Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюСобытия в стране и регионеСобытия в стране и регионе

Календарь

 Октябрь ′2012 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

События в стране и регионе

04.10.2012 Предприятия задолжали своим работникам два миллиарда рублей

По данным профсоюзов, этой осенью может произойти резкое сокращение рабочих мест. Якобы от работодателей поступает множество таких сигналов. Насколько эти опасения оправданны? Как работнику защитить свои трудовые права? Правда ли, что государственные инспекции труда будут сокращаться? На эти и другие вопросы читателей "РГ" ответил на "горячей линии" "Российской газеты" глава Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций.

Юрий Викторович, у Роструда есть сведения о готовящихся массовых сокращениях?

Юрий Герций: Ситуация на рынке труда с точки зрения безработицы сейчас стабильная. Численность безработных в стране, рассчитанная по методологии Международной организации труда, на 1 сентября составила 3 миллиона 997 тысяч человек. Это данные Росстата. В органах службы занятости зарегистрированы 1 миллион 67 тысяч человек.

Если посмотреть статистику увольнений, то окажется, что за август уволено больше людей, чем принято на работу. Но преимущественно люди уходили по собственному желанию. Таких массовых увольнений, как были в 2009-2011 годах, нет и пока не предвидится.

Конечно, мы продолжаем получать уведомления о предстоящих высвобождениях, поскольку по трудовому законодательству все работодатели - и крупные, и малые, и индивидуальные предприниматели - обязаны заведомо, минимум за два месяца, информировать службы занятости о намерении сократить численность персонала. Но в этом году мы получили меньшее число уведомлений, чем в прошлом. Так что мы не предполагаем большого высвобождения работников в ближайшее время.

Как меняется количество обращений граждан - растет, снижается? И какие сегодня самые "популярные" нарушения трудового законодательства?Юрий Герций: Число обращений не уменьшается, обращения граждан стали более предметные и конкретные.

Чаще всего обращения касаются увольнений, выплаты заработной платы, а также вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда (средства индивидуальной защиты, оборудование рабочих мест и т.д.). Пожалуй, вот эти основные.

Судя по данным Росстата, с выплатой зарплаты ситуация налаживается. Долги заметно уменьшаются и, похоже, не без помощи Роструда.

Юрий Герций: Это верно. За восемь месяцев 2012 года по предписаниям Государственной инспекции труда выплачено 2 миллиарда 842 миллиона рублей. Число работников, которым выплачена эта сумма, составляет свыше 211 тысяч человек. Если поступил сигнал, инспекция сразу же реагирует.

У нас идет совместная работа с другими ведомствами. Сейчас мы проводим цикл совместных совещаний - Роструд, Росстат, Генпрокуратура. Рассматриваем один вопрос: совершенствование практики совместной работы по выполнению положений, связанных с оплатой труда работников. Вырабатываются единые подходы, налаживается взаимный обмен информацией.

Какая сейчас абсолютная цифра задолженности?

Юрий Герций: 2 миллиарда 74 миллиона рублей. Примерно 50 процентов задолженности составляют долги прошлых лет. И долги предприятий-банкротов.

За последние пять лет пик долгов по зарплате был в 2009 году, дальше идет снижение. Во-первых, органы исполнительной власти субъектов стали более предметно заниматься этим вопросом. Везде созданы комиссии, на которых рассматриваются предприятия-должники. Комиссию обычно возглавляет губернатор или его заместитель. Они рассматривают проблемы предприятий и вырабатывают меры оздоровления.

Во-вторых, сами работодатели сейчас, после кризиса, стали к нам обращаться значительно чаще. Потому что видят, что мы не только спрашиваем, но и оказываем правовую помощь. Во всех инспекциях налажена работа "горячей линии", организуется консультирование.

Вы говорите, что создают комиссии, но ведь на них рассматриваются проблемы крупных предприятий. А что делать людям, работающим на маленьких предприятиях, живущим в глубинке? Кризис вроде прошел, но и сейчас есть случаи, когда работники по три месяца не получают зарплату.

Юрий Герций: Почему они не сигнализируют? Если им не заплатили, они должны обратиться письменно или по электронной почте в Государственную инспекцию труда, которая есть в каждом субъекте РФ. Адреса и телефоны публикуются в местных газетах, есть в любом справочнике. Мы принимаем информацию в электронном виде, но анонимные обращения не рассматриваются.

В прошлом году мы добились внесения в закон о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей и в Трудовой кодекс дополнительного основания для госинспектора труда проводить внеплановую выездную или документарную проверку по обращению гражданина. Если гражданин обращается в инспекцию труда и заявляет о нарушениях трудового законодательства, допущенных в его отношении, у инспектора появляется абсолютное право выехать на проверку, не согласовывая свои действия с прокуратурой. Это очень важно.

Пришло два похожих вопроса из Москвы и Московской области о том, что на предприятиях существует система штрафов: за каждое, даже незначительное, нарушение лишают части премии, к концу месяца остается голый оклад. Это законно?

Юрий Герций: Незаконно. Трудовой кодекс не предусматривает систему штрафов.

Это может назваться по-другому, например, депремированием, но люди воспринимают это как штрафы.

Юрий Герций: На предприятии должно быть положение о премировании, в котором записано, за что, как, когда идет премирование. И в нем же должно быть записано, за что, когда, как идет депремирование или снижение премии. Положение о премировании согласовывается с представителями трудового коллектива, утверждается руководителем, тогда оно имеет силу для данного трудового коллектива. И оно отражается в коллективном договоре.

Острый вопрос от Гущина, оператора из Рязани: "Юрий Викторович, когда вы прекратите лоббировать заемный труд в России?"

Юрий Герций: Я заемный труд не лоббирую. Если этот труд организован в соответствии с трудовым законодательством, то это нормальный труд. Могу привести в пример город Новомосковск, где в свое время по технологии заемного труда была организована работа в течение полутора лет. Люди работали и получали зарплату. За это время восстановили производство, запустили его, и люди вернулись на свои рабочие места. Я думаю, эту форму надо развивать. Мы видим в ней построение нормальных трудовых отношений, прозрачных.

Галина Петровна, инспектор центра занятости населения, г. Воронеж: "Будет ли повышаться зарплата для работников подведомственных вам организаций? Очень тяжело прожить на 8 тысяч рублей в месяц".

Юрий Герций: Уважаемая Галина Петровна! Ваш центр занятости, как и все центры занятости в РФ, не является подведомственным Федеральной службе по труду и занятости. Полномочия в сфере занятости переданы на субъектовый уровень, и вы относитесь к региональным работникам. Повлиять на увеличение зарплаты Роструд не может.

Наталья Васильевна Глебова, пенсионер, Тула: "По достижении пенсионного возраста меня просто выгнали с работы, а я еще вполне могу работать - здоровье позволяет и на пенсию не проживешь. Есть ли законы, защищающие пенсионеров?"

Юрий Герций: Вас не могли выгнать с работы - пенсионный возраст не является основанием для увольнения. Видимо, вам предложили, и вы уволились. Если я направлю на это предприятие инспектора, он увидит там заявление "по собственному желанию" или "по соглашению сторон". В этой ситуации инспектор ничего не может сделать. Если есть желание восстановиться на работе, то в данном случае может защитить суд.

Вопрос из Тулы: "Часто приходится работать в выходные и праздничные дни. За это нам дают только день отгула, про двойную оплату начальство слышать не хочет. Как заставить работодателей исполнять закон?"

Юрий Герций: Если привлекают работать в выходные, должны быть соответствующие приказы или распоряжения. Если таких документов нет и работа не компенсируется должным образом, надо обращаться в инспекцию труда.

Наталья Калашникова: "Если работодатель не отпускает в основной отпуск перед декретом, можно ли получить компенсацию? Или лучше уйти в этот отпуск после декрета"?

Юрий Герций: Работодатель не вправе в данной ситуации не предоставлять вам отпуск. Беременным женщинам не разрешается выплачивать компенсацию. Работница в праве взять отпуск как до родов, так и после декретного отпуска. Полагаю, вопрос надо решать с работодателем сейчас. Если не получается, то с профсоюзной организацией. Или вы можете обратиться в инспекцию труда, и наши юристы подскажут правильное решение.

Александр, студент из Тулы: "Возможно ли вернуть распределение для выпускников вузов, хотя бы для тех, кто учится на бюджетной основе"?

Юрий Герций: И да, и нет. Конечно, с точки зрения закрепляемости, такой подход можно рассматривать. Но есть проблема: люди не так часто стали учиться по призванию. По полученной профессии работают примерно 50 процентов выпускников, остальные почти сразу уходят в другие отрасли. Поэтому начинать надо с профориентационной работы, со школьных лет необходимо готовить человека к ответственному выбору профессии. И, может быть, тогда распределение будет более правильным и оправданным. Хотя сейчас субъекты имеют право и возможность помогать молодым людям в трудоустройстве по окончании учебного заведения.

Из Приморского края вопрос: "Правда ли, что в крае планируется сокращение семи инспекторов труда? Сейчас тут всего 36 сотрудников, и нагрузка на людей очень большая".

Юрий Герций: В Приморье будет сокращено три человека, а не семь.

Из Благовещенска вопрос: "Работодатель отказывается снизить работающей беременной сотруднице нормы труда, не выплачивает пособие. Как закон защищает беременную женщину"?

Юрий Герций: В соответствии с медицинским заключением беременной женщине должны быть уменьшены нормы выработки и установлен неполный рабочий день. Для них установлен запрет на работу в ночное время, во вредных условиях, на командировки. Если работодатель это не выполняет, надо обращаться в инспекцию труда.

Софья Назимова: "По образованию я учитель биологии. Долго не работала по специальности и потеряла квалификацию. Хочу возобновить работу, искала место, но все время получала от работодателей отказ. Куда обратиться, кто сможет помочь"?

Юрий Герций: Сейчас в ряде регионов нехватка педагогов. Региональные органы образования четко их отслеживают, при необходимости переобучают. Туда и надо обратиться. Мы многим рекомендуем, даже по Москве, обращаться в департамент образования или в управление образования округа. В этих структурах есть институты повышения квалификации учителей, где можно и переобучение пройти. Эта процедура широко используется.

Если человек работает без заключения трудового договора, а таковых, по экспертным оценкам, у нас несколько миллионов, есть у него возможность защитить свои права?

Юрий Герций: Если человек работает без трудового договора, но фактически исполняет трудовую функцию или производит какую-либо деятельность по заданию и в интересах работодателя, однако с ним не заключают договор и не платят заработную плату, человек может через суд доказать, что он действительно находился с работодателем в трудовых отношениях.

В качестве доказательства можно, например, предоставить фотографии или видеозаписи, сделанные на рабочем месте, привести свидетелей, предоставить произведенную продукцию и так далее. Тогда суд своим решением установит, что у гражданина Иванова с работодателем Петровым были трудовые отношения и обяжет работодателя оформить отношения, выплатить деньги. 11 статья Трудового кодекса говорит, что если правоотношения квалифицированы судом как трудовые, то к ним применяются все нормы трудового права.

А инспекция труда будет помогать такому работнику?

Юрий Герций: Консультацией - да. На основании свидетельских показаний, подтверждающих наличие трудовых отношений, инспектор труда не вправе восстанавливать права работника, потому что он не обладает правами лица, производящего дознание, и слова свидетеля не могут квалифицироваться им как фактическое доказательство. Такое право есть у органов следствия, прокуратуры, суда.

Важным является и следующий момент: есть сроки исковой давности. 391 статья Трудового кодекса говорит о том, что работник вправе обратиться в суд, если речь идет об увольнении, не позже, чем через месяц после того, как были нарушены его права. А по иным трудовым вопросам - в течение трех месяцев.

То есть надо быстро решать свои проблемы…

Юрий Герций: Да, надо быстро ориентироваться, обращаться в суд, в трудинспекцию, она поможет оформить некоторые документы и исковое заявление.

Есть еще одна особенность. Инспектор не может от лица инспекции труда подать заявление в суд в защиту нарушенных прав гражданина. Мы просим дать нам эти полномочия, но пока безуспешно. До 2006 года такими полномочиями инспекция труда обладала, и мы защищали права работников в суде. Потом эти полномочия были сняты, а прокуратуре добавлены.

Какие еще полномочия было бы хорошо предоставить Федеральной службе по труду и занятости для более эффективной защиты трудовых прав граждан?

Юрий Герций: Было бы правильно продлить сроки давности для обжалования в суде нарушенных трудовых прав граждан хотя бы до года. Второе - дать возможность обращаться в судебные инстанции по защите нарушенных прав работника, обратившегося в государственную инспекцию труда. Третье - предоставить нам право быть участником процесса по рассмотрению дела об административном правонарушении, возбужденном инспектором труда. Сейчас инспектор пишет протокол, например, если не выполнено предписание. Сам инспектор оштрафовать за это не может. Он возбуждает дело и отправляет его в суд. Но нас туда не приглашают.

Следующее. Мы расследуем несчастный случай на производстве, набираем материал, в том числе и объяснения работников. В ходе своего расследования доказываем виновность конкретных лиц и передаем материалы в следственные органы. Но чтобы привлечь к уголовной ответственности виноватых, следователь должен заново провести расследование, потому что по уголовному кодексу у нас нет функций дознавателя, и собранные нами свидетельские показания не могут служить доказательством. Поэтому мы также просим в ходе расследования несчастных случаев или чрезвычайных происшествий предоставить часть прав дознавателей инспекции труда.

Марина Грицюк, Татьяна Смольякова, Российская газета

вернуться