Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
События в стране и регионе
18.12.2012 Судьи поддерживают идею принятия нового Уголовного кодекса
Накануне съезда председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев выступил с достаточно сенсационным заявлением: он предложил не судить строго за преступления небольшой тяжести, совершенные впервые.
На первый раз за подобные грехи, по его мнению, достаточно административного наказания. Если человек не одумается, тогда разговор будет другим. Сегодня осужденные по таким делам обычно получают так называемые альтернативные наказания: условный срок, штрафы, ограничение свободы и тому подобное. Но сама по себе судимость способна сломать человеку судьбу. Нередко - из-за какой-нибудь юношеской глупости. Как заявил глава Верховного суда страны, он намерен высказать съезду предложение о необходимости подготовки новой концепции уголовной политики. Возможно, стоит вообще подумать о принятии нового Уголовного кодекса. Об этом, кстати, давно говорят многие правоведы. С обстоятельным докладом по поводу новых инициатив, как ожидается, Вячеслав Лебедев может выступить сегодня: съезд будет проходить несколько дней. Но первые отклики уже поступили. Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников счел предложение вполне обсуждаемым. "Я против того, чтобы криминализовать все и вся, у нас неотвратимость наказания должна работать, но если есть возможность и для общества это не будет опасным перевести в административную плоскость некоторые нетяжкие преступления, особенно совершенные впервые, я - за", - сказал Крашенинников. Он напомнил, что подобная практика была в советское время, и рассказал, почему от нее решили отказаться.
- Тогда посчитали, что один ли раз совершено преступление или два раза, тяжесть не изменяется, потерпевшему от этого не легче, - сказал Павел Крашенинников. - Потому что нам надо думать не только о тех, кто совершил, но и о тех, кто пострадал.
Так что многое зависит от того, как будут изложены предложения на бумаге. "Будет текст, будем смотреть", сказал Павел Крашенинников. Согласен он и с тем, что Уголовный кодекс нуждается в серьезной переработке. Сейчас его можно сравнить с заплатанным одеялом, как выразился Павел Крашенинников. Нынешний Уголовный кодекс действует уже 15 лет. С тех пор в него было внесено более трех тысяч изменений. В результате судам приходится в режиме нон-стоп пересматривать свои приговоры, чтобы приводить их в соответствие с новыми требованиями. Ведь закон, смягчающий положение человека, имеет обратную силу. Например, в прошлом году суды удовлетворили более 260 тысяч ходатайств о пересмотре приговоров по новым, более добрым, правилам. Для сравнения: в тот же период было осуждено чуть более 800 тысяч человек.
По мнению Вячеслава Лебедева, настало время провести широкое обсуждение концепции развития уголовного законодательства. Для этого надо привлечь экспертов, ученых, представителей гражданского общества. В целом мы всей страной должны определиться, чего хотим от судов: больше независимости или все-таки жесткости?
Вопрос непростой: в каком случае общество почувствует себя безопасней: когда за "три колоска" без лишних церемоний будут отправлять за решетку или если у прокурора семь потов сойдет, чтобы добиться наказания даже по казалось бы явному делу? В общем, есть что обсудить и разговор предстоит непростой.
"Здесь спешить не надо, - соглашается Павел Крашенинников. - Год-два - и экспертное сообщество должно определить концепцию нового Уголовного кодекса, а затем Дума принять его в течение двух - трех лет".
Еще один из ключевых вопросов съезда: принятие нового кодекса судейской этики. В новых положениях записано, что судья должен помогать журналистам освещать работу судов, но при этом быть осторожен. Судейское слово имеет особый вес, поэтому крайне важно чувствовать меру: что и когда можно говорить, а где лучше промолчать. Но и закрываться полностью от прессы нельзя: без прозрачности и открытости к диалогу труднее добиться доверия.
"Судья должен проявлять осмотрительность, не делать комментариев по существу дел, по которым не принято окончательных судебных актов, что не исключает права судьи давать информацию о процессуальных стадиях рассмотрения дела", - говорится в проекте кодекса.
Кстати, на прошлой неделе пленум Верховного суда России принял постановление о гласности, которое разрешает в том числе проведение пресс-конференций по резонансным делам. Зато при оценке решений коллег судье надлежит проявлять сдержанность и корректность.
Кодекс также запрещает людям в мантиях использовать свой статус для получения каких-либо благ как для себя, так и для своих родственников, друзей, знакомых. Например, некрасиво получать скидки на процентах при получении кредита только потому, что в долг берет судья. Или покупать "льготные" путевки за три копейки на путешествие вокруг света. Нет, цена для судьи и его друзей и цена для обычного человека должна быть совершенно одинаковой.
Не следует судье использовать свой статус и при обращениях к различным чиновникам по личным вопросам. При этом, если судья не может сам определиться, как правильно поступить в сложной ситуации, будет ли его поведение соответствовать профессиональной этике, "он вправе обратиться с соответствующим запросом в Комиссию Совета судей Российской Федерации по этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано".
В свою очередь председатель Совета судей России Юрий Сидоренко заявил, что считает необходимым принять закон о нагрузке судей. Законопроект предусматривает в том числе оплату труда судей в зависимости от возложенной на них нагрузки. По словам Юрия Сидоренко, сегодня судьи работают в условиях постоянного перенапряжения, высоких физических и эмоциональных нагрузок, что сказывается на их здоровье и ведет к задержке сроков рассмотрения дела, а также оттоку квалифицированных судей из системы.
Острым остается вопрос о повышении зарплаты сотрудников аппарата суда. Сейчас за свой труд аппаратчики получают от 8 до 15 тысяч рублей, ничтожно мало при их нагрузке. А ведь без помощников и секретарей судебная система работать не сможет. Как было сказано в одном из выступлений на съезде, зарплаты работникам аппаратов судов сегодня хватает только на один поход в магазин. Начальник отдела в аппарате суда получает в четыре раза меньше начальника отдела органов внутренних дел, а помощник судьи получает в три раза меньше рядового полицейского.
"Ни один работник, проработавший в суде более 25 лет, не имеет достойной пенсии, а в среднем они получают такую же пенсию, как и человек, неоднократно побывавший в местах лишения свободы", - сказал один из выступавших. Другой выступавший, представляющий арбитражную систему, отметил, что помощников арбитражных судей хотят наделить рядом процессуальных полномочий, не связанных с вынесением судебных решений, особенно на этапе подготовки к судебному процессу. Такая мера позволила бы дополнительно снять нагрузку с судей. На сегодняшний день в среднем на одного судью суда общей юрисдикции приходится 76 дел и материалов в месяц, на одного арбитражного судью - до 50 дел в месяц. Работы и ответственности у сотрудников аппарата может прибавиться, но как быть с зарплатой?
Другой вопрос со съезда: Высшая квалификационная коллегия судей предлагает разработать дополнительные гарантии от необоснованного привлечения людей в мантии к дисциплинарной и уголовной ответственности. Как сообщил председатель ВККС Валентин Кузнецов, за последние четыре года квалификационные коллегии почти в каждом пятом случае отказывали в привлечении судей к дисциплинарной и уголовной ответственности.
"За четыре года отказано от наложения дисциплинарного взыскания, когда не находилось оснований, по материалам в отношении 244 судей, - сказал Валентин Кузнецов. - По представлениям о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей ВККС отказано по трем ходатайствам, квалифколлегиями в регионах - еще в отношении 23 судей". За четыре года в связи с совершением дисциплинарного проступка были досрочно прекращены полномочия 163 судей и вынесены предупреждения в отношении 877 судей. При этом, по данным статистики, число привлекаемых к дисциплинарной ответственности судей за дисциплинарные проступки снижается. Вместе с тем, по словам Валентина Кузнецова, необходимо предусмотреть более четкие критерии досрочного прекращения полномочий судей, а также дачи согласия на возбуждение уголовных дел в отношении людей в мантиях.
А Судебный департамент при Верховном суде России привел тревожную статистику: за четыре года остались нераскрытыми более 250 преступлений, совершенных в отношении судей, в том числе покушения на убийство, разбойные нападения, грабежи, угрозы убийством и так далее. Судебный департамент при Верховном суде России запустил специальную ведомственную программу по обеспечению безопасности судей федеральных судов общей юрисдикции на 2012 - 2014 годы, которая предусматривает дополнительные меры защиты судей за пределами зданий судов, включая оборудование их квартир сигнализацией. Также на съезде прозвучало предложение учредить профессиональный праздник - День работника судебной системы.
Владислав Куликов, Российская газета.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.