Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
События в стране и регионе
30.05.2011 Четвертая часть уральских машиностроительных заводов по-прежнему убыточна
В первом квартале 2011 года в бюджет Свердловской области поступило 30,4 миллиарда рублей - на 5,5 миллиарда больше, чем за аналогичный период прошлого года. Пока не ясно, будет ли бюджет региона профицитным, но плановый дефицит точно будет заметно сокращен.
Такой финансовый результат обусловила хорошая работа промышленности: поступления налога на прибыль по сравнению с первым кварталом 2010-го возросли в 1,5 раза, составив 11,5 миллиарда рублей, и это самая большая статья бюджетных доходов. Как уточняет первый заместитель министра финансов Свердловской области Светлана Климук, львиная доля налоговых отчислений пришлась на предприятия металлургической отрасли - незыблемую на протяжении столетий основу уральской промышленности.
А вот результаты работы обрабатывающих и машиностроительных предприятий финансистов пока не радуют: их доля в бюджете не столь впечатляюща. Хотя, по данным областного министерства промышленности и науки, в 2010 году объемы производства машиностроения (без учета вооружений и боеприпасов) выросли на 17 процентов по отношению к 2009 году. Особенно отличились производители электронного и электронно-оптического оборудования, увеличившие результаты работы на 41 процент, и транспортного оборудования - в 2,2 раза. Последний показатель стал рекордным (правда, он обеспечен главным образом созданием нового предприятия, которое получило заказ на выпуск грузовых локомотивов).
Статистика отраслевого объединения более позитивна. Свердловский союз машиностроительных предприятий, куда входит около половины местных заводов, итоги прошлого года считает хорошими: у его участников суммарный объем отгруженной продукции вырос более чем на 60 процентов и достиг 46,8 миллиарда рублей. В то же время суммарный убыток в отрасли составил более 620 миллионов рублей (в 2009 году этот показатель равнялся лишь 116 миллионам).
- Связано это с парадоксальной ситуацией на Уралмашзаводе, - объясняет председатель отраслевого союза Алексей Молотков. - В 2010 году там было выпущено продукции на 5,7 миллиарда рублей - это в полтора раза выше прошлогоднего показателя. Предприятие направило 1,2 миллиарда на техническое перевооружение и модернизацию производства, а в итоге получило 1,6 миллиарда рублей убытка. Такая ситуация характерна для большинства заводов тяжелого машиностроения с длительным циклом изготовления сложной крупнотоннажной продукции. Сказывается и отсутствие защиты внутреннего рынка от демпинга со стороны зарубежных конкурентов.
В союзе констатируют, что за год в машиностроение области вложено более двух миллиардов рублей (это трехкратный рост к 2009 году). Главную скрипку играют собственные средства и банковские займы - роль государственных целевых программ в этом процессе крайне мала. Численность рабочих за год уменьшилась на 10 процентов, но, по мнению экспертов, период массовых сокращений закончился. И, пожалуй, самая оптимистическая тенденция - изменение соотношения кредиторской и дебиторской задолженности. Если в начале 2010 года размер кредиторской задолженности вдвое превышал "дебиторку", то к концу года первая почти не изменилась и составляет порядка 10 миллиардов рублей, а вторая превысила 9 миллиардов, что сулит предприятиям выручку и возможность гасить кредиты.
Глава областного министерства промышленности и науки Александр Петров отмечает видимые улучшения, но констатирует, что в обрабатывающей промышленности добавленная стоимость продукции не превышает 35 процентов, а доля кооперационной составляющей в производственном процессе не более 25 процентов: машиностроение работает почти как "натуральное хозяйство". Отсюда низкая производительность труда среднеуральских машиностроителей - в 3,5 раза ниже мирового уровня (по этому показателю регион занимает 25-е место в России). На ряде предприятий уровень заработной платы остается ниже 12 тысяч рублей, а доля убыточных предприятий все еще велика - 26,5 процента.
- К 2020 году мы должны довести объемы продукции до 2,3 триллиона рублей. В этом году мы превысили триллион, но среднегодовой темп роста должен быть более 10 процентов. Доля предприятий, осуществляющих технические инновации, по плану составит 40 процентов, доля инновационной продукции - 25 процентов в общем объеме производства. Средняя заработная плата на заводах должна достигнуть 50 тысяч рублей и стать гарантией социального благополучия, - озвучил амбициозные планы министр.
Областные власти наметили ряд перспективных направлений, которые позволят свердловским машиностроителям эти планы осуществить. Это, например, государственные программы поддержки дизелестроения и развития инфраструктуры энергообъектов. Как отмечает Александр Петров, сейчас прилагаются все усилия для привлечения в область предприятий, специализирующихся на станкостроении, а также расширяются возможности сотрудничества с автопромом: идут переговоры с двумя российскими автомобильными концернами. У трех зарубежных заканчивается двухлетний срок, отведенный на локализацию производства в России, а значит, доля отечественных комплектующих там должна возрасти до 50 процентов, и среднеуральские заводы могли бы принять участие в этих проектах.
Алина Мельникова, Российская газета
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.