искать поддержки в муниципалитетах жильцам просто бесполезно. "Мы предлагаем на законодательной основе передать общественным организациям право собирать и анализировать претензии потребителей и представлять их интересы перед управляющими компаниями, поставщиками коммунальных ресурсов и органами власти", - заявил Петр Шелищ.

Ирина Невинная, Российская газета

вернуться